Ряд регионов идет по пути цифровизации и информатизации своей деятельности, создавая Центры информационных технологий. Наш Центр набрал чуть больше компетенций и переродился. Мы координируем деятельность органов власти вместе с Мининформом области как экспертный центр, обеспечиваем отраслевую автоматизацию, автоматизацию электронного правительства и являемся центром компетенции для муниципалитетов по проектам «Умного города» (реализуется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и нацпрограммы «Цифровая экономика», — прим. ред.).
Стоимость внедрения подсистем «Умного города» достаточно конкурентна, но все стоит денег. Три муниципалитета Нижегородской области участвуют в проекте в качестве пилотных, поэтому у них есть финансирование за счет нацпроекта «Комфортная городская среда». Остальные муниципалитеты, а всего их в области 52, работают в рамках муниципального и регионального бюджетов, и им приходится намного сложнее.
Прежде всего это проекты, реализующие прямую связь жителей и бизнеса с государством. Так, у нас достаточно много платформ обратной связи. Мы мониторим обращения граждан не только на отдельных порталах, но и в соцсетях и мессенджерах. Для этого в области создан Центр управления регионом.
Активно внедряются системы обратной связи в сфере ЖКХ — это автоматическая передача показаний счетчиков и прозрачное начисление оплаты. Кроме того, в Нижнем Новгороде будет установлено «умное» светодиодное освещение. Город заключил самый большой в РФ концессионный контракт на замену 65 тысяч световых объектов.
Любая концессия строится на принципе экономии. Первоначальная экономия бюджета относительно текущих затрат невелика, она складывается в прибыль концессионеров. Но через 50 лет это будет кратная экономия государства на электроэнергии и эксплуатации инфраструктуры.
Мы получили кратное увеличение использования электронных сервисов для дистанционной работы во всех отраслях, не обязательно в госуправлении. Электронный документооборот, системы видеоконференцсвязи, почтовые системы, мессенджеры — все это органично вписалось и продолжит жить дальше, независимо от ограничений, связанных с пандемией. Помимо этого, в условиях пандемии мы перешли к другому принципу управления данными о жителях. Сейчас социально-экономический прогноз области завязан на большие данные, которые мы собираем сами и получаем от операторов.
Да, мы организовали его вместе с нашими коллегами из Департамента информационных технологий Москвы и Минцифры РФ. Была выбрана инфраструктура, мы обеспечили и предварительное тестирование, и само голосование. Эта же система использовалась при проведении праймериз «Единой России». Она показала себя прозрачной, взломостойкой и исключающей любые коррупционные факторы и вмешательства как в процесс голосования, так и в просмотр его результатов.
В условиях пандемии мы перешли к другому принципу управления данными о жителях. Сейчас социально-экономический прогноз области завязан на большие данные, которые мы собираем сами и получаем от операторов.
Да, тиражирование проекта делается в том числе под эгидой Центральной избирательной комиссии РФ. Мы очень надеемся, что данная технология будет масштабирована, потому что она выводит голосование на новый уровень коммуникации.
Сейчас основная задача и Мининформа, и нашего Центра состоит в том, чтобы доказать, что отечественное оборудование по всем характеристикам не уступает импортному. Убедить заказчиков в том, что, приобретая отечественное оборудование с заявленными характеристиками, они не будут связаны с дополнительными эксплуатационными расходами, поломками, качеством работы. В этом нам помогают Минпромторг РФ и Минпром области. Сегодня даже к введенным в отечественный реестр радиоэлектронной продукции изделиям, которые уже вошли в серию и хорошо себя зарекомендовали под нагрузкой, все равно наблюдается предвзятое отношение. Наша ключевая задача — изменить его.
Количество проектов с каждым годом увеличивается. Наша основная задача — успешно завершить все 40-45 проектов, которые запущены сейчас. В части инфраструктуры это позволит обеспечить широкополосный доступ в интернет, подключить объекты культуры, образования, спорта, к единым централизованным сервисам, которые мы развернули для каждой из этих отраслей, и внедрить данные сервисы. Также мы планируем внедрить новые инфраструктурные элементы для жителей региона, например, карту жителя или платформы обратной связи.
Хотелось бы побороться за качество ИТ-персонала в области. Специалисты, которые работали в местных компаниях, востребованы уже глобальными игроками. Рынок перегрет, и мы вынуждены наращивать темпы подготовки персонала до максимума. Это самая быстрорастущая отрасль. Отток специалистов, то есть их переход в более высокооплачиваемые и большие проекты, ощущается в каждой местной ИТ-компании. Кроме того, хотелось бы, чтобы у нас появлялось больше ИТ-компаний.