Сколько собственных телеканалов в вашей линейке, на какие контентные ниши вы делаете ставку и как меняется доля этих каналов в общей структуре смотрения?
Мы производим тридцать киноканалов и один инфоканал, который важен для нашей клиентской базы. Триколор доминирует на рынке в предложении Ultra HD. Отмечу, что в нашем UHD-пакете три канала — собственного производства. Кроме того, десять киноканалов из тридцати мы производим для ОТТ-платформы, то есть их можно посмотреть только по онлайн-подписке.
Каков принцип наполнения линейки каналов?
Каждый из восьми киноканалов, которые мы производим исключительно для собственной экосистемы, имеет определенную жанровую направленность: «Премиальное», «Остросюжетное», «Романтичное», «Шокирующее», «Любимое», «Наше», «Комедийное» и «Душевное». Контент по всем этим телеканалам также разводится по жанрам: остросюжетные фильмы, ужасы, мелодрамы и т. д.
Есть еще телеканал «День Победы». Мы запускали его как временный проект к 75-летию Дня Победы. Но спрос оказался настолько высоким, что он ушел в линейку регулярных телеканалов, в который мы инвестируем время, силы, деньги. Стартовал наш проект 3 апреля прошлого года, а уже через два месяца, к июню, доля канала превысила в Триколоре 1%. После событийных мероприятий, например, Дня Победы, доля этого телеканала идет вниз, потому что интерес к военной тематике немного снижается. И это нормальный тренд. В любом случае, мы можем утверждать, что канал оказался востребованным подписчиками, особенно тогда, когда мы расширили программную концепцию телеканала — теперь это не только про военные победы, но и достижения в разных отраслях — космосе, медицине, науке, искусстве.
Как меняется доля этих каналов в общем смотрении каналов на платформе Триколора?
Мы измеряем долю в спутнике и в ОТТ-среде. В 2020 году доля телесмотрения собственных киноканалов в спутнике зафиксирована на уровне 12%, тогда как все каналы в ОТТ набрали 30% смотрения. Но тут стоит учесть, что в спутнике у нас на десять каналов собственного производства меньше. В показателях есть некоторые подвижки, они существенно связаны с сезонностью. Сильный рост обозначился в пандемию, причем не только по доле смотрения, но и по продолжительности просмотра. Телеканалы, которые мы производим для ОТТ-среды — назовем их моносериальными, — это каналы одного сериала. Они бьют рекорды по средней длительности просмотра. Продолжительность контакта с таким каналом может быть свыше двух часов. Безусловно, доля смотрения в спутнике тоже меняется, и упомянутые 12% — это средний показатель по году.
Телеканалы Триколора наполняются за счет продукции мэйджор-студий, не обязательно новинками, но известными фильмами, вышедшими на экраны несколько лет назад. Как вы сотрудничаете в процессе наполнения каналов с правообладателями — крупнейшими производителями контента?
Мы давно сотрудничаем с мэйджорами, а в 2020 году заключили долгосрочные контракты с шестью крупными киностудиями: Paramount, Universal, Sony, Warner, Lionsgate и New Regency. Две последних стали пополнением в нашей линейке правообладателей. Кроме того, мы приобрели права на показы сериалов от CBS в рамках наших Ultra-HD-каналов. У нас классическое сотрудничество со всеми партнерами: мы закупаем контент с правами pay TV, и наполняем топовым контентом сетки наших телеканалов.
У нас классическое сотрудничество со всеми партнерами: мы закупаем контент с правами pay TV, и наполняем топовым контентом сетки наших телеканалов.
На протяжении всего прошлого года обсуждалась проблема приостановки съемок, было непонятно, как остановка производственного процесса отразится на контентных линейках. Испытал ли на себе Триколор последствия этого явления?
Такой острой проблемы мы не ощутили. Ее ощутили те, кто предоставляют услуги по покупке и аренде фильмов. В этом сегменте проблема оказалась действительно острой, потому что не осталось премьер, которые после кинотеатров перешли бы в интернет. У нас в 2020 году стартовала услуга TVoD (Transactional Video on Demand — ограниченная количеством просмотров или временем покупка видео по запросу, — прим. ред.). Но это были, скорее, эксперименты, пробы. Поэтому крупных мэйджорских контрактов у Триколора на тот момент не было. Первый контракт на TVoD и EST (Electronic Sell-Through, — неограниченная количеством просмотров или временем покупка видео по запросу, — прим. ред.) мы заключили в этом году. У нас для пользователей онлайн-приложения Триколора есть большие пакеты фильмов от студии Warner Brothers и от студии Paramount. Сейчас рынок понемногу оживает, в прокат начали выходить фильмы, соответственно, они же приходят и в интернет. Единственный момент, который отличает этот год от прошлых, заключается в том, что многие мэйджоры значительно сократили окно между прокатной премьерой и премьерой в онлайн-кинотеатрах. И мы в эту струю попали.
Вы, скорее, выгодоприобретатели этого тренда?
Скорее, да. Потому что если бы мы были по другую сторону баррикад, то, наверное, был бы другой взгляд на это. Но сокращение окна (время между кинорелизом и релизом в интернете, — прим. ред.) — это уже тренд. Когда об этом заявил один производитель контента, это было революцией, а когда это стали делать все, то становится понятно, что это новые реалии рынка и под них нужно подстраиваться тем же кинотеатрам, чтобы не выпасть из обоймы.
На ваш взгляд, как отличаются медиапотребности на классических платформах линейного телесмотрения и в ОТТ-среде?
Разницы между показателями классических каналов, например, «Остросюжетным» или «Премиальным», в спутнике и в ОТТ нет. У нас довольно точное измерение телесмотрения в спутнике, и все тренды, которые мы видим в этих отчетах, подтверждаются смотрением этих же каналов в ОТТ-среде. Но, с другой стороны, мы отмечаем разницу между телесмотрением моносериальных каналов и спутниковых каналов. В моносериальных мы ставим задачу по увеличению длительности просмотра канала, по созданию безопасной среды для клиента, где он точно знает, что ему ожидать, не привязан к пульту, ему нет необходимости выбирать, что смотреть дальше. Он просто включает канал фоново и смотрит его. По сути, мы предоставляем пользователю онлайн-услуги полностью сформированный продукт, который не потребует от него в ближайшие 2–3 часа дополнительных действий. И это в большей степени фоновое смотрение, которое становится неотъемлемой частью жизни, потому что быть постоянно привязанным к телевизору непросто. Одно дело, когда семья садится перед телевизором и смотрит кино, которое было выбрано тоже совместно, а другое — когда нужен некий контент, который будет фоном для основной деятельности, не важно какой: внутри квартиры, дома либо дачи. Поэтому разница есть в части продолжительности контакта с каналом.
Фиксируете ли вы какую-либо разницу возрастную или даже поколенческую? Бытует расхожее мнение, что ТВ-контент смотрит более старшее поколение, а контент в интернете — более молодое?
У каждого телеканала есть определенное ядро аудитории. Например, канал «Шокирующее» привлекает более молодых зрителей, в равной степени мужчин и женщин. А эфирные каналы, входящие в первый мультиплекс, выбирает возрастная аудитория.
Интересный момент: в прошлом году в период самоизоляции соотношение тех, кто смотрит кино, и тех, кто смотрит каналы мультиплексов, изменилось в пользу первых. В Триколоре в этот период существенно снизилось смотрение каналов мультиплексов и заметно выросло смотрение нишевых каналов, причем не только кино. С апреля примерно по конец лета были высокие показатели смотрения детских каналов, что тоже объяснимо. Но, думаю, с постепенным выходом из пандемии соотношение возрастной и молодой аудиторий вернется на прежний уровень.
Вы согласны с тем, что линейному телевидению осталось жить столько, сколько будет жить ядро его аудитории? И как только произойдет смена поколений, настанет эра ТикТока?
Я думаю, что линейные телеканалы не умрут. Они отвечают главной потребности зрителя: выбирают за него. Остается только включить канал и начать просмотр. Даже видеосервисы сейчас идут по этому пути, формируя многочисленные подборки, или включая автоматически следующий ролик по завершении предыдущего. Выбор в пользу готового решения будет делаться и в дальнейшем. Мне, как пользователю, намного проще обозначить свое настроение, и не тратить время на поиск контента, который зачастую мне даже неизвестен. А платформа, исходя из моих предпочтений, предложит нужный мне контент.
Не окажется ли так, что традиция ничего не выбирать и не решать реализуется в интернете?
Все может быть. Однако, сегодня существует огромный пласт контента, который тесно привязан к линейным телеканалам — эфирным или нишевым. И вне линейных телеканалов такой контент существовать просто не сможет.