img28 июля 2021 в 09:45

Константин Смирнов, «НТВ Плюс»: «Мы преувеличиваем влияние пандемии на рынок медиапотребления»

По данным медиаизмерителей, в период пандемии люди стали больше времени проводить за просмотром телевидения. Пока одни эксперты предупреждают о падении телесмотрения после снятия ограничений, другие и вовсе не видят влияния пандемии на профиль медиапотребления. Что об этом думает директор департамента цифровых продуктов «НТВ Плюс» Константин Смирнов, какие тенденции будут определять изменения в медиапотреблении после пандемии, как управлять вниманием аудитории, что происходит на рынке спутникового и онлайн-телевидения, узнала редактор «Телеспутника» Виктория Егорова.

По данным медиаизмерителей, в период пандемии люди стали больше времени проводить за просмотром телевидения. Пока одни эксперты предупреждают о падении телесмотрения после снятия ограничений, другие и вовсе не видят влияния пандемии на профиль медиапотребления. Что об этом думает директор департамента цифровых продуктов «НТВ Плюс» Константин Смирнов, какие тенденции будут определять изменения в медиапотреблении после пандемии, как управлять вниманием аудитории, что происходит на рынке спутникового и онлайн-телевидения, узнала редактор «Телеспутника» Виктория Егорова.
Россия проходит третью волну пандемии. При этом формат ограничений определяется каждым регионом самостоятельно, и, в отличие от первой волны, нельзя однозначно сказать, что режим самоизоляции и удаленной работы вызовет такое же увеличение потребления контента, как это было весной прошлого года. Как вы оцениваете влияние пандемии на медиапотребление?

По моему мнению, профиль медиапотребления не сильно подвержен внешним факторам. В основном внешние факторы касаются наличия либо отсутствия того или иного популярного контента. Человек довольно инертен в своих действиях. Если он любит смотреть какой-то контент, то вряд ли ему помешает пандемия. В одном из своих интервью я уже говорил, что когда из-за пандемии приостановились спортивные соревнования, а значит, и их трансляции, то это отразилось на профиле медиапотребления. Но это произошло просто потому, что такой контент физически исчез с рынка. Люди в меру своих привычек попытались заменить спортивный контент чем-то другим. Например, кто-то стал больше смотреть кино. Наверное, этим все влияние пандемии на медиапотребление и ограничилось.

Есть еще и экономические факторы. К примеру, если человек, не дай бог, потерял работу в результате пандемии, то он, скорее всего, уйдет из легальных сервисов, и в этом случае про профиль потребления вообще очень сложно что-то сказать. Однако это опять-таки экономические факторы. Сама по себе пандемия не влияет на медиапотребление, влияют ее последствия.

Хочется верить, что третья волна пандемии станет последней. Какие тенденции, с вашей точки зрения, будут определять изменения в медиапотреблении на этапе выхода из пандемии и после нее?
Про выход из пандемии я уже сказал. На мой взгляд, никакого влияния не будет, а что касается рынка, то здесь я вижу перспективу в консолидации. Считаю, что тренд на сокращение игроков никуда не делся. Первые ласточки этого процесса мы уже увидели. Один из крупных и перспективных игроков не так давно ушел с рынка (речь о Tvzavr, — прим. ред.). И заметьте, это событие никак не было связано с пандемией.
Вы сказали о внешних факторах пандемии, что конкретно вы подразумеваете под ними?
В первую очередь это экономическая ситуация. То есть сама по себе пандемия, наличие большого количества больных не сильно влияет на медиапотребление. Пока человек живой и здоровый, он очень редко меняет свои потребительские привычки. Понятно, что если он попал в больницу, то, возможно, на какое-то время выпадет из потребительского пространства. Но как только он поправится, то, скорее всего, вернется, если у него не будет каких-то тяжелых осложнений, которые помешают ему в физическом плане.
Что будет происходить с востребованностью основных видов контента, которые по умолчанию входят в пакеты операторов платного ТВ?
Я думаю, что картина не сильно поменяется. На мой взгляд, она в меньшей степени зависит от таких вещей, как пандемия, а в большой степени от экономических факторов и качества контента, потому что у аудитории есть определенные потребительские привычки. Все как было, так и будет развиваться. Мы преувеличиваем влияние пандемии на ситуации, которые происходят на рынке медиапотребления. Да, она влияет, но через экономику. Основные тренды, которые были до нее, сохранятся.

Мы преувеличиваем влияние пандемии на ситуации, которые происходят на рынке медиапотребления

Вы сказали, что когда прекратились спортивные трансляции из-за пандемии, люди стали больше потреблять другой контент. А какой контент сейчас наиболее популярный?
Мы можем с уверенностью говорить только о собственных пользователях, за весь рынок я не рискну предположить. На первом месте — спорт и кино, на втором — новостные и познавательные программы, на третьем — контент для взрослых. Поскольку мы платный сервис, то знаем, за что люди готовы платить, а не за то, что хотят смотреть. Эта разница очень тонкая, но она есть, потому что смотреть хотят многие, а платить, к сожалению, готовы не все.
Сейчас почти не появляется новых телеканалов. Как оператор платного ТВ может управлять вниманием аудитории, если предложение телеканалов близко к насыщению и резкое увеличение предложения по факту невозможно?

Новых каналов мало по разным причинам. Во-первых, потому что это недешевое удовольствие, а права на контент дорожают и по экономическим причинам предложение не растет. Его уже некуда увеличивать. Во-вторых, очень сильно выросла конкуренция за внимание аудитории, а для ее привлечения нужно все больше средств. Наверное, поэтому предложение начинает замедляться, это чисто рыночная история.

Что может сделать оператор? Существуют разные стратегии и тактики. С точки зрения тактики оптимальнее всего вкладывать средства в сам продукт, потому что в продукте, помимо контента, есть масса других положительных моментов — это удобство пользования, внешняя и внутренняя привлекательность, представленность в различных средах, где существуют потенциальные пользователи и в конце концов оптимизация, то есть игра с пакетизацией и контентом.

Стратегия может быть разной, к примеру, кто-то делает ставку на уникальный контент. Хорошо, когда оператор сам производит фильмы и сериалы, когда у него есть на это деньги и он может вкладываться в продакшен. Как говорится, если хочешь сделать что-то хорошо — сделай сам. Может быть и другая стратегия. Допустим, наша компания не является правообладателем контента, у нас нет продакшена и вряд ли когда-нибудь появится. У нас стратегия агрегатора: мы готовы предоставить пользователям максимально широкое предложение легального контента по хорошей цене и в удобном виде. Наша стратегия заключается в том, чтобы тянуться к любому контенту, который только существует на рынке. Собственно, что мы и делаем. Буквально несколько дней назад у нас произошло историческое событие: мы пополнили наш продукт аудиоконтентом. Отныне будем выступать агрегатором и на рынке радиовещания.

Почему вы решили стать агрегатором на рынке радиовещания?
Это вполне органично вытекает из нашей продуктовой концепции. Поскольку у нашего сервиса осталось очень мало возможностей включить в себя что-то новое, то мы решили двигаться в другом направлении. Это не значит, что мы прекратили попытки расширить свое предложение с точки зрения видеосмотрения, мы продолжаем работать в этом направлении. Мы решили, что нам необходимо выйти на следующий уровень потребления. Мы ожидаем от него повышения общей привлекательности и лояльности нашей аудитории.
Не поменялось ли ваше мнение по поводу производства собственного контента? Вы говорили, что это слишком дорого и рискованно.
Не поменялось. Я думаю, что большинство сериалов умирают, так и не будучи досмотренными. Понимаете, каждый должен заниматься тем, что он умеет делать хорошо. Мы вот не умеем производить контент. Я честно скажу, что я не специалист в этом вопросе и не готов за это взяться. Мы как-то сознательно от этого ушли. Опять-таки это довольно высокий риск и большие деньги, инвестиции без какой-либо гарантии возврата. Действительно, сделаешь какое-то кино, оно даже может тебе понравиться, а люди посмотрят и скажут, что это ерунда. Во-первых, будет обидно, а во-вторых, деньги уже не вернешь.

Действительно, сделаешь какое-то кино, оно даже может тебе понравиться, а люди посмотрят и скажут, что это ерунда

В одном из интервью вы сказали, что спутниковое вещание никогда не умрет, почему вы так считаете?
Что касается спутникового вещания, то я от своих слов не отказываюсь. По-прежнему считаю, что оно никогда не умрет, потому что страна у нас большая и всегда есть места, где спутниковое вещание — единственный способ посмотреть телевизор.
Вы не считаете, что в скором времени даже в этих отдаленных местностях может появиться хороший интернет?
Не появится. Насколько мне известно, у любого оператора связи есть подразделения, которые занимаются расчетом покрытия, а поскольку почти все операторы являются коммерческими организациями, то они в первую очередь подсчитывают, каким образом инвестиции в инфраструктуру вернутся. Поскольку в нашей стране плотность населения очень сильно колеблется, то существуют места, куда связь еще долго не придет просто потому, что в это никто не захочет вкладываться. Никто не будет ставить радиовышку и тянуть к ней оптоволокно, если потенциальное количество абонентов этой радиовышки в данной местности можно посчитать способом загибания пальцев. Это неоправданно с точки зрения экономики. Боюсь, что даже наше государство не будет этим заниматься, поэтому в нашей стране всегда останутся места, куда кроме спутника ничто не сможет добраться.
Каких абонентов больше на сегодняшний день — спутниковых или онлайновых? Кто из них больше платит в течение месяца?
Если мы говорим о физическом количестве абонентов, то спутниковых пока еще больше, но это нормально, так как «НТВ-Плюс» существует на рынке спутникового телевидения двадцать пять лет. Онлайн-вещанием мы полноценно занимаемся всего три-четыре года. По этой причине спутниковых абонентов пока больше. Что касается выручки с абонента, то онлайновые абоненты платят больше.
Когда онлайновых абонентов станет больше, чем спутниковых?
Сложно сделать прогноз, с какой скоростью все это будет происходить. В какой-то момент мы увидим точку перегиба — место на графике, когда эти две кривые сойдутся. Как они будут сходиться — вопрос. Я думаю, что примерно через три года произойдет сращивание аудитории.
Вы можете назвать, сколько процентов абонентов перешли в онлайн?
Не могу по одной простой причине: наши абоненты не переходят в онлайн, так как это совершенно разные категории людей, и они не смешиваются между собой. Да, есть те, кто переходит со спутника в онлайн, но таких мало. И вряд ли когда-нибудь произойдет стопроцентный переход. Я в это не верю.
Вы сказали, что люди, которые пользуются онлайн-ТВ больше платят. Почему?
Это происходит исключительно потому, что подписка в онлайне стоит дороже. Изначально, когда мы только начинали плотно заниматься онлайн-вещанием, у нас было опасение, что люди начнут переходить со спутника в онлайн, поэтому заложили некую премиальность в цену онлайн-вещания. Однако наши опасения не подтвердились.
Что удобнее с точки зрения использования — спутниковое ТВ или онлайн-ТВ? Можете назвать плюсы и минусы?

Это зависит от конкретного пользователя. Основной плюс спутникового вещания заключается в том, что его покрытие есть там, где нет интернета. Минус заключается в более высокой стоимости входа.

Первый плюс онлайн-вещания в том, что у него нет входного порога, так как устройство, способное выйти в интернет, наверное, есть почти у всех. Второй плюс — нет привязки к геолокации. Третий плюс заключается в его большей интерактивности по сравнению со спутником. Минус — онлайн-смотрение накладывает определенные требования к качеству сигнала, несмотря на адаптивность вещания. Когда вы хотите посмотреть что-то в хорошем качестве, то должны находиться в зоне устойчивого приема.

Что еще интересного появится на видеоплатформе «НТВ-Плюс» в этом году?
Могу сообщить, что в этом году у нас будет очень серьезное обновление. Сейчас идет процесс юридического оформления и технической подготовки. Но я думаю, что до конца года мы порадуем еще одной интересной фишкой с точки зрения контентного предложения.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий