img02 ноября 2023 в 14:15

Ирина Шленкина, «Уфанет»: «Мы смотрим в сторону дополнительных сервисов»

После ухода западных правообладателей с рынка РФ отечественные вещатели стали налаживать сотрудничество с другими странами. Одним из таких перспективных зарубежных рынков является Саудовская Аравия — именно в этой стране «Уфанет» ищет партнерства, призналась директор по развитию и правовым вопросам оператора Ирина Шленкина. В интервью «Телеспутнику» она также рассказала о запуске телеканала Sumiko, перспективах принятия законопроекта о недискриминационном доступе и новых направлениях развития операторского бизнеса.

После ухода западных правообладателей с рынка РФ отечественные вещатели стали налаживать сотрудничество с другими странами. Одним из таких перспективных зарубежных рынков является Саудовская Аравия — именно в этой стране «Уфанет» ищет партнерства, призналась директор по развитию и правовым вопросам оператора Ирина Шленкина. В интервью «Телеспутнику» она также рассказала о запуске телеканала Sumiko, перспективах принятия законопроекта о недискриминационном доступе и новых направлениях развития операторского бизнеса.
В этом году вы с коллегами совершили деловую поездку в Саудовскую Аравию. Можете объяснить, почему выбрали именно эту страну для налаживания связей?

Действительно, поездка была классной, впечатления до сих пор свежи. Я рекомендую всем расширять свой горизонт, потому что поездки в зарубежные страны и изучение их рынка позволяет понять, с одной стороны, насколько у нас здесь в России хорошо, с другой — посмотреть, что можно сделать лучше.

Саудовскую Аравию мы не выбирали, так просто получилось. Один наш знакомый ведет бизнес в этой стране. Однажды он общался с шейхом, и тот спросил его: есть ли в России компания, готовая поставлять контент? Оказалось, шейх любит все русское. Знакомый предложил нам съездить в Саудовскую Аравию и изучить ее на предмет бизнес-связей. Недолго думая мы согласились, несмотря на то, что ничего не знали про этот рынок.

Долгое время Саудовская Аравия была закрытой страной, а сейчас она открывается. Туда все больше поступает зарубежный капитал, иностранцам стало легче вести бизнес, происходит взаимопроникновение культур, визу можно получить за считанные секунды — через интернет. Раньше было сложнее: существовали квоты, требовалась куча документов. Это один из показателей того, что страна открывается.

С другой стороны, там по-прежнему сильны традиции и обычаи. Еще несколько лет назад женщины не могли работать, выходить без мужчины на улицу, не могли получать права. Новый наследный принц поменял это, и мы увидели на улице женщин, которые ходят одни, работают, водят автомобили. Конечно, разница между нашим миром и саудовским колоссальная.

Недавно мы запустили новый телеканал для поклонников аниме — Sumiko. И мне было интересно, как в Саудовской Аравии обстоят дела с трансляцией аниме, ведь в этих сериалах и фильмах есть девочки в коротких юбках. Оказывается, такие персонажи там строго под запретом. Поэтому производители аниме идут навстречу и адаптируют свой контент: дорисовывают персонажам штаны.

Наша поездка прошла на высокой ноте. Мы встречались с представителями Министерства связи, Министерства юстиции, узнали, как устроен бизнес в Саудовской Аравии, какие цены на интернет, какой контент там потребляют. В результате наметили для себя ниши, где можем сотрудничать.

Кстати, про ниши: вы планируете предлагать там телеком-услуги или транслировать телеканалы?

В Саудовской Аравии четыре–пять основных игроков на рынке связи, и все они влиятельные. Поэтому преждевременно говорить о том, что российская компания будет там оператором связи.

А вот что касается остального, например, обучения, то здесь нам есть что предложить. В Саудовской Аравии сейчас тоже остро стоит проблема кадров, молодых специалистов, в том числе в телекоме и в ИТ, необходимо обучать. А у «Уфанет» есть свой тренинговый центр. Мы умеем обучать персонал, технических специалистов, у нас действует система адаптации. Соответственно, это может быть востребовано в Саудовской Аравии.

Что касается контента, то мы рассматриваем коллаборации с местными компаниями. Наши телеканалы Home 4K и «Глазами туриста» вещают в том числе на арабском языке, у них там много поклонников. Тем не менее, мы хотим запустить новые проекты, например, на Home 4K показывать больше программ про Саудовскую Аравию, а для «Глазами туриста» снять пару-тройку сюжетов о том, как там живут люди. Наша задача — показать миру эту страну.

Вы занимаетесь дистрибуцией контента на зарубежных рынках. Осложнилась ли ваша работа после всем известных событий?

Да, осложнилась. Мы ведь не только предоставляем услуги связи, производим телеканалы, но и поставляем телеком-оборудование. В результате событий 2022 года у нас сорвалась одна крупная поставка и пришлось приложить много усилий, чтобы клиент, который ее ожидал, в итоге не пострадал.

По телеканалам придумали ряд мероприятий, чтобы не потерять клиентов и приобрести новых. Но на это ушло время, и кого-то мы все же потеряли. С другой стороны, это позволило сосредоточиться на других рынках, найти новые возможности.

Европа для российских компаний теперь закрыта, а что касается других стран, то — пожалуйста. И у нас с ними уже заключено много контрактов.
Вы запустили новый телеканал Sumiko, у него достаточно узкая тематическая направленность. Каждый канал должен быть не только интересным и востребованным аудиторией, но и финансово успешным. Насколько сегодня подходящее время для запуска новых телеканалов?

В общем Sumiko коммерчески вполне окупаемый проект, и когда мы считали его экономику, то видели это. Такого контента явно не хватало аудитории. Буквально за первые две недели (канал был запущен в августе, — прим. ред.) мы увидели, как по показателю телесмотрения он поднялся на 65 место среди 250 телеканалов в нашем пакете. А это редкость для новых каналов. Если он оказался востребованным среди нашей абонентской базы, то, думаю, остальные операторы тоже оценят такой контент и их пользователи — тоже.

Операторы активно обсуждают законопроект о так называемом недискриминационном доступе. По вашим ощущениям, будет ли он принят в текущем виде и что даст отрасли?

Когда его примут в текущей редакции, которая летом прошла первое чтение, то для отрасли это будет большой шаг вперед. Мы шли к этому с 2011 года, прилагали все усилия, чтобы была принята именно текущая версия документа.

Законопроект направлен на то, чтобы не допустить монополизации на рынке доступа в интернет для жителей многоквартирных домов, он обеспечит честную конкуренцию, облегчит жизнь операторам, а абоненты смогут выбирать, к кому из провайдеров пойти: к тому, кто подключит его за час или к тому, кто «забивает» на его нужны.
Согласно отчетам аналитиков, проникновение услуги платного ТВ давно превысило 80 процентов, и возможностей для роста становится все меньше. Рынок интернет-доступа для физических лиц тоже практически подходит к своему насыщению. За счет чего развиваться оператору связи?

Стратегия развития — это вопрос, который должен задавать себе каждый оператор, и мы тоже задаем его себе. Одно время драйвером для нас был рынок новостроек, но потом его рост замедлился. А сейчас рост активных абонентов в многоквартирных домах идет за счет подключения новых услуг — домофонов, видеонаблюдения. Именно в сторону этих сервисов мы и смотрим. Только интернета и кабельного ТВ уже недостаточно — оператор должен предоставлять услуги в комплексе.

У нас крупная абонентская база, лояльные клиенты, и с этим активом надо работать. Мы можем предоставлять им различные сервисы, не зря же ради этого ездим по миру — смотрим, что интересного предлагают зарубежные провайдеры, что мы можем позаимствовать у них и привнести в свой бизнес.

Другим драйвером был интернет для частных домов. До сих пор на нем идет прирост подключений, там безусловно есть куда развиваться. Но мы понимаем, что рано или поздно и этот рынок схлопнется, поэтому надо искать новые направления.

Еще десять лет назад говорили о том, что кабельному телевидению придет конец. Но сегодня мы не видим большого оттока абонентов в кабельном ТВ. Рано или поздно это произойдет, но, видимо, все же поздно.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий