img23 ноября 2023 в 11:39

Крупномасштабная замена: Петербург на пути к цифровому импортозамещению

В начале февраля 2023 года в работе цифровых государственных сервисов Санкт-Петербурга произошел масштабный сбой и они стали недоступны для пользования. Жители получили массовые сообщения о временном прекращении работы систем оплаты парковок, записи к врачам, отслеживания движения общественного транспорта в картографических сервисах. Городские власти усвоили тот урок и теперь серьезно подходят к вопросам информационной безопасности, выяснил «Телеспутник».

В начале февраля 2023 года в работе цифровых государственных сервисов Санкт-Петербурга произошел масштабный сбой и они стали недоступны для пользования. Жители получили массовые сообщения о временном прекращении работы систем оплаты парковок, записи к врачам, отслеживания движения общественного транспорта в картографических сервисах. Городские власти усвоили тот урок и теперь серьезно подходят к вопросам информационной безопасности, выяснил «Телеспутник».

Февральское потрясение

Сбой произошел 1 февраля. После этого информация о движении и времени остановок общественного транспорта исчезла из онлайн-сервисов. Перебои в работе сайта зафиксировали пользователи портала «Здоровье петербуржца». Из-за технических неполадок петербургских водителей освободили от штрафа за неоплату парковки 2 февраля.

Происшествие прокомментировал в своем Telegram-канале вице-губернатор Станислав Казарин. «Производительность системы резко снизилась, что привело к невозможности работы некоторого количества государственных информационных систем (ГИС), в том числе МФЦ, медицинских систем, городской системы парковок и других внутренних систем обеспечения деятельности города», — пояснил он.

Через некоторое время Казарину пришлось высказаться о сбое вторично. Произошло это в прямом эфире одного из городских телеканалов. Житель Петербурга спросил, какие меры принимает Смольный во избежание подобных цифровых аварий в дальнейшем.

«Действительно 1 февраля был технический сбой в Центре обработки данных. У нас очень заслуженная там система хранения, она 2015 года выпуска. К сожалению, в прошлом году производитель этой системы отказал в техническом обслуживании по понятным причинам. Были предприняты меры, связанные с закупкой соответствующих запасных частей», — пояснил Казарин.

По словам вице-губернатора, поставщик оказался недобросовестным, и после победы в конкурсе отказался заключать государственный контракт. По этой причине запчасти так и не приобрели.

«При этом в прошлом году мы фактически закупили второй новый ЦОД. Мы планируем, что в феврале и начале марта полностью введем его в эксплуатацию. После этого большая часть систем будет переведена на новое оборудование — уже российского производства. Это снизит нагрузку на старое оборудование и распределит системы по разным “железкам”, что называется», — подчеркнул Казарин.

Урок усвоен

С тех пор сообщений о крупных сбоях в работе городских цифровых сервисов не поступало. Это говорит о том, что администрация Санкт-Петербурга серьезно отнеслась к проблеме и форсировала работу по переходу на ИТ-решения отечественного производства.

«Телеспутник» направил запрос в городской комитет по информатизации и связи с просьбой рассказать, как проходит работа по переходу на российские продукты и насколько сейчас защищены петербургские цифровые ресурсы.

«В настоящее время осуществляется поэтапная и крупномаштабная замена всего оборудования, произведенного иностранными производителями, на отечественное. Замене подлежат вычислительные компоненты, системы и сети хранения данных, узлы. Возникающие сложности в процессе перехода оперативно решаются совместно с производителями оборудования и программных средств», — ответили в пресс-службе комитета.

При этом именно транспортной системе, которая в феврале больше всего пострадала от сбоя, городские власти уделили особое внимание.

В начале ноября «Телеспутник» писал, что в Санкт-Петербурге создают государственную информационную систему «Единая платформа управления транспортной системой» («ЕПУТС»). Она поможет регулировать транспортные потоки в городе — разгружать проблемные участки, выбирать оптимальные варианты работы светофоров. В сентябре Дирекция по организации дорожного движения (ДОДД) Петербурга объявила тендер на перевод будущей платформы на российский софт, и это станет первым шагом к созданию необходимого городу технического решения.

«ЕПУТС» является федеральным проектом. Одной из отправных точек к разработке системы стало распоряжение Минтранса РФ от 25 марта 2020 года № АК-60-р. Оно касается методики оценки автоматизации процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, которые реализуются в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Создание платформы в Санкт-Петербурге началось уже давно, однако реалии потребовали срочного перевода системы на российский софт. В середине сентября ДОДД (подведомственная Комитету по транспорту структура) объявила конкурс на выполнение работ по миграции «ЕПУТС» на отечественное программное обеспечение и уже выбрала исполнителя контракта.

Как тогда объяснял независимый автоэксперт Дмитрий Попов, когда платформа полноценно заработает, то от этого окажутся в выигрыше все участники дорожного движения. Сейчас идет апробация подвижного состава, который общается с этой интеллектуальной системой. Однако это длинный путь и на его прохождение потребуется много лет.

«Профиты от этой системы есть. Например, по некоторым маршрутам трамваев в Калининском и Красносельском районах получены при помощи управления движением бортов и светофоров показатели не хуже, чем у трамвая “Чижик”. И это показывает, что мы можем создавать приоритеты для движения городского пассажирского транспорта за счет такой системы, которая общается с большим количеством сервисов и ресурсов. Это очень быстрая система, которая позволяет принимать решение в считанные доли секунды. И, соответственно, позволяет управлять светофорами в считанные доли секунды, изменять стратегию», — уточнил эксперт.

Темпы импортозамещения высокие

По словам директора по развитию бизнеса центра противодействия кибератакам одной из компаний в сфере информационной безопасности (ИБ) Алексея Павлова, в России достаточно неплохой уровень импортозамещения программного обспечения (ПО), однако такие решения, как NGFW (межсетевые экраны нового поколения, — прим. ред.), Sandbox (выделенная среда для безопасного исполнения компьютерных программ, — прим. ред.), и другие импортозамещаются медленнее, чем хотелось бы.

«Некоторые решения потребуют доработки и после 2025 года. Наша компания заинтересована в быстром развитии российского ПО в ИБ, мы впервые представили свой межсетевой экран нового поколения в апреле этого года как многофункциональное импортонезависимое решение. Cегодня в работе уже более 20 пилотов, в том числе в крупных корпорациях. На данный момент наш продукт полностью импортонезависим, в том числе и в аппаратной части, и в ближайшее время мы ожидаем его внесения в реестр отечественного ПО», — отметил Павлов.

Генеральный директор еще одного вендора решений в сфере информационной безопасности Сергей Бочкарев обратил внимание на рост доли участия государства в ИТ-индустрии, включая рост доли госкорпораций и крупнейших частных холдингов, тесно работающих с государством.

«Как следствие, отмечено сокращение ниши малого, среднего и регионального ИТ-бизнеса. До конца 2023 года планируется запустить “Госмаркет” — маркетплейс для ведомств, где бизнес может разместить для госведомств свои цифровые решения. Готовятся поправки в 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок…”, которые позволят госзаказчикам закупать облачные сервисы по упрощенной системе “закупка с полки”», — уточнил Бочкарев.

Еще одним трендом эксперт назвал принудительное импортозамещение. По данным CNews Analytics, средний балл «индекса импортозамещения» составил для госсектора — 8,1 (из 10). На конец 2022 года были оцифрованы 111 услуг федерального уровня и 93 — регионального. В секторе финансов средний балл «индекса импортозамещения» составил 7,5, а в секторе торговли — 7. Отмечалось, что еще остались ниши, где системы не замещены на отечественные.

Третьим трендом Бочкарев назвал отход от классической аппаратной базы (в силу санкций, нестабильности поставок, роста цен, изоляции рынков) и поддержку государством производства оборудования, в том числе программно-аппаратных комплексов — помощь в продвижении и обслуживании такой продукции, помощь заказчику в обслуживании его инфраструктуры.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий