«Мы тоже ведем споры по модели регулирования экосистем. Они далеки от завершения. Но это, скорее, эффекты экономические, финансовые», - отметила Набиуллина во время выступления на финтех-форуме Finopolis (цитата ТАСС).
«Мне кажется, есть вопросы более фундаментальные. Возможно, мы сейчас находимся в ситуации, когда как аборигены за бусы готовы продать что-то несоизмеримо более ценное - свои данные [в экосистемах]. И с этими данными - право выбора. Не успеем мы чего-то пожелать, как среда вокруг нас это предлагает. И точно ли это то, что нам нужно? Сможем ли мы в этой ситуации такого изобилия предложений сохранить здравое отношение?», - поделилась глава ЦБ РФ.
По ее словам, мировые центробанки создают модели регулирования для снижения рисков монополизации экосистем. «Супераппы, суперсервисы, экосистемы. Возникает вопрос, чем человек платит за этот комфорт. Оптимисты говорят, что практически ничем. Пессимисты - что придется заплатить повышением цен на товары и услуги, потому что возникнет монополизм. Чтобы этот сценарий не реализовался, многие регуляторы, не только в России, но и по всему миру, стараются выработать модели регулирования, которые позволят снизить эти риски монополизации», - пояснила глава ЦБ.
Банк России в апреле представил для общественных обсуждений доклад о регулировании экосистем в России. В ЦБ отмечали, что главной целью разработки подходов регулирования экосистем является устранение регуляторного арбитража, который искажает конкурентную среду, прежде всего регуляторный арбитраж между иностранными и национальными игроками. В работе над выработкой предложений о регулировании принимают участие Минэкономразвития, ФАС, Минфин, Минцифры и другие федеральные органы исполнительной власти.
Позднее Банк России сообщал, что планирует усилить регулирование банков, развивающих собственные экосистемы и платформы нефинансовых услуг. В течение трех-пяти лет к таким кредитным организациям будут повышаться требования по капиталу и раскрытию отчетности, указано в докладе регулятора.
Помимо этого, Ассоциации банков России заявляла, что развитие цифровых экосистем может повлечь за собой угрозу российской экономике.