Уравнение с несколькими неизвестными
Разработчики и производители предлагают разные концепции домашней автоматизации, что, в свою очередь, дает возможность потребителям самостоятельно выбирать подходящий сценарий объединения «умных» устройств в систему и управления ими.
Один из главных вопросов здесь: какое устройство будет выполнять функции управления? Отвечая на этот вопрос еще два-три года назад, большинство экспертов предполагали, что выбор будет делаться между «умной» колонкой и телевизором. Последовавшее развитие событий показало, что эти сценарии совсем не являются антагонистами, а, напротив, дополняют друг друга.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян объяснил «Телеспутнику», что опыт Китая, ставшего самым массовым рынком «умных» колонок, показывает: большинство владельцев используют смарт-динамики для прослушивания музыки, тогда как функции управления «умным» домом через голосовой помощник зачастую остаются невостребованными. «Все-таки людям привычнее визуальная модель, поэтому хабами для “умного” дома начинают становиться телевизоры. Но пока это лишь возможный путь развития, так как производителям телевизоров сложно выстроить вокруг себя целую экосистему “умных” гаджетов», — пояснял Карен Казарян.
По словам генерального директора компании Larnitech RUS Николая Русанова, телевизор или ТВ-приставка в качестве хаба (устройства управления, — прим. ред.) «умного» дома хорошо подходят именно для массового рынка, тогда как самостоятельные контролирующие устройства оптимальны для профессионального использования. «Вижу три направления, где работают отдельные хабы. Одно из них относится к корпоративному рынку, когда технологии применяют для автоматизации различных зданий. Второе — это профессиональный рынок “умного” дома, здесь уже есть системы, которые позволяют управлять всеми устройствами с помощью одного пульта. Третье направление — потенциально массовый рынок “умного” дома. В первых двух случаях хабы — это идеальный вариант, потому что отдельное полноценное устройство дает гарантию надежности работы, это важно для профессиональных инсталляторов. В случае потребительского рынка, когда нужно в короткие сроки создать систему, которой будут пользоваться миллионы людей, идея использовать телевизор или приставку в качестве хаба выглядит вполне логичной», — объяснял «Телеспутнику» Николай Русанов. Применение в качестве головного устройства ТВ-приставки хорошо еще и тем, что ее прошивку можно обновлять, добавляя новые функции.
В то же время глава Larnitech RUS подчеркивает, что ведущие интернет-компании, которые стремятся утвердиться на рынке «умного» дома — Amazon, Google и «Яндекс» — развивают подход, при котором любое устройство в доме является «умным», контроллером выступает интернет, а интерфейсом — смартфон или планшет. При таком сценарии отдельный хаб не нужен вообще. Этот вариант построения «умного» дома получил огромную популярность на Западе. В то же время в российских условиях при создании «умного» дома по такому сценарию нельзя сбрасывать со счетов риски нестабильной работы интернета или блокировки облачных серверов, например, по требованию Роскомнадзора, как это происходило, например, когда регулятор пытаясь заблокировать Telegram ограничивал доступ к облаку Amazon. Тогда россияне жаловались на сбои в работе устройств «умного» дома, подключенных к этим серверам, например, датчиков Xiaomi и «умных» колонок Google.
«Умный» дом завоевывает массы
Совокупные расходы потребителей в мире на устройства «умного» дома в 2021 году вырастут до $123 млрд, впервые преодолев рубеж в $100 млрд, прогнозирует аналитическая компания Strategy Analytics. В то же время она заявляла о падении рынка по итогам 2020 года до $44 млрд (с $52 млрд в 2019-м) из-за экономического кризиса, вызванного пандемией короновируса. Аналитики объясняют быстрое восстановление рынка активностью потребителей.
К 2025 году объем мирового рынка составит $173 млрд, таким образом, почти каждое пятое домохозяйство будет располагать хотя бы одним подключенным «умным» устройством. В 2021 году доля домохозяйств со смарт-устройствами составила 15%, отмечают в Strategy Analytics.
«Цены на продукты для “умного” дома продолжают снижаться, благодаря чему потребителям стало проще подключать различные устройства. Люди покупают две или три камеры наблюдения вместо одной или добавляют полдюжины умных лампочек в свой дом», — объясняет старший аналитик направления «умного» дома Strategy Analytics Джек Наркотта (Jack Narcotta).
В России рынок будет расти быстрее. Так, Аналитический центр при правительстве РФ в ноябре 2020 года заявлял, что темпы роста российского рынка «умного» дома — 28% — в 2020-2025 годах будут почти в два раза опережать аналогичные значения для США (14,9%), Китая (19,1%) или Германии (14,3%).
Наблюдения аналитиков подкрепляются отчетами ретейлеров. По прогнозу группы «М.Видео-Эльдорадо», продажи устройств «умного» дома в России вырастут с 1,5 млрд рублей в первом полугодии 2021 года до 5–6 млрд рублей к 2023-му.
ТВ-приставка как часть «умного» дома
Важный тренд в развитии «умного» дома — его интеграция с системами домашних развлечений, прежде всего, с использованием видео. «Будущее “умного” дома — заключается в объединении в одну экосистему всех медийных домашних устройств, будь то видеопроектор, аудиосистема или гаджеты», — говорил «Телеспутнику» директор по развитию Life Control Владимир Григорчук. Стыковка «умного» дома с видеоразвлечениями наиболее перспективна, поскольку эксперты говорят об «эмоциональном триггере» развлекательной составляющей, добавляющей позитивное восприятие сугубо функциональным устройствам. «Контролировать “умный” дом через ТВ-приставку, подключенную к телевизору, — это логично и удобно, ведь телезрители проводят много времени перед экраном. Они не всегда при этом сидят с телефоном», — объяснял «Телеспутнику» руководитель направления IPTV/OTT-решений компании GS Labs Денис Данилов.
Одной из первых в концепцию ТВ-приставки как хаба «умного» дома поверила компания Apple, которая наделила четвертое поколение Apple TV, представленное в 2015 году, функциями контроллера собственной экосистемы «умного» дома. С помощью Apple TV можно управлять всеми компонентами: диммерами (регуляторами света, — прим. ред.), камерами видеонаблюдения, смарт-замками, термостатами, «умными» розетками, климатическими датчиками и сенсорами движения. Последнее поколение приставок Apple TV 4K поддерживает набирающий популярность беспроводной протокол «умного» дома Thread. Правда, в спецификации уточняется, что устройствами с поддержкой Thread, несовместимыми с HomeKit (программный фреймворк Apple для настройки управления устройств «умного» дома, — прим. ред.), приставка управлять не сможет.
Есть примеры и операторских ТВ-приставок, позволяющих управлять системами «умного» дома, которые развивают игроки рынка телекома и платного ТВ. Так, в 2016 году немецкая компания ABOX42 GmbH разработала приставку, которая предлагалась операторам для запуска их собственных продуктов «умного» дома, позволяющих повысить лояльность абонентов и показатель ARPU (средний чек с абонента, — прим. ред.). С этой целью в приставку интегрировались системы биллинга и аналитики, а также поддержка протоколов «умного» дома ZigBee и Thread.
Стыковка «умного» дома с видеоразвлечениями наиболее перспективна, поскольку эксперты говорят об «эмоциональном триггере» развлекательной составляющей, добавляющей позитивное восприятие сугубо функциональным устройствам
В обзоре абонентского оборудования ведущих операторов платного ТВ, подготовленном Аналитическим центром GS Group, есть примеры ТВ-приставок, как поддерживающих функции хаба, так и без них, из чего можно сделать вывод, что этот подход пока не стал в индустрии доминирующим. В частности, говорится в обзоре, один из крупнейших французских операторов Free предлагает абонентам приставку Freebox Delta, позволяющую управлять устройствами «умного» дома. Эта модель поддерживает протокол SigFox (специально разработан для сетей датчиков, которым требуются небольшие объемы данных в восходящем канале, — прим. ред.). Помимо SigFox, приставка совместима с протоколами Somfy и Philips Hue, а также поддерживает голосового помощника Amazon Alexa. В качестве периферии «умного» дома оператор предлагает комплект из камеры, датчиков движения и открытия, пульта сигнализации, датчика звука и сирены.
Американский телеком-оператор Comcast Corporation снабжает клиентов приставками Xfinity, с помощью которых также можно контролировать работу системы «умного» дома, включающей планшет-контроллер, датчики и исполнительные устройства, в том числе детекторы дыма, термостаты и камеры наблюдения.
Опыт российских операторов
Пионером в разработке ТВ-приставок как управляющего хаба «умного» дома в России является холдинг GS Group. На инвестиционном форуме «Сочи-2017» компания впервые представила концепцию «умного» дома, центром которого является приставка собственного производства General Satellite. Согласно идее GS Group, приемник позволяет контролировать освещение, электропитание, безопасность, климат, видеонаблюдение и медиаустройства. А управлять компонентами «умного» дома смогут все современные приставки General Satellite, прошедшие обновление на программном уровне.
В настоящее время функции контроллера «умного» дома выполняет модуль управления, который подключается к приставке кабелем micro-USB и связывается с датчиками по протоколу ZigBee. Разработанный подразделением GS Group — GS Labs — «умный» дом и приставки General Satellite поддерживают управление с любого экрана: по телевизору, через мобильные устройства (смартфон/планшет). Кроме того, они могут работать как локально, так и удаленно — при наличии интернет-подключения. В экосистему «умного» дома входят также: датчик движения, датчик температуры и влажности, датчики газа (отдельно для пропана и метана), датчик протечки, датчик открытия и закрытия, датчик дыма, две «умные» лампы (цветная и обычная), сирена, а также «умная» розетка.
Для сторонних операторов компания GS Labs разработала полноценную экосистему DREAMPlatform, позволяющую предлагать клиентам сервисы OTT и IPTV, а также внедрять операторские системы «умного» дома.
«”Умный” дом — пожалуй, самое новое направление нашей экосистемы DREAMPlatform. Многое приходится проверять на практике. Поскольку мы развиваемся как разработчик решений для телевидения, в определенный момент клиенты — операторы — начали интересоваться возможностью интеграции “умного” дома. Естественно, самым логичным решением стало построение контроллера на базе приставок. Это устройство, которое есть у всех клиентов этих операторов. Добавляя в приставку ZigBee-передатчик, например, подключая его по USB, можно на экране телевизора управлять всеми сценариями, всеми устройствами, видеть всплывающие сообщения во время просмотра передач», — рассказал «Телеспутнику» о функциях «умного» дома в DREAMPlatform Денис Данилов.
Стоит упомянуть и о таких отечественных разработках, как медиацентр «Сбера» с голосовыми ассистентами «Салют», который тоже позволяет управлять «умным» домом, а также об экосистеме голосового помощника «Алиса» «Яндекса», способного управлять разнообразными домашними устройствами. Оговоримся, что в линейке «Яндекса» есть медиаприставка «Модуль», также управляемая «Алисой», однако она не оснащена специализированными протоколами «умного» дома, а в ее описании ничего не говорится о функциях хаба. Добавим, что «Алиса» позволяет управлять такими элементами, как «умные» лампочки, розетки, пылесосы, чайники, реле и выключатели, однако контроллером во всех случаях выступает облачная платформа, а не аппаратное устройство.
Тот же подход используется и когда в качестве устройства управления системы «умного» дома выступает смарт ТВ. Например, через экранное меню телевизоров Samsung можно управлять смарт-устройствами, совместимыми с экосистемой SmartThings. Однако сами эти устройства непосредственно к телевизору не обращаются — они должны быть подключены к интернету по Wi-Fi либо через отдельный специализированный хаб, поддерживающий протоколы ZigBee, Z-Wave или Thread.
Количество ТВ-приставок с возможностью управления «умным» домом, в том числе операторских, будет возрастать, убеждены эксперты. «Развитие операторами платного ТВ концепции “умного” дома пока не так однозначно. Тем не менее крупнейшие телеком-операторы ищут новые возможности привязать к себе абонента пакетом дополнительных услуг и повысить ARPU. Одним из таких направлений по-прежнему остается “умный” дом и видеонаблюдение. Несмотря на быстрое развитие мобильных приложений, очевидно желание операторов удержать влияние “большого экрана” при обслуживании своих абонентов и не отпустить их к интернет-гигантам типа Google», — резюмирует Александр Сурков.