Какие проблемы вы обсуждали в этом году на форуме?
Мы обсуждали ожидаемый законопроект по недискриминационному доступу операторов связи в многоквартирные дома (МКД, — прим. ред.). Мы бились за него много лет. Соответственно, рассматривали, что будет после его принятия, как операторы будут его реализовывать и добиваться от управляющих компаний изменений по договорам.
В этом году была мощная правовая секция, на ней обсуждались разные темы: стоимость размещения опор, какие системы операторов связи подпадают под определение объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ, — прим. ред.), и другие. Сейчас должны появиться типовые объекты КИИ, мы к этому готовимся: пытаемся объяснить операторам, как готовить пакет документов, от каких угроз защищаться и какие элементы защиты выстраивать чтобы спокойно продолжать вести свой бизнес. Нам удалось изучить и обсудить все изменения в этой области за последний год, а их очень много: это и лицензирование, и антифрод, и так далее.
Впервые нам удалось собрать много докладов по теме разработки софта для нужд операторов. Здесь есть интересные наработки и решения, которые активно внедряются, в частности, умный домофон. Мы собрали комьюнити таких разработчиков.
Традиционно на MUSE обсуждаются и вопросы контента в формате докладов аналитиков, круглых столов, шоу и презентаций.
В мероприятии участвует много технических специалистов — они представляют как вендоров, так и операторов. Коллеги обмениваются опытом, смотрят, кто и в какую сторону развивается, где и у кого есть успехи.
Провели круглый стол по DDoS-атакам, потому что за последний год эта тема стала более актуальной, увеличилось количество кибератак на вещателей. Недавно подверглись мощным атакам операторы, участники ассоциации «Ростелесеть». В этом смысле важно проводить киберучения, в ходе которых специалисты демонстрируют, как запускается DDoS-атака, как те или иные службы реагируют на нее, прямо на практике есть возможность посмотреть на саму атаку и изучить эффективность инструментов защиты от нее.
В конце июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о недискриминационном доступе операторов в многоквартирные дома. По вашим ощущениям, успеют ли принять его в текущей осенней сессии?
Думаю, что его все-таки должны принять. Естественно, он не пойдет в первых рядах, потому что есть более актуальные законопроекты для Госдумы. Хотя за недискриминационный доступ по-прежнему идет борьба интересов, вопрос уже решен стратегически, бесплатный доступ операторов в МКД не обсуждается, поэтому уверен, что мы все-таки добьемся его принятия. Основной же спор идет на тему того, надо ли проводить собрания домовладельцев (чтобы разрешить оператору заходить в дом, — прим. ред.) или не надо? К сожалению, могут быть идеальные для нас варианты и не очень, но с которыми тем не менее можно работать.
Представители ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю — ведет реестр значимых объектов КИИ, — прим. ред.) сетовали на то, что отечественные компании не особо стремятся классифицировать свои объекты КИИ и зачастую склонны снижать категорию их значимости. Вы наблюдаете это среди операторов связи?
Мало операторов заявляют себя как субъекты КИИ. Все относятся настороженно к этому вопросу, потому что он сложный. Я был на многих конференциях по кибербезопасности и выяснилось, что даже среди важных субъектов КИИ, например, крупных предприятий, в том числе из оборонки, только 15 % прошли процедуру категорирования объектов КИИ. Хотя у них нагрузка на критические системы намного выше в сравнении с системами операторов связи. К этой ситуации не был готов ни ФСТЭК, ни игроки рынка. Сейчас ФСТЭК передает роль контроля реестра Минцифры. Минцифры должно в ближайшее время приготовить и объявить типовые объекты КИИ. А они, в свою очередь, станут некой калькой для операторов. Соответственно, запустится механизм контроля через Роскомнадзор, и это станет неким толчком. До этого у ФСТЭК не доходили руки, зачастую операторы не получали ни должной консультации, ни поддержки.
По этой теме остается большое количество вопросов, на которые невозможно получить ответы. Надеемся, ситуация прояснится в течение ближайших лет, потому что даже у Минцифры до сих пор нет четкого понимания. Министерство проявит больше внимания к этому вопросу, операторы смогут точно определять и понимать, где объект КИИ, где — нет, действительно ли он значимый и какими средствами его защищать.
В последнее время складывается ощущение, что регулятор хочет отфильтровать операторский рынок и предлагаемые им законопроекты осложняют жизнь мелким и средним игрокам. У вас нет такого ощущения?
Конечно, есть. Более того, есть заявление депутата Хинштейна о том, что операторов на рынке слишком много, их должно быть меньше. Требования к операторам постоянно повышаются и у них остается все меньше пространства для маневров. Даже вложив средства в инфраструктуру, в оборудование СОРМ (технические средства для проведения оперативно-разыскных мероприятий в сетях связи, — прим. ред.), оператор не может запуститься. Проблема усугубляется еще и тем, что с ФСБ сложно вести диалог: они не отвечают на письма, не вступают в контакт. Есть примеры, когда операторы приобрели, установили и запустили средства СОРМ, но допустили незначительные ошибки. Силовики даже не дают им время на устранение ошибок — сразу выписывают предписание. Мы понимаем, что такова государственная политика, при которой Минцифры не может управлять и регулировать ситуацию с СОРМ.
Намерение сократить количество операторов — это еще и вынужденная мера, потому что на рынке действительно много компаний в подвешенном состоянии, и Минцифры сейчас проводит среди них зачистку, аннулируя лицензии. В рамках нашей ассоциации мы прорабатывали этот вопрос, предупреждали всех, но некоторые операторы не выяснили элементарные вещи или не придали им значения. Это не снимает с самих операторов обязанности контроля, необходимости уделять внимание вопросам взаимодействия с регулятором.
Ранее «Телеспутник» уже писал о том, что «Ростелесеть» предложила изменить законопроект о едином операторе онлайн-трансляций телеканалов.