Первый канал транслируется практически во всех OTT-сервисах. «Одноклассники» — один из наших любимых партнеров, но далеко не единственный. На сегодняшний день легальное вещание OTT-версии телеканала осуществляется в плеерах 26 OTT-операторов, которые приняли условия Первого канала, опубликованные на его сайте. Еще до того, как такая дистрибуция была законодательно урегулирована, наши партнеры действовали прозрачно, выполняли все условия и мы вполне успешно дистрибутировали контент не только на своих ресурсах, но и на тех платформах, которые готовы предоставлять наши программы в неизменном виде, не ухудшают качество вещания и, как и мы, думают о зрителях и пользователях. Это касается постоянного вещания линейного телеканала в интернете в том виде, в каком он транслируется по традиционному ТВ. Но в момент каких-то ярких событий, национальных ивентов мы организуем дополнительные стриминги на наших партнерских площадках, в наших аккаунтах в соцсетях, на видеохостингах. Например, 5 октября трансляцию старта ракеты с киноэкипажем проекта «Вызов» на борту мы провели в «Одноклассниках», «ВКонтакте», TikTok, на блог-платформе «Яндекс.Дзен» и в YouTube, в том числе на трех иностранных языках — английском, французском и испанском.
Наша концепция заключается в том, что Первый канал и его контент должны присутствовать там, где присутствует наш зритель. Мы уже не делим людей на телезрителей и интернет-пользователей, потому что в моменты ивентов, вероятнее всего, эти аудитории уже сравнялись. К сожалению, у нас до сих пор нет единого отраслевого способа измерения интернет-аудитории, поэтому никак нельзя доказательно сравнить, большую или меньшую аудиторию имеет то или иное событие в интернете или на ТВ. Наверное, в скором времени рынок решит эту проблему и мы будем точно знать, какую аудиторию собираем. Сейчас же понимаем, что эта аудитория колоссальная. Например, мы зафиксировали более 13 млн просмотров трансляции старта ракеты только на тех ресурсах, где есть возможность подсчитать просмотры и для нас, как вещателя, доступна статистика. Мы до сих пор не можем вычислить аудиторию, которая смотрит наш эфир на тех сервисах, которые не предоставляют статистику. Кроме того, не можем сколько-нибудь точно подсчитать аудиторию 76 больших экранов, которые транслировали это событие по всей стране. Очевидно, что, как и в случае трансляции матчей Чемпионата мира по футболу, в совокупности это близко к 100% жителей нашей страны. Мы считаем, что контент должен быть доставлен любым способом до зрителя, ради которого работает Первый канал.
Кейсы, в которых мы наблюдаем органичное сочетание возможностей линейного ТВ и интернет-технологий — наша любимая тема. Во время старта ракеты 5 октября мы запустили AR-интеграцию (дополненная реальность, — прим. ред.). В эфире традиционного канала и в цифровом вещании появлялся QR-код с приглашением зрителям скачать мобильное приложение Первого канала и запустить свою виртуальную ракету. QR-кодами удивить кого-то сложно, но желание и готовность наших зрителей получить первый AR-опыт с полным раскрытием технологии дополненной реальности мы расцениваем как очень высокий результат: 250 тыс. запусков виртуальной ракеты в приложении Первого канала за пару дней — это очень хорошие цифры. Речь идет в том числе о людях, которые и не подозревали, что они хотели бы иметь такой опыт. Мы видим, что телезритель очень охотно использует новые технологии. В момент работы над проектом «Союз спасения» мы провели съемку основных этапов кинопроизводства в формате 360 градусов. Это был первый подобный арт-объект, погрузившись в который пользователь мог ощутить себя на съемочной площадке — оглядываться во все стороны, смотреть, как происходит съемка, чувствовать себя режиссером или оператором, то есть оказаться в святая святых кинопроизводства. Это было очень органично для продвижения вполне традиционного кинопродукта.
Таких примеров довольно много. Возможность смотреть картинку с любой из 30 камер в плеере на сайте Первого канала мы предоставляли пользователям еще в 2018 году во время трансляций Чемпионата мира по футболу. Можно было выбирать любой ракурс, смотреть статистику игры в плеере, информацию по каждому игроку. Телевизионные проекты мы показывали в формате 360 градусов, в частности, на YouTube транслировали «Голос.Дети» в этом формате. Шоу собрало 1,2 млн просмотров, это отличные цифры тем более если учесть, что это было несколько лет назад. Уже тогда аудитория оказалась очень отзывчивой на применение такой инновации. Любая технология, которая появляется на рынке, используется в традиционном телеэфире прежде всего в тех случаях, когда это соответствует базовой мотивации пользователя. Мы должны понять, что предлагаем и почему именно в этом контенте стоит использовать ту или иную технологию. Тогда зрители очень активно отзываются на наше предложение.