img28 апреля 2023 в 09:51

Путь к светлому будущему отечественных светодиодов

Несмотря на снижение объема контрафактной продукции (не соответствующей заявленным параметрам и требованиям национального режима локализации) на российском рынке светодиодной светотехники, ее доля все еще близка к 90 %, констатируют представители отрасли. Для изменения ситуации они предлагают ввести единую систему прослеживаемости с маркировкой, которая позволит усовершенствовать законодательство в этой области, более активно кооперироваться между собой, а также развивать линейку отечественной светодиодной продукции. Об этом говорили участники «Всероссийской светотехнической конференции», ключевые цитаты которых приводит «Телеспутник».

Несмотря на снижение объема контрафактной продукции (не соответствующей заявленным параметрам и требованиям национального режима локализации) на российском рынке светодиодной светотехники, ее доля все еще близка к 90 %, констатируют представители отрасли. Для изменения ситуации они предлагают ввести единую систему прослеживаемости с маркировкой, которая позволит усовершенствовать законодательство в этой области, более активно кооперироваться между собой, а также развивать линейку отечественной светодиодной продукции. Об этом говорили участники «Всероссийской светотехнической конференции», ключевые цитаты которых приводит «Телеспутник».

Несовершенное постановление

В настоящее время светодиоды, производимые в России, по большинству параметров максимально приближены к иностранной продукции, указывают эксперты. При этом, участники рынка признают, что стоимость российских светодиодов несколько выше зарубежных аналогов, однако их использование «помогает развивать отечественное производство и страну». «Мы готовы увеличить производственные мощности в несколько раз, а вот рынок к такому предложению не готов. Он нацелен на собственный заработок любыми лишь ему выгодными способами. Недобросовестные игроки участвуют в госзакупках, предлагая светотехнику со светодиодами не российского производства. Такую продукцию мы причисляем к контрафакту», – объясняет Дмитрий Аникин, генеральный директор ООО «Русид».

Участники дискуссии связывают проблему контрафакта с отсутствием государственного контроля. «В текущей ситуации рынок вынужден признать, что наиболее оптимальным методом эффективной борьбы с контрафактной продукцией становится саморегулирование», - рассказывает Дмитрий Петрович. По его словам, в ближайшее время господдержку в нужном рынку объеме ожидать не приходится, поскольку на эти цели у государства «пока нет ни финансовых возможностей, ни компетентных специалистов». 

С помощью саморегулирования можно минимизировать распространение на российском рынке контрафактной светодиодной продукции, не соответствующей критериям, установленным в постановлении Правительства N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», считают участники рынка. «В рамках меморандума мы выработали ряд мер для качественного мониторинга госзакупок и протоколы нарушений передаем в Минпромторг, прокуратуру, ФАС», – подчеркивает Дмитрий Аникин.

Напомним, в настоящее время для локализации светотехники разработаны и внедрены несколько нормативно-правовых актов, включая постановления правительства № 719, № 878 и № 616, которые отдают в госзакупках приоритет светотехнике с российскими светодиодами. Представители отрасли неоднократно указывали на то, что их эффективность на практике ограничена тем, что их выполнение не контролируется при реализации государственных закупок по ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Так, в 2022 году в процессе анализа 350 государственных контрактов в ряде субъектов РФ были выявлены не единичные случаи использования в государственных закупках осветительных устройств, содержащих светодиоды производства иностранных государств. Эксперты пришли к выводу, что зачастую на тендеры выходят компании, предлагающие светодиоды иностранного производства под видом российских, что выясняется после соответствующих проверок.

С ним соглашается Кристина Оганезова, руководитель проектного GR компании GS Group. Вместе с тем, эксперт замечает, что основной проблемой является возможность фиксировать нарушения только лишь после закупки. «Необходимо вводить систему прослеживания, которую должен курировать Минпромторг. Причем, в ней нужно отслеживать всю степень локализации продукции, в том числе драйвера, источники питания, а не только светодиоды. Кроме того, требуется создать такую меру проверки, в ходе которой мы бы тесно взаимодействовали друг с другом, а участники госзакупок, допустившие нарушение, лишались права на подтверждение следующей закупки», — предлагает Кристина Евгеньевна. По ее словам, в рамках организации системы прослеживаемости необходимо создать реестр производителей светодиодов. «При организации госзакупок мы будем передавать данные по тем объемам, которые предоставили именно компаниям-производителям светильников. Тогда будет наглядно виден процент смешивания с китайскими светодиодами», — уверена эксперт. 

Представители отрасли подчеркивают, что маркировка необходима не в качестве «способа заработать государству на новом налоге», а в качестве инструмента регулирования ситуации на рынке, а именно, насколько честно работают отечественные производители, заявляющие соответствие своей продукции национальному режиму. По мнению экспертов, несмотря на позитивную динамику, на нем еще есть, что проверять. Так, объем контрафактной продукции уменьшается, но пока все еще достигает 90 %. 

Среди других вариантов пресечения продажи контрафакта до заключения госконтрактов предлагается предоставить заказчику технологическую возможность определения по специальной маркировке российских светодиодов, видимой только при освещении их ИК-лазером, находится ли в светильнике российский светодиод или нет. Об этом говорил Дмитрий Аникин, указав на то, что после тестирования технологию можно будет внедрить в массовое производство. «Все эти меры сегодня необходимы, иначе мы упустим хорошие шансы на развитие отечественной отрасли, которую сейчас начали возрождать, поднимая производство и воспитывая молодые кадры, у которых есть желание работать и профессионально развиваться», — подчеркивают участники дискуссии.

 

Важность объединения

В ходе дискуссии представители отрасли не раз говорили и о необходимости кооперации. «Светотехника, как отрасль национальной экономики, небольшая по обороту и внутренней прибыли нам не хватает для реинвестирования в глубокую локализацию — в производство полупроводниковых структур, химии, клеев, силиконов, требуемых для производства светодиодов. Нужно четко понимать структуру отраслевых переделов. Производство основных комплектующих светильника и источника света - светодиода, то есть, то, на чем стоит светотехника, безусловно наша область, и мы будем ее развивать. При этом сборка светодиодов — это пограничная линия с совершенно другой отраслью — микроэлектроникой. Как только мы начинаем говорить о чипах для светодиодов, то это полупроводниковый прибор, микроэлектроника, и там сразу начинают действовать другие законы самоокупаемости, объемы инвестиций. Сразу встает вопрос материалов для сборки светодиода, сборочного оборудования, которые не имеют отношения к конечному продукту светотехники — светильнику, однако они родственны и имеют отношение ко всей микроэлектронике. Химия, материалы должны быть общими для всей отрасли и не должны рассматриваться отдельно в светотехнической промышленности», — замечает Евгений Долин, GR-директор ООО «МСК БЛ ГРУПП». По его мнению, сейчас для сохранения тренда на локализацию светодиодов игрокам необходимо кооперироваться и вести диалог с производителями светодиодных корпусов. «Нужно вступать в кооперацию с заводами, которые делают корпуса микросхем. Нужна общая инфраструктура», — считает эксперт. 

Дмитрий Аникин, в свою очередь, добавляет, что из порядка 10 производителей только два умеют делать золотую нить, потому что «современное скоростное импортное оборудование с нашей золотой нитью не работает». «Когда просишь сделать нить в 25 микрон, не соглашаются. Возможно ли в такой ситуации развитие рынка? Но есть производители в России, которые готовы менять технологию под небольшие заказы светотехнической отрасли. Поэтому важно понять: либо мы объединимся и начнем работать над созданием общего рынка, либо отечественный рынок светотехники превратится в рынок китайских комплектующих», — уверен он.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий