img30 января 2020 в 17:13

Николай Орлов, «Триколор»: «Линейное телевидение проживет очень долго»

Накануне выставки CSTB Telecom & Media — 2020 заместитель генерального директора по контентной политике оператора цифровой среды «Триколор» Николай Орлов рассказал «Телеcпутнику» о подходах к выбору контента для вещания в различных средах и роли тематических телеканалов в развитии оператора платного ТВ.

Накануне выставки CSTB Telecom & Media — 2020 заместитель генерального директора по контентной политике оператора цифровой среды «Триколор» Николай Орлов рассказал «Телеcпутнику» о подходах к выбору контента для вещания в различных средах и роли тематических телеканалов в развитии оператора платного ТВ.
Эксперты рынка отмечают тенденцию перехода зрителей к нелинейному медиапотреблению. Наблюдаете ли вы похожие изменения в модели потребления ТВ-контента абонентами «Триколора»?
Н. Орлов: У «Триколора» направление нелинейного контента находится на начальном этапе развития. Наш интернет-кинотеатр сейчас запущен в тестовом режиме, и в нем пока представлен ограниченный набор контента. Мы тестируем функциональность платформы и изучаем предпочтения аудитории. Но сейчас мы можем основываться на открытых данных различных исследований рынка, по которым можно проследить тенденцию к переходу людей на нелинейное потребление видеоконтента.
Анализируете ли вы поведенческие модели абонентской базы «Триколора»?
Н. Орлов: Конечно, мы анализируем предпочтения пользователей по телесмотрению и причины, по которым люди подключаются к нашим сервисам. Что касается нелинейного контента, мы понимаем, что это веяние времени и оператор должен предоставлять такой сервис.
У «Триколора» есть ряд тематических телеканалов, которые создает сам оператор. Почему были выбраны именно такие тематики? Насколько большой интерес к ним проявляют абоненты?
Н. Орлов: Данные телеканалы были созданы по очень простой причине — чтобы обеспечить независимость «Триколора» от других поставщиков тематических каналов. Мы делаем киносериальные телеканалы, которые пользуются спросом у телезрителей. При их создании мы, безусловно, ориентировались на собственные исследования спроса пользователей, а также на доступность контента.
Как разнообразие тематического контента влияет на развитие абонентской базы оператора? Является ли это решающим конкурентным преимуществом?
Н. Орлов: С точки зрения оператора платного телевидения, других инструментов работы с подписчиками нет. Мы можем только сформировать набор тематических телеканалов и определенным образом их пакетировать. На этом возможности предложения различных услуг в области линейного телевидения у операторов заканчиваются. Поэтому умение подобрать телеканалы под интересы аудитории — это и есть то, на чем строится работа оператора с подписчиками.
То есть тематические телеканалы являются драйвером развития платного ТВ?
Н. Орлов: Да, это именно так. Федеральные телеканалы транслируют все операторы, поэтому в этом направлении ничего с точки зрения конкуренции сделать нельзя. Можно различными операторскими механизмами увеличивать долю телесмотрения тематических каналов и делать это направление более важным для подписчиков. Этим мы и занимаемся.
Какие еще тематики, кроме кино и сериалов, вы считаете перспективными для запуска нишевых телеканалов?
Н. Орлов: У подписчиков «Триколора» большим спросом пользуются именно телеканалы с кино и сериалами не только нашего производства, но и от сторонних поставщиков. Доля телесмотрения таких каналов у нас колеблется от 25% до 27%. Это очень много. Среди других тематик есть отдельные телеканалы, которые выстреливают, но если брать картину в целом, то тематическое телесмотрение, помимо киносериальных каналов, постепенно падает. Это касается спорта, музыки, путешествий и прочих жанров.
У «Триколора» самое большое в России предложение по телеканалам в формате Ultra HD. Вы видите заинтересованность зрителей в контенте сверхвысокого разрешения?
Н. Орлов: Заинтересованность зрителей в таком контенте мы видим. У «Триколора» есть отдельная подписка на 4K-телеканалы. Этот пакет единственный, который демонстрирует рост, в отличие от других пакетов a la carte. Но пока зрители все-таки проявляют интерес к Ultra HD не в том объеме, в каком нам хотелось бы. Поэтому нужно еще проводить большую разъяснительную работу с подписчиками, объяснять преимущества формата 4K. Мы этим занимаемся и надеемся, что это направление будет развиваться. Поэтому у нас и есть самый большой набор 4K-каналов в России.
Какие тематики наиболее актуальны для телеканала в формате Ultra HD?
Н. Орлов: Выигрышнее всего в этом формате смотрится контент, который имеет много деталей, — изображения живой природы, городские ландшафты. Тем не менее больше смотрят все равно фильмы и сериалы.
Выступая на конференции SatComRus-2019, первый заместитель генерального директора по управлению, эксплуатации и развитию сети РТРС Виктор Пинчук сказал, что линейное телевидение никогда не умрет, потому что такие жанры, как новости, онлайн-трансляции и спорт, всегда будут востребованы телезрителями. Согласны ли вы с этим?
Н. Орлов: В чем-то я с этим согласен, а в чем-то — нет. Согласен в том, что я не вижу причин для исчезновения линейного телевидения. С другой стороны, жанры, которые были названы, важны именно в прямом эфире — здесь и сейчас, но это не значит, что это обязательно нужно показывать только в рамках линейного вещания телеканала. Есть пример онлайн-кинотеатра Okko, который демонстрирует прямые спортивные трансляции. «Триколор» сейчас тоже занимается подобными экспериментами. Но дело не в этом, а в том, может ли телезритель сам выбрать, что ему смотреть, или не может. Линейный телеканал — это то, что квалифицированные сотрудники редакции расставили в определенном порядке и рекомендуют телезрителю смотреть этот контент именно таким образом. Не секрет, что одна из основных составляющих онлайн-кинотеатра — система рекомендаций, которая помогает подписчикам сделать выбор из огромного набора контента, разобраться в котором самостоятельно невозможно. Фактически это некая подмена редакционной деятельности линейного телеканала.

Но учитывая особенности линейного потребления контента зрителями, я думаю, что линейное телевидение проживет еще очень долго.

«Триколор» тоже вещает огромное количество телеканалов, в котором среднестатистическому зрителю очень сложно разобраться. Работает ли у вас система рекомендаций?
Н. Орлов:Конечно. У нас разработан современный интерфейс, который визуально и функционально максимально приближен к тому, что пользователи привыкли видеть в онлайн-сервисах. Там есть разбиение контента на различные категории, список рекомендованных телеканалов и предусмотрены различные механизмы персонализации, которые доступны при использовании спутниковой технологии доставки сигнала. Если же наш подписчик подключает свою ТВ-приставку к интернету, она становится гибридной и возможности персонализации телесмотрения еще больше увеличиваются.
Участники рынка активно обсуждают законопроект о вещании обязательных 20 телеканалов через единую OTT-платформу. При этом подавляющее большинство оценивает данную инициативу крайне негативно. Что принятие данного законопроекта будет означать для рынка, с вашей точки зрения?
Н. Орлов: Конечно, операторы не в восторге от появления посредника, деятельность которого ничем не регулируется, между ними и телеканалами. Деятельность телеканалов регулируется законодательством о СМИ, деятельность операторов регулируется законодательством о связи, а деятельность этого посредника не регулируется ничем, даже антимонопольным законодательством. Законопроект утверждает только одно — что это будет монополист. Никаких рамок и инструментов воздействия на него не предусмотрено. Но дело даже не в том, как себя при этом почувствует рынок, а в том, что законопроект будет разрушать сложившуюся структуру медиапотребления и сложившуюся структуру государственной информационной политики. Основы информационной политики в области телевидения были заложены указом президента Российской Федерации 10 лет назад — в 2009 году. Потом этот указ оброс различными поправками и подзаконными актами. Все это формирует государственную политику в области телерадиовещания, в области донесения информации до населения. Не все участники рынка на 100% довольны этой информационной политикой. Многие хотели бы в ней что-то поменять. Тем не менее, если ты работаешь в легальном поле, то должен придерживаться этой информационной политики, следовать ей и ее уважать. Других вариантов работы нет. Все участники рынка к этому привыкли и в течение 10 лет так и работают. Законопроект о единой ОТТ-платформе этот порядок вещей нарушает, потому что появляется посредник, деятельность которого никак не регулируется. Как он будет себя вести, совершенно неизвестно. На мой взгляд, это может привести к разрушению существующей информационной политики в Российской Федерации.
Каковы у «Триколора» ближайшие планы по развитию?
Н. Орлов: На пресс-конференции в июле 2019 года «Триколор» анонсировал создание экосистемы оператора. Это модное слово, которое означает, что мы будем предоставлять своим подписчикам максимально возможное количество цифровых услуг в режиме единого окна. Значительное внимание в этой экосистеме уделено контенту. Мы сейчас работаем над концепцией собственного онлайн-кинотеатра — того, как его будем наполнять. Вообще, направление развития всех контентных подразделений в «Триколоре» которые я курирую, простое и понятное — нужно сделать такое контентное предложение, за которое подписчики будут добровольно и с удовольствием платить абонентскую плату оператору.
_________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий