Ретейлеру они необходимы в первую очередь для оптимизации своих процессов: закупки, выкладки товаров, поддержания ассортимента, ассортиментной матрицы.
Производители с помощью больших данных могут лучше понимать глобальные тренды на рынке, более точно планировать рекламную стратегию и стратегию развития, знать, насколько эффективен их маркетинг.
В первую очередь ведется сбор информации о покупках в торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Помимо чековых данных, перечня товара, который продается в определенный момент времени, собирается информация для производителей, например, оценка товара, составляются рейтинги продажи товара через онлайн- и офлайн-канал. Если вы регулярно покупаете определенную категорию товара или продукцию конкретного бренда, то вас могут попросить поделиться своим мнением о данном товаре. Производители отслеживают в своем личном кабинете на платформе Dialog X5, какие товары пользуются спросом, а какие нет.
В X5 Group есть подразделение, которое занимается разработкой. Мы стремимся стать максимально независимыми от сторонних решений. Все большие данные и аналитика по ним должны оставаться в пределах компании, поддерживаться и развиваться собственными усилиями.
Платформа Dialog Х5 — это витрина цифровых продуктов в первую очередь для поставщиков, которая позволяет им оценивать уровень сервиса и скорость поставок в конкретный магазин, насколько своевременно пополняются торговые запасы. Посредством платформы можно получить доступ к аналитике, выяснить, что происходит с категорией товара или брендом, кому, например, бренд уступает в конкуренции или наоборот — у кого забирает покупателей. Это не только логистический, но и рекламный сервис. Весь перечень продуктов, которые доступны поставщикам, можно посмотреть на сайте платформы Dialog Х5.
Часть наших сервисов предоставляется на возмезной основе, но нужно понимать, что отбить расходы на сбор и обработку данных этими сервисами физически невозможно. Доходы идут скорее на поддержание текущей команды, которая занимается развитием продукта. Это крупная инфраструктура, где хранятся, обрабатываются и «чистятся» большие данные. В основном все реализуется для наших торговых сетей, но у нас есть небольшой набор продуктов, которые доступны для рынка.
Это произошло три года назад, но осознание необходимости такого шага пришло гораздо раньше. Для реализации этого нужно было перестроиться, решить много технических задач, организационных вопросов по найму команды, которая сейчас насчитывает сотни человек. Они занимаются и аналитикой, и продуктовым менеджментом, и поддержкой, и продажами, и обслуживанием. Задача заключалась скорее в необходимости обрести независимость в этом вопросе.
Ценность больших данных стала понятна достаточно давно, но для того, чтобы их обрабатывать и предлагать рынку готовые аналитические решения с объяснением методов использования аналитики, ее трактовки, требовался штат специалистов. На его формирование ушло много времени.
Есть определенные проекты, связанные с биометрией, например, клиенты Сбербанка могут оплачивать покупки по Face ID (технология биометрической идентификации в устройствах Apple — прим. ред.). Это модная и удобная технологическая штука. Думаю, в скором времени она станет массовой. Даст ли нам использование биометрии в наших продуктах существенную ценность? Я бы так не сказал.
Поиск профессионалов в любой сфере всегда сопряжен с трудностями. Задачи перед нами стоят амбициозные, поэтому набирается большая команда. Вакансии закрываются, но ощущается дефицит специалистов, которые умеют трактовать большие данные, то есть работать с результатами аналитики, понимать ее, и умеющие продавать решения. Для этого нужен опыт, умение делать выводы — к каким действиям аналитика должна привести, к каким изменением бизнес-процессов. Именно здесь профессионалов не хватает больше всего.