Удержать и развивать то, что имеется
Если Россия сегодня же не начнет заниматься развитием собственных технологий, то она, во-первых, рискует отстать от всего современного мира, а во-вторых, давно пора на деле формировать новые статьи экспорта и доходов бюджета, настаивает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. «Если, например, в будущем весь мир перейдет на электрический транспорт, то кому будут нужны нефть и газ из России или от других поставщиков, которые вовремя не перешли на более современные технологии? Так что это критический, жизненно важный вопрос для любой страны, которая не хочет безнадежно отстать от передовых трендов», — подчеркивает она. По словам Натальи Мильчаковой, главным преимуществом здесь является то, что, во-первых, страна перестает поставлять сырье в обмен на технологии и развивает собственные разработки, чтобы не зависеть критически от их импорта. Во-вторых, это хороший способ защиты от санкций. И в-третьих, наличие собственных технологий — это возможность для совершения технологических прорывов в разных отраслях экономики.
С ней соглашается заместитель генерального директора ЗАО «МНИТИ» по цифровому телевидению Константин Быструшкин. Введение санкций против РФ наглядно показало, что наличие современной промышленности и технологий является без всякого преувеличения определяющим фактором выживания любого государства, говорит он.
«Эйфория от так называемой глобализации, которая подразумевала перенос производства в развивающиеся страны для обеспечения максимальной прибыли передовых в технологическом плане государств, сменяется новой индустриализацией, когда заводы по массовому выпуску высокотехнологической продукции переносятся из стран Юго-Восточной Азии обратно в метрополию, например, в США и Европу», — обращает внимание эксперт.
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын считает, что без собственных технологий у страны остаются природные ресурсы и рабочая сила. «Но рабочая сила у нас не так многочисленна, как в Азии, и не такая дешевая, как в Африке, куда уже выносит производство Китай», — рассуждает он. Леонид Делицын убежден, что развивать собственные разработки и высокотехнологичное производство в стране стоит в любом случае и без оглядки на политическую ситуацию, которая, по его словам, может требовать создавать продукцию, но не обязательно создает условия для ее создания. При пассивном реагировании на политическую ситуацию никакое высокотехнологичное производство в стране вообще развивать не следует, говорит Леонид Делицын. «Высокотехнологичное производство развивают те страны, которые формируют и мировую политическую повестку, глобальная политика — это просто одна из их отраслей экономики. А пассивно реагирующие на политическую ситуацию страны могут лишь встроиться в систему, найти свое место в лагере одного из противоборствующих глобальных лидеров. В таком случае им предстоит развивать то, что сочтет нужным такой лидер», — предупреждает он.
Отсутствие национального производства приводит к снижению спроса на квалифицированных инженеров, разработчиков, которые начинают массово уезжать за границу, где их компетенции и знания оказываются востребованными, сетует Константин Быструшкин. В полной мере это относится и к радиоэлектронной промышленности, в том числе телевизионной технике. «Современное телевидение интегрирует в себя новейшие достижения в целом ряде областей. Таким образом, наличие и преумножение этих компетенций является необходимым условием существования современного индустриального общества», — объясняет он.
Без оглядки на Запад
Некоторые отрасли в России изначально формировались без оглядки на западных конкурентов и с опорой на собственную экспертизу. Именно благодаря этому в нашей стране появились сильные компании-разработчики и конкурентоспособные продукты. Среди таких отраслей можно назвать информационные технологии и финтех. Плюсы такой стратегии стали очевидны во время известных геополитических событий: компании, сделавшие фокус на собственные разработки и выпуск продукции своими силами, сумели легче пройти кризис, что вылилось в рост выручки, о чем сообщалось в СМИ. Разработчики операционных систем, систем управления базами данных, систем виртуализации, услуг информационной безопасности увеличивают выручку в 2–3 раза в год, привел пример Леонид Делицын. В то же время производители, зависевшие от импорта, оказались в затруднительной ситуации и были вынуждены заново выстраивать логистические цепочки, искать новых партнеров и поставщиков.
На рынке платного ТВ, где в основном применяется абонентское оборудование зарубежного производства, исключением являются разработки холдинга GS Group (ранее — General Satellite), который создает приставки для пользователей «Триколора», а также производит их для других компаний-партнеров, например, «Сбера». GS Group начинал свою деятельность с распространения и обслуживания приставок южнокорейской Humax, но затем перешел к производству собственных приемников. Аппаратное обеспечение разрабатывалось самостоятельно, как и программная платформа. Это позволяло полностью контролировать функциональность, набор услуг и механизм обновлений.
Собственная разработка помогла также задавать технологические тренды на отечественном рынке. Так, под брендом General Satellite была выпущена первая в стране массовая приставка с поддержкой нового (на тот момент) стандарта вещания DVB-S2 и стандарта изображения MPEG-4, а также первая приставка с поддержкой телевидения в формате сверхвысокой четкости.
Новое поколение абонентского оборудования General Satellite — медиахабы «СЕЛИГЕР» — в некоторых аспектах даже превосходит устройства зарубежных производителей. Как правило, абонентское оборудование крупнейших западных операторов платного ТВ, например, Free (Франция, 6,1 млн пользователей), Comcast (США, 22 млн пользователей) и Vodafone (Англия, свыше 22 млн пользователей), предназначено для получения трех услуг — интернета, телевидения, телефонии, и имеет голосовое управление. Медиахабы «СЕЛИГЕР» же позиционируются как мультимедийный центр в домохозяйстве. Они предлагают возможность просмотра контента в нескольких средах (спутник, интернет, эфир), библиотеку фильмов и передач, запись и перезапись контента, управление видеонаблюдением и сценариями умного дома. Подобного сочетания функций у зарубежных устройств нет.
Использование аппаратной и программной платформ собственной разработки в основе медиахабов гарантирует, что их функционирование не зависит от доступности зарубежных технологий и сервисов. Стоит напомнить, что в 2022 году эта проблема всерьез встала перед некоторыми отечественными производителями. В частности, американская Apple отключила возможность управления умным домом в приложениях «Сбера» для iOS. В результате российская компания вынуждена была спешно переводить платформу умного дома на собственную облачную инфраструктуру и российские серверы.
О необходимости импортозамещения в России твердят на каждом углу, но зачастую эта идея остается не более чем декларацией. Примеры этого подхода можно найти в разных отраслях, включая производство электронных устройств. В СМИ сообщалось о случаях, когда производителем техники выступает российская компания и абсолютное большинство комплектующих, используемых в производстве — импортные. Или еще пример: устройства выпускаются под российскими марками, но производятся полностью в Китае. Однако оборудование под брендом General Satellite представляет собой обратный пример: это полностью самостоятельная отечественная разработка. Что важно, большая часть аппаратного и программного обеспечения, разрабатываемого холдингом GS Group, включается в соответствующие реестры.