img11 марта 2021 в 11:30

Ставка на облака и удаленку: какие цифровые услуги станут драйвером рынка ЦОД

Ушедший 2020 год стал для многих отраслей проверкой на прочность. Рынок центров обработки данных (ЦОД, дата-центры) эту проверку выдержал и даже продемонстрировал рост. Режим самоизоляции, необходимость перевода сотрудников на удаленную работу и сокращение инвестиций в собственную инфраструктуру во многом способствовали увеличению доверия к цифровым услугам ЦОД со стороны бизнеса.

Ушедший 2020 год стал для многих отраслей проверкой на прочность. Рынок центров обработки данных (ЦОД, дата-центры) эту проверку выдержал и даже продемонстрировал рост. Режим самоизоляции, необходимость перевода сотрудников на удаленную работу и сокращение инвестиций в собственную инфраструктуру во многом способствовали увеличению доверия к цифровым услугам ЦОД со стороны бизнеса.

По данным iKS-Consulting, суммарный доход дата-центров вырос в 2020 году с 34,9 млрд до 43,8 млрд рублей. «Телеспутник» расспросил игроков этого рынка и пришел к выводу, что облачные услуги — по-прежнему основной драйвер роста ЦОД.

Пересмотреть отношение к облакам

Крупнейшие дата-центры готовы предоставить клиентам разнообразный спектр цифровых услуг. Компании отмечают, что пандемия заставила бизнес пересмотреть свое отношение к облачным услугам, и если раньше главным камнем преткновения в отношениях между бизнесом и сервис-провайдерами была информационная безопасность, то 2020 год показал, что доверие бизнеса к провайдерам облачных услуг значительно выросло.

В компании DataLine («Ростелеком-ЦОД») отмечают наибольшую востребованность управляемых сервисов. Это связано с тем, что для многих компаний переход в облако ранее был осложнен нехваткой собственных специалистов. Виртуальная инфраструктура от провайдера вместе с сервисами по администрированию снимает эту проблему.

«Раньше многие заказчики скептически относились к аренде ресурсов у провайдера из-за опасений по поводу безопасности. Сейчас компании накопили опыт работы с облаками и готовы передавать управление инфраструктурой и информационной безопасностью сервис-провайдерам. При этом бизнес хочет контролировать работу провайдера и получать прозрачную информацию о сервисе в виде логов и отчетов», — сообщили в DataLine.

В Selectel рассказали, что самыми востребованными по-прежнему остаются облачные серверы. Директор по развитию услуг компании Александр Тугов добавил, что из запущенных недавно продуктов класса «платформа как сервис» (Platform as a Service, PaaS , — прим. ред.) больше всего востребованы облачные базы данных. Этот продукт решает понятную боль клиентов, связанную с трудностями управления кластерами баз данных, пояснил Александр Тугов.

Представители компании IMAQLIQ также подчеркивают, что тенденция роста лояльности и доверия со стороны бизнеса к дата-центрами стала более заметной. «На данном этапе пользуются спросом преимущественно услуги размещения оборудования. Однако, все больше компаний предпочитают брать в аренду выделенные или виртуальные сервера, так как существенно вырос уровень доверия к ЦОДам. Появилось понимание, что дата-центр может удовлетворить соответствующие потребности клиентов не только более профессионально, но и при гораздо меньших финансовых затратах», — пояснили в компании.

Пандемия заставила бизнес обратить внимание на услуги, связанные с переводом работы в онлайн. Именно они сейчас наиболее востребованы у компаний, и возврата к традиционным моделям работы уже не предвидится

Пандемия заставила бизнес обратить внимание на услуги, связанные с переводом работы в онлайн. Именно они сейчас наиболее востребованы у компаний, и возврата к традиционным моделям работы уже не предвидится, считает президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев.

«Бизнесом и сотрудниками будут востребованы все форматы работы в условиях свободы от стационарного рабочего места, будь то дом, коворкинг, перемещение в транспорте или работа за городом. Причем, это должно гибко подстраиваться. Меняется структура трудоустройства для работы, которая может быть “оцифрована”, команда специалистов может быть географически распределенной», — комментирует Игорь Дорофеев. В связи с этим востребованы все уровни услуг как сервиса — «инфраструктура как сервис» (IaaS), «софт как сервис» (SaaS), PaaS, вопрос только в распределении каждого сервиса по целевым группам потребителей. Растут как новые услуги типа VDI (Virtual Desktop Infrastructure, — инфраструктура виртуальных рабочих столов, — прим. ред.), так и классика типа хостинга или VDS (Virtual Dedicated Server — виртуальный выделенный сервер, — прим. ред.), добавил он.

В пресс-службе компании «МегаФон» рассказали, что компания предоставляет услуги как для государственных структур, так и для коммерческого сектора. Если у первых востребованы сервисы на основе больших данных, то бизнесу интересны проекты, направленные на улучшение внутренних бизнес-процессов. В «МегаФоне» также отмечают повышенный спрос на услуги, призванные решить проблемы бизнеса в период пандемии.

«Среди B2B-сервисов наибольший рост потребления продемонстрировали решения для проведения онлайн-конференций и вебинаров. За период карантина вдвое вырос объем голосовых звонков, поступающих на номера горячих линий 8800, услуга по-прежнему высоко востребована. Спрос на многофункциональную облачную платформу “МегаФон Облако” вырос на треть. Не все переведенные на удаленный режим работы сотрудники вернулись в офис, поэтому продолжает пользоваться популярностью сервис организации в облаке удаленных рабочих столов», — пояснили в пресс-службе оператора.

Отчетлив рост спроса на удаленную работу, считает Максим Буртиков, директор по внешним связям RIPE NCC в Восточной Европе и Средней Азии (региональный интернет-регистратор, выполняет распределение интернет-ресурсов, координацию деятельности, направленную на глобальную поддержку функционирования интернета). По его словам, если раньше дистанционных сотрудников, а также сервисы и услуги рассматривали преимущественно в сегменте информационных технологий, то теперь их популярность распространилась и на другие отрасли. Максим Буртиков привел прогноз компании Enterprise Technology Research, согласно которому в 2021 году 34,4% сотрудников будут работать удаленно на постоянной основе, в то время как до вспышки COVID-19 таких специалистов было 16,4%. При этом телеком, финансовый и страховой сектор отметили рост производительности с переходом на дистанционный режим.

«Адаптация к новым условиям, опровержение опасений о снижении качества работы сотрудников, не посещающих офис, позволяет работодателям пересмотреть подход к набору персонала. Немаловажный аспект — экономический. Иностранным компаниям с учетом колебаний курса валюты выгоднее нанимать специалистов с постсоветского пространства. Уровень их компетенций высок, а фонд оплаты труда существенно ниже, чем у аналогичных специалистов в Европе, США, Японии. Этот же тренд можно проследить и у отечественных компаний различной сферы деятельности в пределах страны — бизнес из крупных городов-миллионников старается нанимать качественный персонал из региональных центров. Однако рост количества удаленного персонала, а также желание компаний оптимизировать издержки при расширении функционала способствуют росту спроса на облачные сервисы и удаленное хранение данных. Одновременно с этим растет спрос на дистанционные сервисы у пользователей, и, как следствие, демонстрирует компаниям необходимость поиска технических решений», — объяснил Максим Буртиков.

Фото: Shutterstock

Пандемия как катализатор роста

Опрошенные нами эксперты отмечают, что непосредственным катализатором роста спроса на цифровые услуги послужила пандемия коронавируса и эта тенденция продолжится.

«Спрос на цифровые услуги кратно возрос. При этом видно явное расслоение по географическому принципу. В регионах с высокой цифровой культурой, там, где удалось в короткие сроки внедрить сервисы и приложения, или бизнес и люди были готовы к “цифровому рывку”, спрос скакнул кратно и был отработан. В регионах спрос вырос, но менее выраженно. Высокая готовность Москвы, как место сосредоточения ЦОДов, также помогла решить региональные проблемы, то есть Москва отработала и федеральную функцию», — говорит Игорь Дорофеев. В качестве наблюдения он назвал тот факт, что в Москве уже стало проблемой найти 100 стоек достаточного качества. Этот дефицит будет сохраняться как минимум до конца года, убежден Игорь Дорофеев.

При этом президент Ассоциации участников отрасли ЦОД подчеркивает, что до пандемии дата-центры развивались лишь слегка опережая продажи. Сейчас же есть твердая уверенность в гарантированном спросе на услуги.

«Мы в отрасли видим старт больших по объему проектов — на перспективу, большие инвестиции в ЦОДы, а также структурные изменения в виде консолидации и создания экосистем. Именно за счет создания экосистем, в которые включены сами ЦОДы, сервисные операторы ЦОД, операторы процессинга и прочих финансовых и нефинансовых услуг, будет расти рынок дата-центров. Важно отметить также, что обработка данных — понятие достаточно широкое. Высокопроизводительные, потоковые вычисления, генерация трафика интернета вещей, ресурсы, требуемые для реализации задач искусственного интеллекта, также являются драйверами развития ЦОД. Таким образом, в ближайшей перспективе ожидается рост за счет укрепления спроса на классические услуги из-за взросления цифровой культуры бизнеса и населения», — прогнозирует Игорь Дорофеев.

В Selectel также отмечают рост спроса на цифровые услуги в период пандемии. По словам Александра Тугова, в онлайн перешли даже те сервисы, которые раньше не рассматривали такой формат работы. Компании переходили на удаленку и многим понадобилась инфраструктура для организации удаленных рабочих мест.

«Год был нелегким с экономической точки зрения и вкладываться в собственное “железо” многим компаниям стало попросту нерентабельно. Плавающие нагрузки тоже добавили клиентам головной боли, и здесь облачные услуги с оплатой по потреблению и быстрым масштабированием инфраструктуры вышли на первый план. Люди стали доверительнее относиться к облачным технологиям. И эта лояльность влияет на потребление услуг различными компаниями», — отмечает Александр Тугов.

Люди стали доверительнее относиться к облачным технологиям. И эта лояльность влияет на потребление услуг различными компаниями

Отвечая на вопрос о том, какие цифровые услуги станут основными драйверами роста рынка дата-центров, директор по развитию услуг компании Selectel подчеркнул, что ЦОД в России по-прежнему делают ставку на облачные услуги.

«Сейчас развивать IaaS-услуги в облаке перспективно, но дата-центры, которые следят за зарубежными трендами, делают ставку и на PaaS. Особенность данных услуг состоит в том, что они позволяют снять с клиента задачи по управлению инфраструктурой и ее контролю — провайдер берет эту работу на себя. Это актуально для бизнесов, в которых нет квалифицированных сисадминов. Таких компаний становится больше с каждым годом», — рассказывает Александр Тугов.

В компании IMAQLIQ видят повышенный спрос на цифровые услуги, поскольку многие компании стали переходить на удаленку, искать механизмы адаптации к новым условиям с опорой на информационные технологии. Что касается основных драйверов роста в будущем, то представители IMAQLIQ считают, что рынок дата-центров будет преимущественно расти за счет облачных технологий и виртуальных серверов.

Изменения в экономике, которые привнесла с собой пандемия, вынудили многие компании пересмотреть бюджеты и планы по расширению ИТ-инфраструктуры с привлечением капитальных вложений. «Если раньше многие заказчики предпочитали виртуальную инфраструктуру на собственных мощностях, то с изменениями в экономике многие отложили модернизацию и посмотрели в сторону аренды ресурсов. Облако в этой ситуации помогает оптимизировать расходы. С пандемией вырос интерес к цифровизации как основному инструменту повышения эффективности деятельности. Это касается и инфраструктуры: заказчики смотрят, как оптимально организовать использование имеющихся ресурсов», — отмечают в компании DataLine.

В компании подчеркивают, что наибольшей перспективой обладают сервисы по организации удаленной работы и платформенные облачные сервисы.

«С началом пандемии компании оценили эффективность такого формата для своей компании. За удаленную работу или гибридные форматы занятости выступают и многие сотрудники — для технологических компаний это часто становится преимуществом при трудоустройстве. Если бизнесу удалось извлечь пользу из сервисов удаленной работы, они планируют использовать их и дальше. Также вырастет запрос на отечественные платформенные облачные сервисы. Тренд на импортозамещение остается актуальным для многих российских компаний, и мы уже сейчас видим рост интереса к виртуальной инфраструктуре», — подметили в DataLine.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий