img26 сентября 2024 в 10:34

Будущее «Цифрового Петербурга»: как граждане развивают сервис

Развитие сервиса «Цифровой Петербург» — одна из приоритетных задач в рамках формирования единого цифрового контура страны. Однако при создании платформы для граждан большая роль должна быть отведена их желаниям и потребностям. Выяснили, какие цели ставит правительство и как их исполняют, опираясь на мнение жителей города.

Развитие сервиса «Цифровой Петербург» — одна из приоритетных задач в рамках формирования единого цифрового контура страны. Однако при создании платформы для граждан большая роль должна быть отведена их желаниям и потребностям. Выяснили, какие цели ставит правительство и как их исполняют, опираясь на мнение жителей города.

В задачах цифровой трансформации стоит создание цифровой экосистемы Санкт-Петербурга, «способствующей развитию городской среды, где цифровые решения интегрированы между собой, обладают сетевым эффектом, обеспечивают адаптивность к меняющимся условиям». То есть в приоритете создание системы сервисов, которая станет удобным дополнением в интернет-пространстве и облегчит вхождение граждан в цифровой мир. В формировании более узких целей участвуют и жители города.

Так в Петербурге прошел Марафон «Цифровой Петербург». В рамках этого мероприятия более 100 студентов высших учебных заведений города, а также учащиеся школ и средних специальных учебных заведений работали над развитием сервисов своего города.

Первый этап Марафона проходил в дистанционном формате. Участникам предстояло создать концепцию цифрового сервиса с использованием открытых данных, предоставленных организаторами. На финальной защите проектных идей жюри определило трех победителей. Первое место в номинации «Лучшая идея цифрового сервиса Санкт-Петербурга» заняла команда «Дюна» с проектом «Хочу здесь жить» — через него горожане могут оценить благоустройство района на основе социально важных объектов и обращений о проблемах местных жителей. Серебро у команды «Стулья Доры», представившей приложение «DViG» для создания групп по интересам. Бронзовым призером стала команда «Void avoid» с проектом «Шеринг Спортинвентаря», который направлен на популяризацию спорта среди населения города. 

Далее перед командами стояла задача — предложить удобные интерактивные приложения, сайты, боты, которые бы дополнили цифровую экосистему Петербурга. Участники активно обсуждали свои идеи и создавали прототипы приложений, которые были представлены на финальной защите на следующий день. По итогам хакатона прослеживается, что молодежь настроена на существенное упрощение цифрового взаимодействия граждан — проекты помогают расширить возможности и направляют, служат проводником в активную жизнь Петербурга для людей всех возрастов.

Первое место заняла вышеупомянутая команда «Дюна», доработавшая сервис для оценки благоустройства районов на основе обращений граждан. Второе место у команды «Catcher in the byte» за проект «Route Discover» — сервис, генерирующий уникальные туристические маршруты. На фоне популярности внутреннего туризма такая разработка понравится и местным и приезжим. Бронзу получила команда «Кодовые волки» с проектом «Ассистент студента СПб». Специальный приз от партнеров достался команде «Уточки», учащиеся которой разработали приложение «MindMerge» для планирования дня и поиска жилья для студентов и абитуриентов.



Однако возможности предложить свои идеи и поставить новые задачи для разработчиков есть не только у участников марафонов. В меню сообщества «Цифровой Петербург» во «Вконтакте» есть форма «Предложите сервис», которая позволяет каждому желающему выступить с собственным проектом или привлечь внимание к уже имеющейся организации в случае необходимости цифровой поддержки. Если возникают вопросы относительно формы или статуса заявки, то в обсуждении «Предложите свой сервис Экосистемы» можно уточнить детали.

Направления, которые авторы проектов и неравнодушные жители города хотят развивать,сильно разнятся. Например, граждане озабочены вовлечением людей в заботу об окружающей среде. Так лидер молодежного движения «Чистые Игры» рассказал о том, что им необходимо.

«Мы проводим соревнования по очистке зелёных, парковых и прибрежных территорий от мусора. Участники в командах соревнуются, кто больше наберёт игровых баллов за ограниченное время. Баллы даются за собранный и сортированный мусор, проставляются через мобильное приложение, ведётся электронная ведомость», — пишет лидер движения. По окончании времени определяется победитель и его награждают. Но проекту требуется доработка, чтобы все участники могли копить свои баллы и получать какие-либо бонусы в городской среде (лидер приводит в пример проезд на общественном транспорте или бонусы в магазинах партнёров).

«Для этого нам нужен шлюз в систему которая хранит аккаунты и свои баллы для участников. Хотелось бы обсудить техническую возможность этого процесса», — резюмируется в комментарии-заявке.

Также люди предлагают улучшить уход за бездомными животными, а для домашних организовать совместный выгул для лучшей социализации четвероногих друзей. Институты предлагают помощь в расширении уже имеющихся сервисов: например, есть заявки, которые касаются помощи пенсионерам и опекунам пожилых людей. Есть и предложения об упрощении взаимодействия с ЖКХ и оплатой счетов через телеграм-бот.

При этом сервис оказывает поддержку в случае, если гражданину есть, что предложить — в обсуждениях есть роли, на которые можно откликнуться. Участнику необходимо перейти в нужную роль, например, «Я люблю книги», прочитать уже описанные потребности этой группы и предложить то, что, по его мнению, не было озвучено, но важно. Также можно выступить с инициативой и выделить новую роль. Так поступил представитель социологического института РАН.

«Меня зовут Равчик Михаил — представитель социологического института РАН — филиала ФНИСЦ РАН, г.Санкт-Петербург. В рамках нашего проекта "Отложенное старение или поздняя взрослость в России: как цифровое развитие меняет статус пожилых в эпоху COVID-19 и неопределенности" готов прорабатывать роль "Я пенсионер", а также возможную роль "Я опекун пожилого"», — указано в комментарии в обсуждении.

Пока желающим доступно 10 ролей.

Работа над сервисом «Цифровой Петербург» ведется непрерывно и вовлекает не только специалистов, но и жителей города, которые неравнодушны к судьбе цифровой платформы. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий