Абоненты
К концу 2016 года абонентская база «Ориона» (бренд «Телекарта») достигла 2 953 000 домохозяйств, прирост по сравнению с концом 2015 года составил 5%. В компании считают это хорошим результатом, так как в общем рынок вырос на 4%. Как сообщила «Теле-Спутнику» Мария Жилина, потенциал рынка платного спутникового телевидения падает, времена быстрого роста, когда операторы за год удваивали количество абонентов, прошли. Сейчас «Орион» основные усилия направляет на повышение лояльности клиентов и повышение доходов оператора.
По ее словам, у клиентов снизилась платежеспособность, они реже оплачивают длительные периоды просмотра (полгода-год) и переходят на помесячную оплату. Довольно часто абоненты платят за следующий месяц не сразу, а по истечении нескольких дней, в период перерыва они смотрят обязательные 20 каналов, которые предоставляются без оплаты. Перерыв между платежами в 2-3 дня в итоге приводил к тому, что за год абонент оплачивал только 11 месяцев. Одним из успехов акций по повышению лояльности «Орион» считает снижение среднего перерыва между платежами на несколько дней.
Деньги
Общий объем денежных поступлений оператора — 3,5 млрд. рублей. Это на 2% больше, чем годом ранее. Структура бизнеса «Ориона» осталась практически неизменной: максимальная доля выручки (76%) приходится на услуги непосредственого спутникового телевещания, остальное на B2B-сектор: 21% на услуги телевещателям, 3% — дистрибуция телеканалов. ARPU бюджетного пакета составило 103 рубля (рост по сравнению с 2015 годом - 24%), ARPU среднеценового пакета — 277 рублей (рост по сравнению с 2015 г. — 9%).
Программа продажи оборудования в рассрочку, запущенная в начале 2016 года, оказалась непопулярна у установщиков. Они не захотели отходить от старой привычной схемы, когда дилер приобретает у оператора оборудование и потом со своей наценкой продает абоненту. Продажа оборудования в рассрочку осталась как инициатива «Ориона», но не как программа работы с партнерами.
Новые сервисы
В прошлом году «Орион» начал активно продвигать свой ОТТ-сервис. Приложение «Телекарта Онлайн» для просмотра спутникового ТВ «Телекарта» через интернет в 2016 году скачали около 29 000 абонентов, что на 74% превышает результат 2015 года. Ввиду того, что в данный момент положение ОТТ-операторов законодательно однозначно не определено, и, как правило, они работают по кабельной лицензии, «Орион» может продвигать этот сервис только как дополнительную услугу. То есть, оператор имеет право предоставлять ОТТ-сервис только абонентам «Телекарты», и это, как сказал генеральный директор «Ориона» Кирилл Махновский, не позволяет выйти на более широкий рынок.
Контактный центр, открытый «Орионом» в Пензе стал еще одним направлением бизнеса. Изначально он открывался для того, чтобы взять обслуживание клиентов в свои руки и не отдавать столь ответственное дело посторонней компании. Но в процессе, как сказала «Теле-Cпутнику» Мария Жилина, «Орион» удостоверился, что это хорошая точка роста. В России практически нет контактных центров, специализирующихся на продажах телеком-продуктов. «Орион» считает, что в этом секторе у него два преимущества: первое — оператор может предлагать продукты других компаний свое й клиентской базе, второе — компания умеет продавать телеком-продукты и может организовать процесс по любой группе потенциальных пользователей.
B2B
В 2016 году «Орион» участвовал в запуске телевещания в Грузии: выступал как технологический партнер для местной платформы. Как отметил Кирилл Махновский, этот проект хорош тем, что работает на старых инвестициях и не требует новых, начиная приносить прибыль фактически с первого дня.
В прошлом году «Орион» расстался с VSAT-бизнесом по причине отсутствия перспектив развития. Бизнес-модель предоставления услуг высокоскоростного спутникового интернет-доступа была рассчитана по ситуации до обвала рубля. После того, как покупательская способность населения снизилась, а цена оборудования выросла почти вдвое, оператор посчитал, что данный бизнес крайне трудно вывести на окупаемость. После этого руководство решило избавиться от VSAT-активов.