Год назад из студии научно-производственного объединения «Перспектива» начали транслироваться эфиры NATEXPO TV – телеканала, созданного специально для тех, кто профессионально занимается телевидением. Регулярно на NATEXPO TV выходили интервью с представителями телеканалов, производителями broadcast-оборудования, интеграторами. Карантин внес свои коррективы, студию было необходимо срочно переводить в онлайн-формат. Рассказываем, как это происходило.
Когда только запускался проект с NATEXPO TV, весь тракт работал в формате 1080i50 и на выходе, после эмбедирования звука в программу, конвертировался в 1080p30 при помощи BlackMagic Teranex AV. Для эфира использовались:
● камеры Panasonic AK-HC3800GS с камерными каналами AK-HCU200ES и панелями управления AK-HRP200G;
● широкоугольные объективы Canon HJ22ex7.6B IASE A, Canon HJ11ex4.7B IASE, Canon HJ14ex4.3B IASE с выходами VR output;
● матрица BlackMagic Smart Videohub 20x20;
● видеомикшер Panasonic AV-HS450;
● световые приборы RusRay: в качестве заливающего света — светильники СЕ 100, СЕ 200 и KT 130, а в качестве рисующих — HK 50.
Сигналы с каждой камеры коммутировались на матрице BlackMagic Smart Videohub 20x20 и поступали в серверы Carrot. После обработки и наложения графики они возвращались обратно в матрицу. На микшере отображались как сигналы с наложенной графикой, так и чистые.
Но с наступлением пандемии, студию нужно было переводить в онлайн-формат, чтобы избежать простоя. Для этого потребовалась модернизация всего тракта. Из-за увеличения количества видеопотоков и возросшей нагрузки прежнее оборудование не справлялось.
Сергей Маликов, ведущий инженер НПО «Перспектива»:
«Мы добавили четвертую камеру для формирования общего плана. А также заменили матрицу 20х20 на BlackMagic Smart Videohub 40х40. На микшере были задействованы все входы, что позволило выводить не только сигналы с видеокамер, но и отдельно каждого гостя и общий план со зрителями. Работать приходилось все еще с сигналом 1080i50, что сказывалось на качестве кеинга, особенно на общих планах. Тогда мы решили перевести весь тракт в 4K, заменив все камеры и камерные каналы на BlackMagic URSA Broadcast, а микшер — на BlackMagic ATEM Constellation 8K. Чтобы обеспечить визуальный контакт между ведущим и гостями в студии, мы установили два проектора: Canon XEED WX520 и Canon XEED WX500 для формирования изображения гостей и зрителей на противоположные стены циклорамы. Виртуальные окна расположены таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная реалистичность общения».
Одна из задач работы удаленной студии — простое подключение людей в эфир без использования дополнительного ПО и с минимально возможной задержкой.
Иван Карпенко, генеральный директор Carrot Broadcast:
«В короткий срок нашей командой было разработано решение на основе протокола WebRTC с возможностью подключения до 60 гостей, дополненной реальностью и эфирной графикой. Все это работало в виртуальной студии с трекингом от Stype. Мы условно разделили все подключения на экспертов (4-8 человек, с которыми ведущий общается в ходе эфира) и гостей (20-40 человек, которым иногда дают слово, но более ценна их реакция на происходящее в студии). Для проекта дополнительно установили серверы собственной сборки. В качестве плат ввода-вывода использовались Black Magic 8K Pro и Quad 2».
Заменены были и те компоненты тракта, которые технически устарели.
Сергей Маликов: «В качестве коммутационного оборудования мы выбрали Eltex — отдельно подключали сети видео, Dante, управления и служебной связи. Для системы единого времени — генератор тайм-кода компании LES. В качестве системы служебной связи мы использовали полностью российскую разработку — «Синапс-Интерком» от наших партнеров компании «Тракт». Интерком оказался довольно прост в настройке, особенно порадовали несколько вещей: платформа на Ubuntu (сервер мы собрали сами), отсутствие специальных системных требований к ПК».
Для ведущего инженеры компании «Тракт» подготовили два независимых ушных вкладыша. Это позволило добиться иммерсивного эффекта. В каждое ухо отдавались сигналы экспертов, расположенных по правую и левую руки соответственно. Благодаря этому ведущий инстинктивно поворачивался в ту сторону, откуда слышал звук.
Михаил Ефимов, ведущий инженер компании «Тракт»:
«Мы экспериментировали и с подвешиванием звуковых мониторов непосредственно над проецируемыми изображениями, но довольно быстро отказались от этой затеи: объем помещения невелик, а циклорама имеет скругленные внутренние грани, которые работают для звука, как фокусы вогнутого зеркала».
Старые петличные микрофоны были заменены на гарнитуры Rode HS2. А для обработки голоса был выбран процессор Sound 4 Big Voice.
Михаил Ефимов:
«Экспериментировали также и с адаптивным гейтом, который был необходим, пока мы не заменили шумные проекторы малошумящими. Процессор мы подключали к пульту по Dante AES67, используя режим минимальной задержки very low latency. Таким образом максимально сократили аналоговые магистрали, расположив процессор рядом с циклорамой. Наводки и помехи сразу сошли на нет».
В качестве ядра звукового комплекса был выбран пульт 52-SX от немецкой компании DHD Audio, который позволил:
● удобно управлять задержкой в реальном времени, в том числе задержкой «антимат» и общей задержкой для подравнивания, если звук оказывается быстрее работы движка графики;
● настроить clean-feed - сигнал программной шины для каждого гостя за вычетом себя;
● разместить полный параметрический эквалайзер на touch-моноблоке перед звукорежиссером;
● получить умные компрессор-лимитер (поканально, и EBU R128 на мастер) и автомикс. Добавлять каналы в автомикс можно на лету: для этого были заменены кнопки, которые по умолчанию используются для добавления источника в шину записи;
● запрограммировать четыре шины переговоров talkback: сказать только гостям, только экспертам, гостям и экспертам, только соло-гостю. На каждый экран источника добавили шины вкладышей ведущего, чтобы звукорежиссер мог быстро добавлять или убирать источники ведущему в правое и левое уши.
Сергей Маликов: «В целом, мне, как человеку менее знакомому со звуком, пульт показался очень гибким: как только возникала какая-либо задача, мы не думали, сможет ли он ее решить, а думали только как именно его оптимально настроить».