Услуги с проактивными рекомендациями
В комитете по информатизации и связи пояснили, что на портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» в разделе «База знаний» можно найти материалы, предназначенные для инвалидов, малообеспеченных семей по защите их трудовых прав, бесплатным мерам поддержки по состоянию здоровья.
«Это помогает социально незащищенным гражданам понять, какие меры поддержки они могут получить от государства, найти всю информацию об этих услугах и подать заявление удобным для них способом. Важно, что эти сведения являются актуальными, написаны понятным языком и исходят от проверенного источника», — пояснили в комитете.
Здесь также подчеркнули, что в Петербурге активно применяются современные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе проактивный подход. Например, пользователям портала, получившим услугу по присвоению льготного статуса, направляются проактивные рекомендации — уведомления о получении других услуг и сервисов по той же жизненной ситуации.
«В прошлом году список ситуаций, по которым приходят рекомендации, был расширен до 19-ти. В личном кабинете портала есть возможность подписаться на различные уведомления, например, об истечении срока действия документов, диспансеризации, начислениях на детей. При этом человек может сам выбрать, как ему удобно получать сообщения: на электронную почту, по телефону или через социальную сеть», — рассказали в комитете по информатизации и связи.
Экосистема по ролям и потребностям
Сфера социального обеспечения широко представлена в экосистеме городских сервисов «Цифровой Петербург», напомнили в комитете по информатизации и связи. Здесь используется ролевая модель для сервисов, при которой пользователю приписывается роль на основании его потребностей: «Я родитель», «Я пенсионер» и «Я с ограниченными возможностями».
В роли «Я пенсионер» собраны сервисы и помощники для старшего поколения. Сервис «Азбука интернета» позволяет обучиться основам работы с компьютером и пользования интернетом. С помощью сервиса «Золотая пора» можно бронировать и покупать билеты в театры, музеи, на экскурсии со скидкой. Представлены и образовательные платформы, например, «Финансовая грамотность для старшего поколения».
Роль «Я родитель» содержит разнообразные веб-приложения, сайты и чат-боты, способные помочь молодой семье с оформлением первых документов по рождению и регистрации ребенка. Кроме того, они полезны и другим семьям, так как здесь есть все необходимое для их повседневной жизни — от записи в первый класс и электронного дневника до онлайн-курсов. В роли также представлены разноплановые чат-боты. «Чат-бот “Рождение ребенка” содержит необходимую информацию для родителей: какие документы оформить в первую очередь, как получить материнский капитал и социальную поддержку, как записаться в детский сад и многое другое. Чат-бот “Ребенок в детском саду и школе” отвечает на вопросы родителей, чьи дети ходят в детский сад или в школу в Санкт-Петербурге. С помощью чат-бота можно узнать о правилах зачисления в детский сад и школу, льготах при зачислении, социальной поддержке родителей школьников. Чат-бот “Подросткам о Госуслугах” рассказывает подросткам об их правах, госуслугах, трудоустройстве и защите в интернете», — пояснили в комитете.
Здесь также обратили внимание на роль «Я с ограниченными возможностями», которая расскажет о том, что в городе предусмотрено и разработано для людей с инвалидностью: от библиотек для слепых и слабовидящих до центров социально-трудовой адаптации и систем, информирующих о мерах социальной поддержки.
«Ярким примером такого полезного сервиса стал чат-бот “Консультант по доступной среде”. Он расскажет про доступность среды для инвалидов в Санкт-Петербурге и подскажет, что делать, если пользователь столкнулся с ее отсутствием. Помимо горожан с инвалидностью и членов их семей, чат-бот будет полезен активным представителям общественных объединений инвалидов, также его смогут использовать специалисты различных организаций и учреждений в целях получения оперативной информации по вопросам, связанным с доступностью среды для инвалидов», — рассказали в комитете.
В ближайшее время в приложении «Я здесь живу» появится сервис для пенсионеров, который будет включать информацию о социальных центрах поддержки, предстоящих мероприятиях и способах оформления льгот. Помимо этого, в сервис войдет блок, разработанный совместно с комитетом по финансам города. Он будет посвящен финансовой грамотности и противодействию мошенникам.
В комитете по информатизации и связи добавили, что в ближайшем будущем планируется внедрить «Социальный калькулятор» в описания соответствующих услуг на портале и в чат-боте. Появятся и новые проактивные рекомендации. В планах значится внедрение комплексного запроса — однократной подачи единого электронного заявления на ряд социальных пособий и выплат. Кроме того, будет реализована возможность подавать заявления о приостановлении, возобновлении, прекращении предоставления социальных выплат и пособий на портале.
Портал для маломобильных групп
Для различных категорий маломобильных групп населения действует портал «Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов Санкт-Петербурга», на котором сформирована карта доступности объектов города, в том числе для пользования гражданами через интернет-сайт, отметили в комитете по информатизации и связи. Портал ведет Городской информационно-расчетный центр совместно с Городским информационно-методическим центром «Доступная среда», находящимися в ведении комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Информацию о доступности объектов подают администрации районов на основании сведений добровольного анкетирования объектов на предмет их доступности, осуществляемого собственниками (пользователями) объектов самостоятельно по единой форме с учетом их территориального расположения.
В комитете по информатизации и связи добавили, что в качестве мобильных навигационных приложений для инвалидов и маломобильных групп населения в городе в настоящее время используется «Портал общественного транспорта Санкт Петербурга». На нем граждане могут ознакомиться с маршрутами следования и номерами маршрутов наземного пассажирского транспорта с низкопольным подвижным составом. Ведение портала осуществляет СПб ГКУ «Организатор перевозок», подведомственное комитету по транспорту.
Социальное такси в мобильном приложении
По данным комитета по информатизации и связи, в процессе разработки находится сервис по заказу социального такси. Мобильное приложение «Социальное такси» к уже имеющимся способам организации перевозок (через подачу заявок оператору по телефону и заполнение онлайн-формы в интернете) добавит новый — через мобильное приложение. Он позволит организовать двустороннюю коммуникацию при вызове службы социального такси.
«Внедрение мобильного приложения “Социальное такси” будет способствовать повышению качества предоставляемых мер социальной поддержки, снизит нагрузку на операторов по приему заявок и обработки звонков граждан, улучшит контроль за предоставлением мер социальной поддержки по предоставлению специального транспортного обслуживания», — подытожили в комитете по информатизации и связи.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.