Учеба с уклоном на импортозамещение
В пресс-службе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) сообщили о реализации образовательных программ в сфере информационных технологий в рамках различных групп специальностей и направлений. На бакалавриате студенты обучаются в том числе по основным образовательным программам «Большие данные и распределенная цифровая платформа», «Искусственный интеллект и наука о данных», «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук», «Программная инженерия», «Прикладная математика, программирование и искусственный интеллект», «Прикладные компьютерные технологии». Магистранты получают профессиональные компетенции в области искусственного интеллекта, больших данных и компьютерных технологий.
«В вузе также идет обучение по направлениям информационных технологий в рамках дополнительных образовательных программ, 30 из которых — по повышению квалификации, профессиональной переподготовке и формированию цифровых компетенций. Это “Блокчейн: архитектура и принцип работы”, “Искусственный интеллект и речевые технологии”, “Основы практической робототехники и искусственного интеллекта”, “Разработка программного обеспечения и анализ данных”, “Базовое использование и администрирование Unix-подобных систем”, “Цифровые технологии в прикладной экологии”, “Digital Essentials: цифровая трансформация”», — уточнили в СПбГУ.
Проректор по образовательной деятельности и цифровизации Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова Александр Шашурин отметил, что вуз имеет большой опыт подготовки специалистов в сфере информационных технологий для предприятий различных сфер экономики. Образовательные программы реализуются на всех уровнях высшего образования в рамках направлений и специальностей «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Программная инженерия», «Технологические машины и оборудование», «Прикладная механика», «Мехатроника и робототехника».
Директор Института информационных технологий и программирования Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Татьяна Татарникова уточнила, что в укрупненной группе направлений «Информатика и вычислительная техника» насчитывается четыре направления. Это «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Программная инженерия». По всем этим направлениям вуз реализует образовательные программы.
Заведующая кафедрой систем автоматизированного проектирования и управления Санкт-Петербургского государственного технологического института Тамара Чистякова рассказала, что по специальности «Информатика и вычислительная техника» ведется обучение по направлению подготовки «Автоматизированные системы обработки и системы автоматизированного проектирования», а по специальности «Прикладная информатика» — «Прикладная информатика в химии». Кроме того, специалистов готовят по специальности «Информационные системы и технологии».
«Все направления имеют практико-ориентированный характер. Мы в основном готовим специалистов, способных применять информационные технологии в химико-технологической, биотехнологической, нефтеперерабатывающей промышленности для проектирования и управления сложными производственными процессами. А также специалистов, занимающихся вопросами цифрового моделирования свойств и составов веществ с наперед заданными свойствами», — пояснила Тамара Чистякова.
Декан факультета компьютерных технологий и информатики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета имени В. И. Ленина Иван Холод сообщил об обучении студентов по всем наиболее востребованным направлениям в области информационных технологий, включая искусственный интеллект, высоконагруженные распределенные системы, мобильные приложения.
«В нашем вузе традиционно идет работа, ориентированная на импортозамещение. Мы готовим специалистов отечественных систем автоматизированного проектирования, программистов отечественных программируемого логического контроллера и программируемых логических интегральных схем. По всем направлениям подготовки студенты знакомятся с основными системами из реестра отечественного программного обеспечения. В качестве аппаратной базы используются отечественные машины», — подчеркнул Иван Холод.
Будущих врачей обучат кибернетике
Начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова Захар Лопатин подчеркнул, что в целях обеспечения отрасли здравоохранения квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями цифровой экономики, во все образовательные программы вуза интегрирован модуль, формирующий цифровые компетенции у врачей различных специальностей.
«Совместно с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом “ЛЭТИ” им. В. И. Ленина разрабатывается совместная образовательная программа по специальности “Медицинская кибернетика”. Для наших студентов на бесплатной основе доступна профессиональная переподготовка по специальности “Интеллектуальные информационные технологии в медицине”. Обучение осуществляется в рамках проекта “Цифровые кафедры” государственной программы “Приоритет 2030”. Полученная базовая квалификация позволит слушателям параллельно с их основным медицинским образованием стать специалистами в области информационных технологий», — рассказал Захар Лопатин.
В рамках программы «Приоритет 2030» в 2023 году успешно закончили цифровую кафедру и получили сертификаты университета «Иннополис» 260 студентов.
Открытие приема на специальность «Медицинская кибернетика» также анонсировал старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра биоинформатики научно-образовательного института биомедицины Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова Артем Шишков. «Будущий врач-кибернетик будет владеть знаниями по биоинформатике, биофизике, математическому моделированию биологических объектов и процессов, а также умениями в области разработки медицинских информационных систем. При этом он получит знания по анатомии, физиологии, внутренним болезням и другим базовым дисциплинам медицинского профиля на том же уровне, что и другие врачи», — пояснил Артем Шишков.
Он добавил, что в рамках программы «Приоритет 2030» в 2023 году успешно закончили цифровую кафедру и получили сертификаты университета «Иннополис» 260 студентов. Они обучались по двум дополнительным программам профессиональной переподготовки: «Язык Python в биомедицине» и «Основы веб-программирования». По окончании вуза выпускники получат и диплом о переподготовке по специальности «Программист». «После успешного опыта текущего года в 2023–2024 учебном году планируется продолжить обучение по существующим программам и ввести две новые программы — “Биомедицинская статистика на языке R” и “Основы биоинформатики”», — заключил Артем Шишков.
Специальности по запросу времени
Александр Шашурин сообщил, что с учетом текущей ситуации в 2023 году «Военмех» открыл новую специализацию «Системы управления беспилотными летательными аппаратами», направленную на подготовку специалистов в разработке программных комплексов управления беспилотными летательными аппаратами.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации в предстоящем учебном году тоже начал первый прием абитуриентов на бакалавриат по профилю «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
На официальном сайте вуза уточняется, что в процессе обучения студенты научатся составлять полетные задания, летной и технической эксплуатации беспилотных авиационных систем, использовать бортовые системы регистрации полетных данных, собирать и передавать информацию и работать с оборудованием полезной нагрузки.
Татьяна Татарникова рассказала о новой востребованной магистерской программе в ГУАП, связанной с разработкой мультимедийных приложений со сложными пользовательскими интерфейсами (виртуальная и дополненная реальность). «В бакалавриате претерпели изменения учебные планы. Теперь в них больше дисциплин, направленных на изучение методов анализа данных и машинного обучения, систем с искусственным интеллектом, разработкой мобильных приложений. Практически все дисциплины, связанные с программированием или администрированием систем, будут изучаться с применением открытого программного обеспечения. А распределенные вычисления мы уже около пяти лет даем только на машинах отечественного производства. Команда энтузиастов преимущественно из аспирантов, магистрантов и молодых преподавателей в этом учебном году даже запустила виртуальную и дополненную реальность на этих машинах», — рассказала Татьяна Татарникова.
Тамара Чистякова отметила, что все специальности с момента открытия были востребованы и направлены на решение актуальных проблем отечественной промышленности. «Новые направления открывать не было необходимости, мы занимаемся углубленной подготовкой специалистов, готовых решать подобные задачи, и делаем акцент на цифровизацию промышленных объектов. Но контрольные цифры приема направления были увеличены, хотя в магистратуре все же мест недостаточно, поскольку спрос на высококвалифицированные кадры растет», — резюмировала Тамара Чистякова.
В пресс-службе СПбГУ сообщили о готовящихся к запуску дополнительных образовательных программах «Управление брендами в цифровой экономике», «Цифровые технологии: анимация и 3D-моделирование», «Цифровые технологии для развития бизнеса: управление изменениями от идеи до реализации».
Отрасль в образовательном процессе
В вузах подчеркнули, что активно сотрудничают с работодателями. Так, студенты СПбГУ во время обучения решают реальные кейсы компаний-партнеров и проходят практику и стажировку с последующим трудоустройством. «Работодатели принимают участие в разработке совместных образовательных программ, предлагают темы выпускных квалификационных работ обучающихся, проводят открытые лекции, мастер-классы. В СПбГУ реализуется более 20 совместных образовательных программ с ИТ-компонентом», — рассказали в вузе.
По словам Ивана Холода, в «ЛЭТИ» сохранились многие базовые кафедры крупных компаний. В течение последнего года были открыты совместные лаборатории с еще несколькими организациями, в том числе государственными. «Многие компании приглашают студентов на практику, проводят в вузе семинары, хакатоны. С каждым годом на ИТ-направлениях увеличивается число как бюджетных мест, так и контрактных студентов», — пояснил представитель «ЛЭТИ».
С каждым годом на ИТ-направлениях увеличивается число как бюджетных мест, так и контрактных студентов, заявили в «ЛЭТИ».
Татьяна Татарникова подчеркнула, что в текущем году работодатели намерены особо активно взаимодействовать с вузом. «Сотрудничество заключается не только в прохождении летней технологической практики, но и стажировки, участии в хакатонах, проектной деятельности в виде готовых инженерных решений. В этом году мы заключили соглашения с коммерческим банком о всестороннем взаимодействии с нефтяной компанией в целях научно-инженерного сотрудничества по направлению виртуальной и дополненной реальности, с еще одной компанией открыли базовую кафедру. Сейчас студенты третьего курса проходят там технологическую практику. Договор, заключенный с интернет-провайдером Петербурга, позволил заинтересованным ребятам пройти практику с дальнейшим трудоустройством», — пояснила Татьяна Татарникова.
Александр Шашурин подчеркнул, что практикоориентированность позволяет максимально сблизить образовательный процесс с реальным сектором экономики и обеспечить подготовку востребованных профессионалов. «Наш вуз сотрудничает с более чем 800 предприятиями, в том числе в рамках целевых договоров. В подготовку ИТ-специалистов мы активно привлекаем представителей рынка труда через совместную проектную работу, реализацию расширенной практической подготовки, экспертное участие в оценочных процедурах. Высокая востребованность образовательных программ в сфере информационных технологий среди абитуриентов сохраняется уже долгое время, но явного роста мы не наблюдаем», — пояснил Александр Шашурин. По его словам, образовательные программы университета ежегодно пересматриваются и корректируются с участием представителей предприятий. Это позволят не только максимально полно удовлетворять текущие потребности в специалистах на рынке труда, но и учесть тренды и изменения. «Сегодня востребованы прикладные ИТ-специалисты — то есть профессионалы с развитыми цифровыми компетенциями. Именно на этом сфокусированы наши образовательные программы», — заключил Александр Шашурин.
Тамара Чистякова подчеркнула, что, готовя специалистов для отечественной промышленности, вуз сотрудничает не только с ИТ-компаниями, но и с профильными предприятиями, которые занимаются цифровизацией производства с целью повышения производительности. «Они ставят перед вузом конкретные задачи, решение которых становится основой выпускных работ студентов. Эту направленность на актуальную проблематику и прикладной характер цифровых решений постоянно отмечают члены аттестационных комиссий. Кроме того, часто к нам обращаются специалисты, работающие в ИТ-индустрии или занимающиеся внедрением информационных технологий в компаниях различной направленности, чтобы повысить свою квалификацию», — рассказала Тамара Чистякова.
Представители вузов заявили о том, что все выпускники успешно трудоустраиваются. Александр Шашурин отметил, что большинство студентов начинают работать в годы учебы, этому способствуют образовательные программы, максимально востребованные в инженерной сфере, и выстроенная в вузе система содействия трудоустройству студентов. Татьяна Татарникова уточнила, что практически все выпускники информационных направлений работают в ИТ-сфере, причем трудоустраиваются на третьем–четвертом курсах. Иван Холод сообщил, что в последние годы появляются и работающие первокурсники.
*Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.