На пути к технологическому суверенитету
«ЕПУТС» является федеральным проектом. Одной из отправных точек к разработке системы стало распоряжение Минтранса РФ от 25 марта 2020 года № АК-60-р. Оно касается методики оценки автоматизации процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, которые реализуются в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Создание платформы в Санкт-Петербурге уже началось, однако реалии потребовали срочного перевода системы на российский софт. В середине сентября ДОДД (подведомственная Комитету по транспорту структура) объявила конкурс на выполнение работ по переходу «ЕПУТС» на отечественное программное обеспечение.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 27,7 млн рублей. Заявки закончили принимать 22 сентября и тогда же объявили поставщика. Им стало ООО «Интеллектуальные цифровые дороги» (ИЦД), которое снизило изначальную цену на 138,5 тыс. рублей.
По данным «Контур.Фокус», ООО «ИЦД» зарегистрировано в июле 2021 года в Москве как микропредприятие. Его уставный капитал 10 тыс. рублей. Учредителем и генеральным директором указывается Нонна Косенко. По состоянию на конец 2022-го выручка компании составила 145,7 млн рублей, а чистая прибыль — 56,7 млн рублей. ООО «ИЦД» шесть раз участвовала в государственных тендерах и во всех случаях становилась победителем, получив контракты на общую сумму 583,6 млн рублей.
Согласно описанию объекта закупки, подрядчику необходимо перевести ГИС с западных решений (Windows Server 2012, CentOS 7, PostgreSQL, Ubuntu) на российские «BaseAlt Альт Сервер 10» и Postgres Professional. Кроме этого, исполнитель контракта должен запустить обновленную платформу и обучить работе с ней персонал в Санкт-Петербурге.
Как будет работать платформа
Как рассказали «Телеспутнику» в Дирекции по организации дорожного движения, ГИС «ЕПУТС» преобразована из созданной в 2016–2019 годах автоматизированной системы «Региональный центр управления транспортом», которая до этого входила в состав ГИС «Аппаратно-программный комплекс “Безопасный город”». Причиной преобразований стало постановление городского правительства.
Целью создания ГИС «ЕПУТС» являлась реализация полномочий Комитета по транспорту, а также обеспечение обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Для этого в системе реализовали функции сбора информации, ее хранения, обработки, предоставления и распространения, а также информационного взаимодействия.
«В соответствии с распоряжением Минтранса России от 25.03.2020 г. № АК-60-р (и Распоряжением Минтранса России от 21 марта 2022 г. № АК-74-р) в основе системы управления ИТС [интеллектуально-транспортной системы, — прим. ред.] на региональном уровне лежит “Единая платформа управления транспортной системой”, выполняющая функцию главной интеграционной платформы, поэтому “ЕПУТС” создается в различных городах России», — уточнили в ДОДД.
Там добавили, что основным назначением ГИС «ЕПУТС» является организация взаимосвязанного функционирования всех подсистем и сервисов интеллектуальной транспортной системы (ИТС) дорожной сети городской агломераций как единого целого. «ЕПУТС» обеспечит сбор и анализ данных ИТС Санкт-Петербурга, поступающих со всех внутренних подсистем и внешних информационных систем времени.
В рамках госконтракта от 4 июля 2022 года в городе выполнили работы по созданию автоматизированных систем «Управление дорожным движением» и «Мониторинг первичных событий» (далее — АС УДД и АС МПС).
В рамках еще одного госконтракта подрядчик выполнил работы по развитию подсистем «Транспортная операционная картина», «Отчеты» и созданию подсистем «Поддержка принятия решений», «Система защиты информации».
«Подсистема “Поддержка принятия решения” была реализована для создания, редактирования и хранения нетиповых сценариев реагирования на возникающие транспортные инциденты, а также для ввода, хранения и поиска в базе данных типовых сценариев реагирования на предопределенные транспортные инциденты», — пояснили в ДОДД.
В дирекции добавили, что на основании постановления правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236 программное обеспечение, используемое органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими госзакупки, должно быть включено в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных или в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных из государств — членов ЕАЭС.
«В связи с этим в настоящее время в рамках госконтракта выполняются работы по развитию ГИС “ЕПУТС” (за исключением АС УДД и АС МПС) в части перехода на отечественное программное обеспечение», — подчеркнули в ДОДД.
Помимо этого, в рамках еще одного госконтракта от 25 июля 2022 года выполняются работы по разработке технического проекта на развитие ГИС «ЕПУТС» в целях внедрения ИТС в Санкт-Петербурге. Его целью является разработка проектных решений по «ЕПУТС» и оформление комплекта документации технического проекта на «ЕПУТС», в том числе разработка и оформление документации на поставку технических средств и программных средств для ее комплектования.
Как объяснил «Телеспутнику» независимый автоэксперт Дмитрий Попов, когда платформа полноценно заработает, то это будет настоящим счастьем. Сейчас идет апробация подвижного состава, который общается с этой умной интеллектуальной системой. Однако это длинный путь и на его прохождение потребуется много лет.
«Профиты от этой системы есть. Например, по некоторым маршрутам трамваев в Калининском и Красносельском районах получены при помощи управления движением бортов и светофоров показатели не хуже, чем у трамвая “Чижик”. И это показывает, что мы можем создавать приоритеты для движения городского пассажирского транспорта за счет такой мультиинтеллектуальной системы, которая общается с большим количеством сервисов и ресурсов. Это очень быстрая система, которая позволяет принимать решение в считанные доли секунды. И, соответственно, позволяет управлять светофорами в считанные доли секунды, изменять стратегию», — подчеркнул эксперт.
По словам Попова, главной задачей системы является минимизация рисков для тех, кто едет поперек. Допустим, на троллейбус можно установить датчик, который будет запрашивать зеленый свет на всех переходах. Однако в этом случае пострадают те, кто едет поперек его движения. Теперь же новая система за счет более быстрых и умных решений позволит оптимально отрегулировать светофоры и не «ломать» движение.
«Проблема заключается еще и в том, чтобы прирост личного транспорта не обогнал наши технологические решения. Надеюсь на то, что у нас автомобильные трафики будут распределены не только интеллектуальными решениями, но и репрессивными — платными парковками. В совокупности при пересадке достаточного большого количества людей на городской пассажирский транспорт это все будет достаточно эффективная история», — добавил Попов.
На каких решениях создадут платформу
«Телеспутник» обратился за комментариями к разработчикам ПО, которое планируют установить в обновленной платформе — компаниям «Базальт СПО» и Postgres Professional.
Как объяснил заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко, MySQL и PostgreSQL — это системы управления базами данным (СУБД) с открытым исходным кодом, которые могут свободно использовать и физические, и юридические лица.
«MySQL де-факто принадлежит компании Oracle. PostgreSQL — независимая СУБД, которая развивается международным сообществом, куда входят как отдельные разработчики, так и большие коммерческие игроки. Россияне вносят большой вклад в развитие системы. Так, по данным исследования EDB за 2022 год, второе место по вкладу в PostgreSQL занимает российская компания Postgres Professional. Каждый год специалисты компании отправляют в сообщество более 100 дополнений кода — патчей», — уточнил Панченко.
По его словам, Postgres Professional развивает на основе PostgreSQL собственную глубоко переработанную СУБД для высоконагруженных систем — Postgres Pro, на которую уже перевели свои системы многие заказчики и разработчики прикладного ПО. Postgres Pro входит в Реестр российского ПО и имеет сертификат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), который позволяет использовать СУБД на объектах критической инфраструктуры. По данным исследования Центра стратегических разработок, СУБД занимает первое место на рынке отечественных систем управления базами данных на 2022 год.
Флагманская версия Postgres Pro, Postgres Pro Enterprise, включает более 40 функций, позволяющих использовать СУБД в высоконагруженных системах с высокими требованиями к безопасности, масштабируемости, управляемости. Среди ключевых решений и функций Postgres Pro — система управления отказоустойчивым кластером BiHA (Built-In High Availability), расширение для высокой доступности со строгой согласованностью и масштабируемостью чтения Multimaster, 64-разрядный счетчик транзакций, инкрементальный бэкап на уровне блоков, автономные транзакции, компрессия данных и многое другое. Все это обеспечивает высокую надежность, отказоустойчивость и более высокую производительность системы. С Postgres Pro могут одновременно работать более 10 000 пользователей, при этом до максимальная задержка при восстановлении работы кластера не превышает пяти секунд. Postgres Pro работает с более чем 30 платформами и совместима более чем с 230 решениями, среди которых все ключевые российские операционные системы и прикладное ПО.
«Сегодня в команде компании Postgres Professional работают порядка 70 % российских разработчиков PostgreSQL. Накопленный опыт позволяет специалистам решать самые сложные задачи — дополнять Postgres новой функциональностью, включая разработку ядра, оказывать поддержку полного цикла: аудит, помощь в миграции, круглосуточную техподдержку и SLA, обучение, выполнять заказные разработки», — отметил Панченко.
Как пояснили «Телеспутнику» в пресс-службе компании «Базальт СПО», операционная система — это фундамент ИТ-инфраструктуры. Он закладывается надолго, поэтому ОС должна быть самостоятельной российской разработкой и развиваться с учетом потребностей отечественных пользователей. Обеспечить это может только вендор, который создает продукт на основе собственной открытой инфраструктуры разработки, не подконтрольной зарубежным компаниям, и сам выбирает направления развития продукта, включает в новые версии российскую криптографию, обеспечивает совместимость с отечественными процессорами и ПО.
Открытую инфраструктуру более 20 лет развивает сообщество разработчиков свободного ПО ALT Linux Team. В него входят все разработчики «Базальт СПО». Материальная часть инфраструктуры локализована на территории России и находится под российской юрисдикцией, принадлежит компании «Базальт СПО» и поддерживается ей. Более того, она соответствует требованиям ГОСТ Р 54593-2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение».
«На открытой инфраструктуре разработки “Базальт СПО” создает семейство ОС “Альт”, покрывающее потребности корпоративных заказчиков и частных пользователей. Оно объединяет операционные системы: сертифицированную ФСТЭК “Альт СП”, “Альт Рабочая станция”, “Альт Сервер”, “Альт Сервер Виртуализации”, “Альт Образование” и Simply Linux. Все ОС спроектированы с учетом возможности интеграции между собой. Это дает возможность строить информационные системы любого масштаба», — подытожили в пресс-службе.