img23 ноября 2021 в 15:00

Ирина Савченко, Первый канал: «Мы не делим людей на телезрителей и интернет-пользователей»

Первый канал стремится к первенству на телевизионном рынке не только в качестве контента, но и в освоении новых сред вещания и внедрении передовых технологий, прежде всего интерактивных. Диджитал-директор Первого канала Ирина Савченко рассказала редактору «Телеспутника» Виктории Егоровой о развитии онлайн-вещания, взаимодействии с OTT-платформами и соцсетями, а также поделилась успешными кейсами с применением интерактива.

Первый канал стремится к первенству на телевизионном рынке не только в качестве контента, но и в освоении новых сред вещания и внедрении передовых технологий, прежде всего интерактивных. Диджитал-директор Первого канала Ирина Савченко рассказала редактору «Телеспутника» Виктории Егоровой о развитии онлайн-вещания, взаимодействии с OTT-платформами и соцсетями, а также поделилась успешными кейсами с применением интерактива.
Старт нового телесезона традиционно начинается осенью. Работа диджитал-направления тоже имеет сезонность или у вас иная схема?
Как и наши коллеги в традиционном линейном эфире, диджитал-дирекция не отдыхает и работает 365 дней в году, 24 часа в сутки. Независимо от сезонности ни на минуту не прерывается ни линейное вещание телеканала, ни его дистрибуция в интернет-среде. Если говорить о самых интересных и ярких событиях, то они традиционно приходятся на начало телесезона — сентябрь и октябрь. А дальше идут ноябрь, декабрь, январь и февраль, когда все это находит свое место в эфире. Но мы замечаем все меньше изменений, связанных с летним смотрением. Например, на лето 2021 года пришлось несколько мощных ивентов — Чемпионат Европы по футболу, Олимпиада. Как канал ивентов мы переживаем сезонность в меньшей степени. События национального масштаба у нас происходят каждый сезон.
Какие задачи стоят перед диджитал-направлением?
Перед диджитал-дирекцией традиционно стоит задача успешной дистрибуции контента Первого канала в новых средах. Конечно, мы вещаем на всех устройствах и платформах, стараемся добавлять к линейному вещанию, которое сейчас уже повсеместно ведется на онлайн-платформах, что-то интересное, то есть технологии, которые дают интернет-пользователю определенные преимущества по сравнению со зрителями традиционного вещания. Например, интерактивное взаимодействие с контентом. Раньше телевидение упрекали в том, что оно не дает возможность обратной связи со зрителями. С 2017 года вещание Первого канала в интернет-среде и в традиционном эфире в формате HbbTV предоставляет пользователям возможность коммуницировать с контентом: выбирать наставников в «Голосе», голосовать за лучшую пару в «Ледниковом периоде» — это проекты, с которых мы стартовали. Помимо того, можно крутить виртуальный барабан в «Поле чудес» в случае, если зрители смотрят телевизионный интерактивный эфир. Играть в «Кто хочет стать миллионером». Это новое телевидение, которое не просто вещает в одностороннем режиме, а слышит своего зрителя и приглашает его на свой телеэкран.
С 2019 года прямой эфир Первого канала транслируется в «Одноклассниках». Насколько существенно смотрение в соцсети добавляет к общему телесмотрению?

Первый канал транслируется практически во всех OTT-сервисах. «Одноклассники» — один из наших любимых партнеров, но далеко не единственный. На сегодняшний день легальное вещание OTT-версии телеканала осуществляется в плеерах 26 OTT-операторов, которые приняли условия Первого канала, опубликованные на его сайте. Еще до того, как такая дистрибуция была законодательно урегулирована, наши партнеры действовали прозрачно, выполняли все условия и мы вполне успешно дистрибутировали контент не только на своих ресурсах, но и на тех платформах, которые готовы предоставлять наши программы в неизменном виде, не ухудшают качество вещания и, как и мы, думают о зрителях и пользователях. Это касается постоянного вещания линейного телеканала в интернете в том виде, в каком он транслируется по традиционному ТВ. Но в момент каких-то ярких событий, национальных ивентов мы организуем дополнительные стриминги на наших партнерских площадках, в наших аккаунтах в соцсетях, на видеохостингах. Например, 5 октября трансляцию старта ракеты с киноэкипажем проекта «Вызов» на борту мы провели в «Одноклассниках», «ВКонтакте», TikTok, на блог-платформе «Яндекс.Дзен» и в YouTube, в том числе на трех иностранных языках — английском, французском и испанском.

Наша концепция заключается в том, что Первый канал и его контент должны присутствовать там, где присутствует наш зритель. Мы уже не делим людей на телезрителей и интернет-пользователей, потому что в моменты ивентов, вероятнее всего, эти аудитории уже сравнялись. К сожалению, у нас до сих пор нет единого отраслевого способа измерения интернет-аудитории, поэтому никак нельзя доказательно сравнить, большую или меньшую аудиторию имеет то или иное событие в интернете или на ТВ. Наверное, в скором времени рынок решит эту проблему и мы будем точно знать, какую аудиторию собираем. Сейчас же понимаем, что эта аудитория колоссальная. Например, мы зафиксировали более 13 млн просмотров трансляции старта ракеты только на тех ресурсах, где есть возможность подсчитать просмотры и для нас, как вещателя, доступна статистика. Мы до сих пор не можем вычислить аудиторию, которая смотрит наш эфир на тех сервисах, которые не предоставляют статистику. Кроме того, не можем сколько-нибудь точно подсчитать аудиторию 76 больших экранов, которые транслировали это событие по всей стране. Очевидно, что, как и в случае трансляции матчей Чемпионата мира по футболу, в совокупности это близко к 100% жителей нашей страны. Мы считаем, что контент должен быть доставлен любым способом до зрителя, ради которого работает Первый канал.

Возможна ли дополнительная монетизация вещания того формата, что ведется в соцсетях?
Безусловно, такая возможность существует. В зависимости от условий партнерства с теми или иными платформами телеканалы либо достигают этого результата, то есть монетизируют свой контент, либо не достигают его. Это зависит от того, как строятся взаимоотношения конкретного OTT-сервиса и вещателя.
На каких видах устройств пользователи потребляют ваш контент активнее всего?
В нашем случае смотрение на мобильных устройствах уже составляет более 65%. На некоторых OTT-платформах, где мы вещаем свой телеканал в стриминге, эта цифра доходит до 80%.
Какие форматы предпочитают пользователи — длинные или короткие?
Когда-то считалось, что в среднем интернет-пользователи потребляют две-три минуты контента при одном посещении ресурса. Сейчас совершенно очевидно, что это не так. Вновь возвращаюсь к событию 5 октября: тогда среднее время пребывания на странице сайта Первого канала, на котором велась трансляция, составило 18 минут. Это колоссальное время, которое сложно было представить еще несколько лет назад. Мы понимаем, что это среднее время: пользователи подключаются и отключаются, но в любом случае это очень большая длительность. Я пять лет занималась новостным видеоконтентом в агентстве «РИА Новости». Средняя длительность пребывания пользователя на странице с контентом Первого канала, то есть длинным контентом, ради которого пользователь и пришел, превышает среднюю длительность пребывания на странице с новостным контентом в пять–шесть раз. То есть человек понимает, что он пришел смотреть аудиовизуальный контент длительного хронометража. И он его смотрит.
Можете привести примеры удачных кейсов интеграции диджитал- и линейного вещания?

Кейсы, в которых мы наблюдаем органичное сочетание возможностей линейного ТВ и интернет-технологий — наша любимая тема. Во время старта ракеты 5 октября мы запустили AR-интеграцию (дополненная реальность, — прим. ред.). В эфире традиционного канала и в цифровом вещании появлялся QR-код с приглашением зрителям скачать мобильное приложение Первого канала и запустить свою виртуальную ракету. QR-кодами удивить кого-то сложно, но желание и готовность наших зрителей получить первый AR-опыт с полным раскрытием технологии дополненной реальности мы расцениваем как очень высокий результат: 250 тыс. запусков виртуальной ракеты в приложении Первого канала за пару дней — это очень хорошие цифры. Речь идет в том числе о людях, которые и не подозревали, что они хотели бы иметь такой опыт. Мы видим, что телезритель очень охотно использует новые технологии. В момент работы над проектом «Союз спасения» мы провели съемку основных этапов кинопроизводства в формате 360 градусов. Это был первый подобный арт-объект, погрузившись в который пользователь мог ощутить себя на съемочной площадке — оглядываться во все стороны, смотреть, как происходит съемка, чувствовать себя режиссером или оператором, то есть оказаться в святая святых кинопроизводства. Это было очень органично для продвижения вполне традиционного кинопродукта.

Таких примеров довольно много. Возможность смотреть картинку с любой из 30 камер в плеере на сайте Первого канала мы предоставляли пользователям еще в 2018 году во время трансляций Чемпионата мира по футболу. Можно было выбирать любой ракурс, смотреть статистику игры в плеере, информацию по каждому игроку. Телевизионные проекты мы показывали в формате 360 градусов, в частности, на YouTube транслировали «Голос.Дети» в этом формате. Шоу собрало 1,2 млн просмотров, это отличные цифры тем более если учесть, что это было несколько лет назад. Уже тогда аудитория оказалась очень отзывчивой на применение такой инновации. Любая технология, которая появляется на рынке, используется в традиционном телеэфире прежде всего в тех случаях, когда это соответствует базовой мотивации пользователя. Мы должны понять, что предлагаем и почему именно в этом контенте стоит использовать ту или иную технологию. Тогда зрители очень активно отзываются на наше предложение.

Плеер на сайте Первого канала не позволяет менять качество потока, если пользователь включает адблок. Есть ли у вас данные, какой процент пользователей соглашается отключать адблок?
Процент людей, которые смотрят с включенным адблоком за время использования этого механизма сократился в три раза.
То есть для вас проблема использования адблока не выглядит серьезной?
Эта проблема актуальна для всех, кто пытается монетизировать свой контент в интернет-среде. Мы предложили честный и щадящий способ: если ты не хочешь смотреть контент с рекламой, значит, будешь смотреть его с худшим качеством. А для просмотра в максимальном качестве — отключи, пожалуйста, адблок и тогда мы, тратя существенные ресурсы на производство и дистрибуцию контента, будем получать некий экономический эффект, оправдывающий эти усилия. За контент кто-то должен платить. Если вы покупаете по платной модели кино на ресурсе «Кино1ТВ», то смотрите его без рекламы в хорошем качестве. Если вы не хотите платить даже один рубль за подписку на таких сервисах, то отключите адблок, чтобы смотреть в отличном качестве бесплатно, но с рекламой.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий