Вспомните, какие цели и задачи были у этого проекта изначально, как журнал развивался в период вашей работы?
В «Теле-Спутнике» я начал работать в 1995-м. В том же году вышел первый номер. Это была эпоха до интернета. Тогда работала электронная почта, но вот в современном понимании интернета — с его сайтами и видеосервисами — еще не было. Задачей журнала стало формирование общего информационного поля для индустрии платного телевидения — как для спутникового, так и для кабельного. Первые кабельщики не имели информации о том, как нужно вести этот бизнес. Задача издания была в том, чтобы формировать рынок, отрасль в информационном плане.
Чему вы научились в «Теле-Спутнике» как профессионал?
Во-первых, это была первая коммерческая компания, в которой я начал работать. До этого я был научным сотрудником. Смысл работы в научной сфере совсем другой: там нет никаких понятий о маркетинге, целевой аудитории, продукте, который надо продавать. Впервые эти понятия, связанные с бизнесом, у меня сформировались именно в издательстве.
Во-вторых, я досконально узнал специфику работы средств массовой информации. Как влиять в информационном плане на аудиторию, как подстраиваться под ее потребности, как формировать для этого контент. Понимание всех этих принципов мне очень помогло в следующих компаниях, которые так или иначе были связаны с работой на массовую аудиторию.
Вы можете вспомнить какую-то историю, которая характеризует именно работу в «Теле-Спутнике»?
С точки зрения доведения информации до аудитории мне запомнился такой случай. Издательство «Телеспутник» было небольшим, в нем не было секретаря. Все входящие звонки так или иначе по определенной схеме попадали на сотрудника. Мы опубликовали статью про какое-то профильное оборудование. Она была на разворот с крупным заголовком в левом верхнем углу. Однажды звонит какой-то читатель и говорит, мол, у вас такая интересная статья, такое интересное оборудование описано, а где можно его купить? Я посоветовал ему посмотреть в правый нижний угол, где на четверть страницы была опубликована реклама того самого оборудования с информацией о том, где его можно приобрести. Это как раз пример того, как нужно правильно доводить информацию, в том числе коммерческую, до читателей. Смотрит человек на разворот и рекламы не видит. Значит, макет был неправильный и не ассоциировался с содержанием статьи.
Любое отраслевое СМИ является зеркалом того, что происходит на рынке. Рынок платного ТВ в России довольно сильно трансформировался за последние несколько лет. Какие изменения вы ожидаете от «Телеспутника» и чего бы хотели пожелать своим бывшим коллегам?
В те годы — в конце 1990-х — начале 2000-х — журнал «Теле-Спутник» в профессиональной среде был очень востребованным средством массовой информации. Тиражи доходили до 25 тыс. экземпляров, потому что информацию было больше негде брать. Информация является продуктом любого профессионального СМИ. Я думаю, что «Телеспутнику» нужно найти правильные формы доведения информации до своей аудитории в современном цифровом мире и научиться их правильно монетизировать. Мне кажется, это именно то, на чем сейчас нужно сосредоточиться коллективу «Телеспутника».