Анализируя итоги года, мы с экспертами учли все факторы развития отрасли: потребителей, деньги, домены, проблемы, регуляторику. Первая цифра, которую мы озвучиваем ежегодно на протяжении последних десяти лет, это объем экономики Рунета. По итогам прошлого года он составил 6,7 триллиона рублей. Это много, но важна не столько абсолютная величина, сколько динамика роста.
Минувший год оказался неспокойным, мы несколько раз корректировали свои прогнозы. В апреле 2020 года, когда началась пандемия COVID–19, рассматривали кризисный сценарий развития интернет-отрасли, которого никогда не наблюдали. Предполагали, что рост по итогам года не превысит 6%. В сентябре 2020-го снова скорректировали прогноз: предположили, что при хорошем стечении обстоятельств отрасль увеличится на 15%. И произойдет это благодаря росту объемов покупок пользователей в интернете. Но оказалось, что экономика Рунета выросла на 22%. Объяснений этому несколько.
В России сформировался так называемый «цифровой контур». Он сильный, масштабируемый, подготовленный к лихим вызовам, каким стала пандемия. Количество пользователей в этот период резко увеличилось, их нужно было обеспечить всеми сервисами, к которым они привыкли. Вырос трафик, нагрузка на серверы. Но все компании, которые работают с цифровыми сервисами, сумели обеспечить сохранение качества услуг при таком увеличении спроса. Они в кратчайшие сроки собрали все свои человеческие и материальные ресурсы, инвестировали их в масштабирование собственных сервисов: доставку, логистику, расширение каналов, закупку дополнительной дисковой памяти в облаке. И все это вместе сподвигло интернет-экономику развиваться сильнее, чем мы могли представить. Это достижение, которое показало не только мощность и масштабируемость «цифрового контура», но и социальную ответственность компаний.
Мы отменили незначительное снижение среднего уровня цифровой грамотности россиян, что стало неожиданным вызовом, поскольку весь пандемийный год население, независимо от возраста, активно пользовалось цифровыми сервисами. Выросла вовлеченность, количество сервисов, которые использовали люди, а цифровая грамотность, наоборот, понизилась. Почему так произошло? Потому что, пользуясь сервисами достаточно длительное время, потребители, к примеру, не всегда обращали внимание на вопросы безопасности. Устанавливали различные приложения, смотрели море контента, оставляли свои данные в виртуальном пространстве, не задумываясь о последствиях.
На мой взгляд, 2020 год круто повлиял на рост использования мобильного интернета. Оказалось, что большой процент тех, кто пользуется исключительно мобильным интернетом, так называемой эксклюзивной мобильной аудитории, составили пользователи старше 50 лет. Объяснить это можно тем, что людям этого возраста достаются гаджеты от детей. Им проще преодолеть фобию интернета, используя именно мобильный гаджет, чем десктоп. К тому же, они активно начали применять сервисы, понятные и доступные этой возрастной группе, например, портал «Госуслуги», активно пользовались мессенджерами, потребляли развлекательный и даже образовательный контент.
Итоги развития интернет-отрасли в минувшем году мы еще будем обсуждать, упакуем их в единый документ, включим в него прогнозы. Сделаем послание потомкам в 2046 год, то есть попробуем рассчитать развитие отрасли на 25 лет вперед.
Помощь государства действительна оказалась ощутимой. В 2020 году запретительная парадигма, предусматривающая блокировку и штрафы, сменилась на стимулирующее регулирование. Это радует. Государство разрешило компаниям доставлять некоторые виды товаров, например, безрецептурные медикаменты, в результате чего за неполный год оборот этого рынка составил 152 миллиарда рублей — это плюс к тем 6,7 триллионов рублей, который электронная коммерция заработала.
В июне появился первый пакет мер поддержки ИТ-отрасли, он обсуждался на уровне президента, а уже в июле председатель правительства Михаил Мишустин с представителями ИТ-отрасли обсудил параметры введения налогового маневра. После данной встречи и обсуждения отрасли как экосистемы, появился второй пакет мер поддержки, в котором учтены интересы всех компаний ИТ-отрасли. Да, государство помогает и дает понять, что в российской юрисдикции цифровому бизнесу можно работать, причем строить бизнес на годы вперед.
После принятия первого пакета мер поддержки мы написали очень много записок с перечнем того, что в нем не учтено, какие сегменты выпадают из стимулирования. Некоторые компании смогли искусственно подстроить свою структуру чтобы получить права на льготы, например, приняли часть программистов в штат. А как быть тем, кто этого делать не может? Таким образом без господдержки оказывается огромный сегмент. Государство нас услышало, мы достаточно долго и методично отвечали на все вопросы чиновников до тех пор, пока не родилась концепция мер, которая могла бы стимулировать цифровую отрасль.
В марте 2021 года Правительство представило бета-версию второго пакета мер поддержки отрасли, который не просто учел все ранее высказанные предложения, но и значительно расширил и дополнил их регуляторными новеллами, зачастую весьма таргетированными и проработанными — вплоть до таких неожиданных мер, как стимулирующее регулирование деятельности блогеров. Пока правительство не готово показать его в деталях. Хотя по пессимистичному прогнозу экспертов, лишь 10% из второго пакета мер поддержки будет реализовано. Но настроение в отрасли на подъеме, что и показал нынешний РИФ. Многие участники готовы выразить благодарность государству.
Мы открыты для дальнейших обсуждений развития отрасли. Интересно все, что связано с самозанятыми, малым и средним бизнесом, конкуренцией, не только выращивание чемпионов, но и наращивание нормального конкурентного процесса с целью помочь нашим ИТ-компаниям и цифровым сервисам выйти на международные рынки. Будем мониторить представленные позиции второго пакета мер поддержки, потому что считаем, что от их исполнения зависят пути развития цифровой экономики.
Недальновидно думать, что если в России есть национальные чемпионы в цифровой экономике, то у нас все хорошо. До тех пор, пока они будут оставаться внутри нашей юрисдикции, оказывать услуги только российским пользователям, то останутся российскими продуктами. Как прозвучало на РИФ, капитализация международного сервиса в 100 раз больше, чем капитализация наших национальных чемпионов, он имеет опыт локализации на европейских, американских, азиатских, африканских рынках, поэтому, работая на отечественной интернет-поляне, сможет со временем вытеснить даже наших крутых национальных чемпионов просто потому, что располагает большими средствами и опытом. Если это случится, то тогда нужно будет создавать заградительные меры.
Но цифровая экономика у нас пока открытая, а интернет глобален. И говорить о том, что мы будем создавать неравные условия для введения бизнеса на территории России, никто не собирается. Напротив, они должны быть равными, поэтому логично, что нашим чемпионам и ИТ-компаниям нужно помогать становиться глобальными, чтобы они смогли конкурировать с международными игроками на внешних рынках. При таком сценарии автоматически будет расти экспертиза и уровень капитализации.
Однако без помощи государства выйти на международные рынки невозможно. Какой должна быть эта помощь? Сложный вопрос. Субсидировать выходы или помогать договариваться о продаже российских технологий? Да что угодно, тут любые средства хороши! Давайте посмотрим на опыт азиатских стран, которые сумели успешно масштабировать его на международный рынок. В качестве примера приведу Индию, Малайзию и Южную Корею, которые за 10–15 лет создали очень крупные локальные цифровые экономики, которые потом стали глобальными. Нужно изучить их механизмы. Пару лет назад подобная речь воспринималась неоднозначно, мол, мечтать не вредно. Сегодня к этому начинают прислушиваться на разных уровнях. Надеюсь, мыслительный процесс в этом направлении и реальная деятельность начнут развиваться и у бизнеса, и государства.
Я рад, что TikTok присоединился к РАЭК. Мы встречались с руководством ByteDance (владелец этого сервиса коротких видео, — прим. ред.) полтора года назад. На встречу пришли молодые ребята с «макбуками» и стали спрашивать, как РАЭК допустила принятие ряда законов и инициатив, стимулирующих импортозамещение и тот же «пакета Яровой». Я был поражен! Ребята, а вы точно из Китая? В то время, как нам рассказывают про великий и ужасный китайский файрвол, вы расспрашиваете о том, как устроен процесс обеспечения безопасности в России? Разговор получился продуктивным, они обещали вступить в РАЭК, как только откроется представительство и свое обещание выполнили.
Для нашей ассоциации и в целом для интернет-отрасли приход игрока международного рынка означает добавление новой экспертизы. Это молодой стартап, достаточно договороспособный, представляет очень интересный продукт, позволяющий определенной категории людей заменить привычное медиа, под которым я подразумеваю не только телевидение, но и интернет. Опыт нашей ассоциации показывает, что когда приходят такие игроки, как Google, Microsoft, Samsung, Apple, AliExpress, то РАЭК обогащается новой экспертизой, потому что они всегда приносят с собой идеи таких исследований, о которых мы даже не догадывались, делятся методикой их проведения, основанной на своем международном опыте, представляют новые продукты и проекты.
Со своей стороны, мы следим за вопросами безопасности, за тем, чтобы эти компании не оказывали давление на государство, других игроков рынка. TikTok своим вступлением в РАЭК показал, как азиатский стартап видит сотрудничество с Россией: пришли, запустили сервис, локализовались, переведя интерфейс на русский язык, зарегистрировали представительство, начали платить налоги и вступили в профильную ассоциацию. Мне такая стратегия нравится.