Какие угрозы поджидают в интернете
Дети могут стать жертвами кибербуллинга — цифрового насилия со стороны сверстников или незнакомцев в онлайн-среде — и онлайн-мошенников, которые используют различные схемы, чтобы получить их личную информацию или финансовые данные, а также заставить совершить неправомерные действия, предупреждает руководитель направления Центра компетенций по информационной безопасности одной из компаний-лидеров российского рынка информационных технологий Валерий Степанов.
«В первом случае, как правило, воздействие происходит через комментарии, личные сообщения или публикации, которые унижают или запугивают ребенка. В социальных сетях, например, YouTube, TikTok, может наблюдаться неприемлемый контент, транслирующий насилие, нарушение этических норм или опасные виды фанатизма, что негативно влияет на психологическое и эмоциональное состояние детей. Примеры действий во втором случае —подписка на платный контент или покупка через интернет», — пояснил Валерий Степанов.
Кроме того, дети часто публикуют в интернете слишком много личной информации, не осознавая возможных последствий, поэтому родителям стоит объяснять, что всё, что попадает в интернет, по сути, остается там навсегда, добавил руководитель направления по детской онлайн-безопасности компании, специализирующейся в сфере информационной безопасности и цифровой приватности Андрей Сиденко.
По данным этой компании, родители стремятся контролировать активность детей в сети. Так, почти треть опрошенных взрослых ограничивают время ребенка в интернете, чтобы обезопасить его от онлайн-угроз.
«Однако строгих ограничений недостаточно для безопасности: здесь необходим комплекс мер и выстраивание доверительных отношений в семье. Обеспечивать защиту от онлайн-угроз эффективнее с помощью повышения цифровой грамотности и защитных решений. Для оптимального тайм-менеджмента можно попробовать применить формулу: в сутках 24 часа, из которых мы вычитаем 9-10 часов на сон ребенка. Затем вычитаем часы, которые потребуются ему на учебу в школе и выполнение домашнего задания, время на принятие пищи, внешкольные активности. Как правило, остается не более двух часов, а то и меньше, на время в гаджете», — считает представитель компании.
Согласно опросу, проведенной этой компанией, почти каждый второй ребенок скрывал от родителей, что он делает в интернете. Чем старше дети, тем меньше они делятся этой информацией. Эксперты компании отмечают, что родителям необходимо обсуждать с детьми правила безопасности в интернете и использовать различные технические решения для того, чтобы сделать его пребывание в интернете безопасным, но при этом уважать его личные границы.
«Для защиты детей в интернете нужны как минимум технические и нетехнические методы. К первым относятся различные программы, например родительского контроля, позволяющие оградить ребенка от неподходящего ему по возрасту контента, настроить время использования гаджета, что особенно актуально для совсем юных пользователей. Кроме того, последние годы все больше родителей устанавливают специальные программы, позволяющие фильтровать входящие звонки, поступающие на мобильный телефон ребенка. Могут помочь и специальные детские режимы, встроенные в различные приложения. Нетехнические методы подразумевают повышение уровня цифровой грамотности, развитие критического мышления, создание доверительной атмосферы в семье, чтобы ребенок в случае проблемы не постеснялся обратиться к родителям», — пояснил Андрей Сиденко.
Существуют различные методы борьбы с данными угрозами, среди которых стоит выделить обучение цифровой гигиене, родительский контроль и периодические беседы об актуальных угрозах в кругу семьи, друзей или в образовательных учреждениях, уточнил Валерий Степанов.
Механизмы от вредной информации
В целях реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и распоряжения правительства «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» в 2020 году власти Петербурга разработали план соответствующих мероприятий на 2021-2027 годы. Так, в документе значится создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью. Для достижения данной цели проводятся мероприятия в том числе по просвещению по вопросам безопасности в интернете, оказывается информационно-организационная поддержка общественным организациям и движениям, ориентированным на выявление противоправного контента, ведется мониторинг электронных ресурсов, чтобы выявлять электронные адреса, с которых идет активное распространение материалов, имеющих признаки вовлечения несовершеннолетних в асоциальные формы поведения, в том числе в экстремистскую деятельность.
Отдельный блок плановых мероприятий направлен на формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Иными словами, детей активно обучают основам кибербезопасности, а у родителей и педагогов-психологов повышают профессиональные компетентности в этом направлении.
В последние годы Санкт-Петербург активно разрабатывает и внедряет механизмы защиты детей и подростков в интернете, основными мерами являются создание специальных программ мониторинга и фильтрации интернет-контента, а также проведение образовательных инициатив для родителей и детей о безопасном поведении в сети, сообщил «Телеспутнику» вице-губернатор Станислав Казарин.
«Власти города сотрудничают с предоставляющими интернет-услуги компаниями, чтобы ограничить доступ к опасным ресурсам и повысить общую информированность о рисках, связанных с интернетом. Психологи и специалисты по безопасности подчеркивают, что просвещение и воспитание сознательной аудитории существенно важнее, чем просто технические барьеры», — подчеркнул Станислав Казарин.
Совместно с крупной российской телекоммуникационной компанией власти города реализуют проект для школьников «Цифровое просвещение на Северо-Западе». В сентябре на площадке детского технопарка «Кванториум» в Петербурге в рамках этого проекта прошел первый урок по кибербезопасности. Об этом говорится на сайте «Цифровой трансформации Санкт-Петербурга».
«В цифровом пространстве есть свои правила гигиены и медиаграмотности. К использованию интернета и потреблению информации стоит относиться так же, как к потреблению в физическом мире. Наша компания заботится о своих абонентах и учит их грамотно и безопасно взаимодействовать с цифровой средой. Таким образом, мы вносим вклад в формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомим с основами безопасности в сети, повышаем уровень цифровой грамотности среди школьников и их родителей», — рассказал представитель компании.
В работе над созданием безопасного цифрового пространства для детей важно работать сообща семье, государству и вендорам, обладающим большой экспертизой в области онлайн-безопасности, отметил Андрей Сиденко. Он напомнил высокую эффективность «Урока Цифры», который ежегодно реализуется Минпросвещения, Минцифры и АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с ведущими российскими технологическими компаниями в школах России.
«В планах — развитие комплексных программ по цифровой грамотности, включая сотрудничество с образовательными учреждениями. Вводятся новые инициативы по созданию защищенных онлайн-платформ для детей. Ожидается, что это позволит не только обезопасить молодежь, но и создать более благоприятные условия для их всестороннего развития в цифровом пространстве», — резюмировал Станислав Казарин.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.