img28 января 2021 в 10:00

«Яндекс» на смарт ТВ: конкурент мировым игрокам или функциональный аналог?

Платформы, на основе которых функционируют популярные смарт ТВ, хорошо известны. Их разрабатывают компании Google, LG и Samsung. Android TV, Tizen и webOS — это полноценные операционные системы со своим магазином приложений, средой разработки, голосовым управлением и поддержкой периферийных устройств. В 2020 году компания «Яндекс» запустила собственную мультимедийную платформу для смарт ТВ, которая уже установлена на телевизорах ряда брендов. Стоит ли здесь говорить о полноценной конкуренции с мировыми игроками?

Платформы, на основе которых функционируют популярные смарт ТВ, хорошо известны. Их разрабатывают компании Google, LG и Samsung. Android TV, Tizen и webOS — это полноценные операционные системы со своим магазином приложений, средой разработки, голосовым управлением и поддержкой периферийных устройств. В 2020 году компания «Яндекс» запустила собственную мультимедийную платформу для смарт ТВ, которая уже установлена на телевизорах ряда брендов. Стоит ли здесь говорить о полноценной конкуренции с мировыми игроками?

Особенности платформы «Яндекса»

Для начала стоит пояснить, что мультимедийная платформа «Яндекса» для смарт ТВ — это оболочка на базе Android Open Source Project (AOSP), который был сильно переработан. Подразумевается, что на телевизоре с установленной оболочкой «Яндекса» пользователи будут использовать только ее. Нельзя также самостоятельно установить оболочку на любой другой смарт ТВ. Поскольку AOSP это не Android TV, то в нем нет магазина приложений Google, но есть возможность установки сторонних приложений из отдельного магазина. Встроенный голосовой поиск работает в основном разделе на главном экране, но в «Яндекс» планируют развивать его функции. В одном из обновлений, появившихся осенью 2020 года, появилась поддержка голосового помощника Алиса. Она работает через пульт.

В состав платформы входит доступ к сервису «Яндекс.Видео», который предназначен для поиска и просмотра роликов, фильмов, трансляций соревнований и каналов блогеров, размещенных в свободном доступе на видеоресурсах. Сервис запоминает фильмы и каналы, которые смотрит пользователь, и, ориентируясь на его интересы, рекомендует похожие новинки.

Установлены видеосервис «Кинопоиск HD», приложения онлайн-кинотеатров ivi, Megogo, Okko, Tvigle, tvzavr, а также YouTube. Также можно смотреть линейные телеканалы, видеоблоги и другой контент, доступный в сервисе «Яндекс.Эфир».

Функция голосового поиска по видео задействует пульт телевизора. Контент ищется по названию, жанру или имени актера. При необходимости пользователь может управлять функциями смарт ТВ (ввод текста, переключение между экранами и пунктами меню) через приложение «Яндекса» на смартфоне.

Встроенный детский режим ограничивает доступ к контенту для взрослых. Например, можно защитить пин-кодом контент, предназначенный для детей старше двенадцати лет.

Кроме того, есть возможность просматривать видео и фото, а также воспроизводить музыку с внешнего USB-накопителя.

Наконец, к каждому телевизору с мультимедийной платформой «Яндекса» в подарок идет подписка «Яндекс.Плюс» на три месяца.

Зачем это нужно вендорам?

Телевизоры с оболочкой «Яндекса» продаются под брендами BBK, DEXP, ECON, Hi, Hyundai, Leff Novex, Yuno, и других. «Телеспутник» попросил компанию MERLION (эксклюзивный дистрибьютор Hyundai в России, — прим. ред.) пояснить, почему было принято решение использовать платформу «Яндекса» для смарт ТВ. В пресс-службе компании-дистрибутора сообщили, что цель Hyundai — выпускать полезную, удобную и доступную для потребителей технику, в частности, смарт ТВ, которые сейчас являются одним из основных источников развлечений. «”Яндекс” — востребованная и понятная российским покупателям платформа, поэтому не удивительно, что телевизоры с ней пользуются большим спросом. Телевизоры Hyundai с другими платформами, например лицензионным Android TV, тоже популярны, но мы всегда стремимся предоставлять потребителям выбор», — подчеркнули в пресс-службе MERLION.

Описывая позицию, которую смарт ТВ с платформой «Яндекса» занимают в линейке телевизоров Hyundai, нам пояснили, что они находятся в среднем ценовом сегменте — наиболее популярном у потребителей. Но и они тоже отличаются между собой. Например, есть телевизоры с разрешением Full HD, которое до недавнего времени являлось стандартом качества изображения, а есть с относительно новым, но уже зарекомендовавшим себя среди поклонников качественной картинки — Ultra HD. В целом, в MERLION положительно оценили сотрудничество с «Яндексом». «Мы считаем, что коллаборации — это вообще полезный опыт для обеих сторон», — отметили в пресс-службе.

Яндекс ТВ.png

В пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо» (компании выпускают телевизоры под собственными торговыми марками Novex и Hi, — прим. ред.) подчеркнули, что ставят своей целью сделать технологии более доступными. «”Яндекс” как бренд известен и интересен потребителям. Контентная платформа “Яндекса”, работающая на базе ОС Android, дает пользователям возможность смотреть более 200 телеканалов “Яндекс.Эфира”, фильмы и сериалы из медиатеки онлайн-кинотеатра “Кинопоиск HD”, ролики с YouTube, а также воспользоваться другими возможностями “умного” телевизора, имеющего доступ в интернет через модуль Wi-Fi. Вместе с компанией мы одними из первых предлагаем голосовое управление в ТВ», — рассказали в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».

В ассортименте Novex на данный момент представлено пять моделей с мультимедийной платформой «Яндекса» и диагоналями от 32 до 60 дюймов, у Hi — семь моделей с экраном от 24 до 65 дюймов. «С расширением ассортимента, увеличением знания о возможностях и преимуществах “умной” платформы у потребителей растет и популярность подобных моделей. В третьем квартале все телевизоры Novex заняли 7% в штучных продажах “М.Видео”, Hi — 15% в “Эльдорадо”», — сообщили в пресс-службе группы.

Оценивая перспективы телевизоров с платформой «Яндекса», в «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что категория телевизоров пользуется у россиян стабильным спросом, в 2020 году штучные продажи увеличились на 16% до 7,9 млн штук. Доля смарт ТВ достигла в штуках 65%, моделей с разрешением экрана от 4К — 35%. «На позитивную динамику повлияли пандемия — россияне стали чаще обустраивать квартиры и дома, в которых проводят больше времени, — а также уменьшение среднего чека благодаря снижению стоимости технологий и сборке большинства телевизоров на территории России», — добавили в пресс-службе группы.

Функциональный аналог

Формально у мультимедийной платформы «Яндекса» для смарт ТВ есть аналогичные возможности, что и у операционных систем Android TV, Tizen и webOS. Однако считать их конкурентами не совсем корректно, ведь речь идет не о самостоятельной разработке платформы с нуля, а о доработке AOSP. На это указывает руководитель группы «Телевизионное оборудование» компании «НАГ» Артем Егоров. «С другой стороны, у “Яндекса” есть собственный голосовой ассистент, который можно считать конкурентом. Магазин приложений у них тоже есть, как и музыка», — рассуждает он. Хотя мультимедийная платформа «Яндекса» установлена на относительно недорогих телевизорах, российская компания вполне может пробиться в более дорогой сегмент смарт ТВ со своей платформой, считает Артем Егоров. В качестве примера он привел смарт-колонки с Алисой, которые вполне можно считать успешным проектом. Здесь главное — набор функций. У разработчика при создании такой платформы в приоритетах должны стоять удобство клиента и модульность системы, убежден он.

Руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников подметил, что у «Яндекса» для смарт ТВ используется проприетарная платформа, которую никто кроме него не поддерживает. Рассуждая о перспективах этого проекта, он предложил посмотреть, что покажет время.

Заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «МНИТИ» Константин Быструшкин назвал разработку «Яндекса» прямым российским конкурентом Android TV. Он отметил, что эта мультимедийная платформа устанавливается в том числе на телевизоры DEXP и Novex диагональю от 55 до 75 дюймов в ценовой категории 50–80 тыс. рублей. У разработчика при создании такой платформы основной приоритет — предоставление полного пакета медиасервисов, который позволяет пользователю получить удобный интерфейс для использования смарт ТВ как устройства доступа ко всевозможным онлайн-сервисам, считает Константин Быструшкин. Он ожидает проникновения платформы «Яндекса» на смарт ТВ в 15–20 млн домохозяйств России в перспективе 3–5 лет.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий