Ранее логистику воспринимали как корпоративный амбар, но на самом деле это не так. Логистика — важная составляющая успеха компании, симбиоз профессионалов. Ключевые отделы, такие как менеджеры по закупкам, должны быть тесно интегрированы в общие процессы проектов.
За последние пять лет логистическая отрасль пережила значительные изменения, включая нашу компанию. Прежде считалось, что склад — это задворки компании, в которых работают низкоквалифицированные специалисты. Нам удалось изменить взгляды на нашу работу. Теперь склад — это негласная витрина «Комфортел». Функции склада расширились, он перестал быть просто местом для хранения товаров, став прозрачной структурой, выступая в роли эффективного инструмента в реализации проектов.
Рабочий день логиста и директора по логистике не нормирован. Мы держим связь с партнерами от Владивостока до Калининграда. Кроме того, компания в 2023 году вышла в Казахстан. Иногда бывают рабочие звонки в 5 утра — это обычная ситуация.
При реорганизации логистической деятельности мы выделили три ключевые задачи: оптимизация уровня запасов для более эффективного использования оборотных средств, внедрение автоматизации на складе для повышения производительности и сокращения ручных процессов, минимизация избыточных перемещений как внутри склада, так и при транспортировке.
Мы успешно интегрировали программные инструменты, включая систему управления складом (WMS) для согласованной работы отделов закупки и склада.
Есть такой термин «бережливая логистика». В определенной степени мы реализовали внедрение этого метода.
Бережливая логистика предполагает закупку именно того количества материалов, которое необходимо в данный момент, чтобы не увеличивать затраты.
Однако для успешной реализации этой концепции необходимо учесть два важных условия. Во-первых, логистика должна быть тесно интегрирована в процессы компании. Во-вторых, сотрудники должны полностью осознавать, что происходит в этих процессах и быть способными самостоятельно оценивать, анализировать и регулировать их.
Мы отделили складские запасы от проектов, благодаря чему избежали перегрузки на складе. В оптимизации управления запасами оправдала себя и система кросс-докинга. Теперь, получая товары от поставщиков, мы принимаем их в упаковке, идентифицированной для конкретного проекта, за счет чего не производим дополнительного перераспределения с нашей стороны.
За последние три года грузопотоки оборудования увеличились на 30–35 % в год, количество перемещений возросло на 40 %, запасы сократились на 45 %, а рост оборачиваемости привел к снижению загрузки компании и уменьшению издержек.
Нам не пришлось увеличивать штат и расширять аренду складских помещений — мы сохранили способность эффективно работать в режиме многозадачности.
Самый позитивный — многие компании поняли, что избыток на складе вреден. У руководства появился приоритет на развитие логистики, особенно в компаниях с внешнеэкономической деятельностью.
Самый негативный — усиление вторичных санкций разрушило привычные логистические цепочки для компаний, связанных с бывшими партнерами за рубежом. Это увеличило временные и финансовые затраты.
Тренды 2024 года неоднозначны. Сейчас идет переориентация логистических путей с Запада на Восток. Определенно усилится работа через Китай, а количество закупок через третьи страны, напротив, снизится.
Это добавляет необходимости согласования с техническими службами, так как не все готовы резко менять компоненты сети и переходить на другого вендора.
Цифровизация в отрасли началась с внедрения WMS-систем. Эти решения позволили перенести всю деятельность организацию из бумаги в цифру. А финал всего этого — внедрение искусственного интеллекта.
В будущем и другие процессы перейдут в цифру. Я уже сейчас понимаю, что можно автоматизировать.
Например, груз по кросс-докингу маркируется всеми необходимыми метками идентификации. Наши работники на складе только контролируют его перемещение. В перспективе этот процесс можно автоматизировать.
Логистика сама по себе создана чтобы сокращать расходы. Мы не видим тех процессов, которые приведут к сокращению расходов, скорее наоборот — чтобы пройти процесс автоматизации и внедрить новые продукты, необходимы вложения.
В логистике каждый день — это определенный вызов. Мы решаем вопросы, которые никто не хочет решать. Наш отдел уже плотно интегрировался в процессы компании и близок к тому, чтобы увеличить степень участия в проектных решениях.
Логистические процессы подстроены под нужды компании, мы их меняем только когда появляются новые направления. Мы немного опередили компанию в развитии. Какие-то предложения отклонялись, какие-то принимались, но я человек терпеливый и гну свою линию. Все видят, что логистика работает и к ней нет вопросов.
Нужно продолжать работу с партнерами, чтобы они переносили свои производственные мощности к нам в страну.
В компании конкурентная заработная плата, а в системе мотивации предусмотрены бонусы. У нас в почете адекватное руководство и профессиональное мастерство. Благодаря этим мерам у нас один из самых стабильных отделов.
Человеку с определенной базой потребуется минимум год, чтобы показать себя как специалиста. Я вырастил не одно поколение и каждый раз отдаю частичку себя, поэтому, наверное, и старею раньше.
Профессиональная структура — это люди и их знания, а структура процессов — это отображение того, что происходит на самом деле. Успех компании зависит от способности самого слабого звена. Во многих структурах кладовщик является сухой рабочей силой большого локомотива и буквально последним человеком, который может обнаружить ошибки, допущенные инженерным составом. Наш кладовщик может проанализировать ситуацию, выявить неточности и вступить в диалог с руководством.
Такой принцип следует развивать и дальше. Ведь если каждый сотрудник вовлечен в процесс и знает, что, как и зачем делается, то каждое его действие будет способствовать общей стратегической цели.
Любопытство, заинтересованность, внимательность, а также зрительная память — все эти качества важны для кандидата. Зрительная память, кстати, обычно приходит через руки. Недостаточно просто закупать — важно понимать, что ты приобретаешь, уделять внимание деталям. Купил что-то новое? Загляни на склад, изучи товар.
Мы особо ценим умение задавать вопросы. Я пришел в телеком-логистику, работая до этого в компании по производству косметики. Логистические процессы, по сути, везде схожи, и знание продукта не всегда обязательно. Но интересно же… В «Комфортел» пришел уже в зрелом возрасте, и все равно бегал за своим руководителем как школьник — задавал вопросы.
Нам предоставляют полный карт-бланш и возможность использовать все доступные инструменты. У нас все нестандартно, начиная с подхода к сотрудникам и заканчивая процессом реализации проектных решений.