img19 августа 2022 в 11:00

Здравоохранению прописали «цифру»: как сквозные технологии улучшат медобслуживание

Мобильный врач, прием пациентов с применением телемедицинских технологий, выдача электронных рецептов, отслеживание в электронной системе наличия льготных лекарственных препаратов в аптеках города — всего 40 электронных сервисов для пациентов, медработников и руководителей медицинских учреждений сегодня внедрены в городскую систему здравоохранения. В Санкт-Петербурге действует региональный проект до 2024 года по созданию единого цифрового контура (ЕЦК) в здравоохранении. О том, как он улучшит качество и оперативность медицинского обслуживания, какие технологии необходимо внедрить, рассуждают эксперты.

Мобильный врач, прием пациентов с применением телемедицинских технологий, выдача электронных рецептов, отслеживание в электронной системе наличия льготных лекарственных препаратов в аптеках города — всего 40 электронных сервисов для пациентов, медработников и руководителей медицинских учреждений сегодня внедрены в городскую систему здравоохранения. В Санкт-Петербурге действует региональный проект до 2024 года по созданию единого цифрового контура (ЕЦК) в здравоохранении. О том, как он улучшит качество и оперативность медицинского обслуживания, какие технологии необходимо внедрить, рассуждают эксперты.

Электронные сервисы для пациентов и врачей

С начала 2019 года во исполнение указа президента РФ реализуется национальный проект «Здравоохранение». Он рассчитан на четыре года и включает восемь направлений, в том числе «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». В рамках данного направления в Санкт-Петербурге действует аналогичный региональный проект ЕЦК.

На официальном сайте администрации города конкретизированы его задачи: проект позволит подключить медицинские организации к защищенной сети передачи данных и оснастить их автоматизированными рабочими местами, обеспечить информационное взаимодействие, как между медицинскими организациями, так и учреждениями медико-социальной экспертизы и Фондом социального страхования. Цифровые сервисы посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, станут доступнее гражданам, а функционирование системы здравоохранения Санкт‑Петербурга — эффективнее за счет взаимодействия медицинских организаций в единой государственной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.

Проект единого цифрового контура позволит подключить медицинские организации к защищенной сети передачи данных и оснастить их автоматизированными рабочими местами.

Заместитель директора по информационным технологиям «Городской Мариинской больницы» Владимир Севрюков рассказал, что сейчас работают 20 электронных сервисов для пациентов, 11 — для медицинских работников и 9 — для руководителей учреждений здравоохранения. К примеру, пациент может записаться к врачу в электронном виде по направлению, на диспансеризацию, плановые медицинские осмотры и отслеживать ранее сформированные записи в разделе «Журнал отложенной записи», посмотреть результаты лабораторных и заключения инструментальных исследований, свою электронную медицинскую карту (ЭМК), узнать назначения медикаментов, вызвать врача на дом, воспользоваться сервисом поиска льготных лекарственных препаратов в аптеках города. Для медработников действует сервис «Интегральный анамнез пациента», в который внесены все ключевые заболевания пациента. Посредством электронных сервисов происходит уведомление участкового врача о всех событиях, связанных со здоровьем прикрепленного пациента: вызов скорой помощи, госпитализация в больницу. Мобильное приложение «Мобильный врач» удобно тем, что врач может работать с данными пациента вне своего рабочего места.

Руководителям учреждений здравоохранения электронные сервисы позволяют вести автоматизированный контроль качества медицинской помощи на основе данных ЭМК, мониторинг показателей эффективного контракта, ключевых индикаторов системы здравоохранения региона и доступности медицинской помощи, отследить обращения в организации здравоохранения.

По информации на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга, в рамках регионального проекта ЕЦК, в 2021 году в медицинских организациях города организовано 36 337 автоматизированных рабочих мест, 99 % медучреждений используют медицинскую информационную систему (МИС) и обеспечивают информационное взаимодействие с ЕГИСЗ, в 58,9 % случаев оказания медицинской помощи предоставлены электронные медицинские документы в подсистеме ЕГИСЗ, для 21 % пользователей портала «Госуслуги» доступны электронные медицинские документы в личном кабинете пациента «Мое здоровье» по факту оказания медицинской помощи за данный период, 37,55 % записей на прием к врачу совершены гражданами дистанционно.

Высокотехнологичная медицина

Как сообщил Владимир Севрюков, в электронном сервисе «Сведения и сервисы обязательного медицинского страхования (ОМС)» пациент может уточнить данные не только полиса, но и страховой медицинской организации, сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости.

В Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга напомнили, что все застрахованные в системе ОМС могут бесплатно получить высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП; согласно законодательству, включает применение уникальных методов лечения, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий, — прим. авт.). Главные условия — медицинские показания.

«Для получения ВМП гражданину нужно пройти медицинское обследование, затем с полученным направлением — отборочную комиссию. В экстренном порядке пациент получает необходимую медицинскую помощь, в том числе ВМП, в стационаре, в который поступил. В минувшем году Федеральный фонд ОМС начал напрямую финансировать федеральные медицинские учреждения. Для получения ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, и оказываемую за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, необходимо обратиться в комиссию Комитета по здравоохранения по отбору и направлению граждан для оказания ВМП», — заключили в Территориальном фонде ОМС.

 

Как улучшить качество медуслуг

Для врачей и пациентов действует электронный сервис «Телемедицинская консультация «Врач — пациент». Руководитель информационно-сервисной службы и отдела телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Анна Малкова поясняет, что данные услуги осуществляются в телемедицинской системе дистанционных консультаций федерального и регионального уровней Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения и в сервисе «Личный кабинет пациента НМИЦ Петрова».

«Сканы медицинских документов, результаты диагностических исследований, в том числе компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, вносятся в электронную карту пациента и загружаются в систему. Пациент в личном кабинете может посмотреть заключение, в том числе медицинского консилиума: протоколы, подписанные электронно-цифровой подписью, тоже загружаются», — пояснила она. Как отметила Анна Малкова, телемедицинские технологии в отдельных случаях избавляют от необходимости очного приема пациента, например, если первичная помощь оказалась эффективной. «В систему внедряются доработки, однако хотелось бы технически облегчить загрузку документов и упростить дальнейший их поиск. Иногда для выполнения этого требуется скорее не врач, а ИТ-специалист», — заметила эксперт.

Необходимо внедрение сквозных технологий по сбору, накоплению, передаче, хранению информации о пациенте.

Владимир Севрюков считает необходимым внедрение сквозных технологий по сбору, накоплению, передаче, хранению информации о пациенте. «Это предоставит возможности создания паспорта состояния здоровья гражданина и анализа больших объемов медицинских данных для разработки новых технологий оказания медицинской помощи», — прокомментировал он.

Анна Малкова добавила, что введение единой формы отчетности значительно сократит время на ее заполнение. По ее словам, сейчас огромное количество практически одной и той же информации приходится предоставлять во многие учреждения, но в разном порядке и формулировке. «Объединение в единый городской цифровой контур медицинских информационных систем медучреждений упростит взаимодействие, но хорошо бы создать единый контакт-центр, какой действует в Москве, где по поступившему звонку сотрудники определяют местонахождение звонящего и оперативно передают вызов на ближайшую станцию скорой помощи или поликлинику. Такая автоматизация может уменьшить время на реагирование вызова до полутора минут, а консультация по подключению личного кабинета — увеличить число пользователей электронных сервисов», — убеждена Анна Малкова.

*Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий