img09 сентября 2025 в 12:54

Открытое ПО набирает популярность у российского бизнеса

Свыше 80% российских организаций уже используют или планируют внедрять Open-Sourсe Softwear (OSS)-решения. Среди крупного бизнеса эта доля достигает 90%. Значительная часть компаний рассматривает это как временную меру, но некоторые видят в OSS долгосрочную стратегию и планируют развивать OSS-стеки в дальнейшем.

Свыше 80% российских организаций уже используют или планируют внедрять Open-Sourсe Softwear (OSS)-решения. Среди крупного бизнеса эта доля достигает 90%. Значительная часть компаний рассматривает это как временную меру, но некоторые видят в OSS долгосрочную стратегию и планируют развивать OSS-стеки в дальнейшем.

Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на августовское исследование аналитического центра «Монк Диджитал Лаб». В исследовании приняли участие 138 ИТ-директоров и руководителей профильных подразделений из различных отраслей.

Глубина проникновения OSS сильно варьируется. В сферах мониторинга, DevOps-инструментов и контейнеризации open-sourсe решения укоренились достаточно глубоко и стали отраслевым стандартом, в сегменте систем управления базами данных популярность OSS увеличивается, активно переходят на открытое программное обеспечение банки и крупные ритейлеры, а наибольшая инерция сохраняется на уровне виртуализации и резервного копирования. Использование OSS на серверах растет, но пока уступает позициям Windows Server (за исключением госсектора, где доминируют отечественные дистрибутивы Linux).

После ухода западных ИТ-вендоров открытое программное обеспечение из нишевого инструмента постепенно превратилось в стратегический актив компаний, а иногда — и в единственную возможность поддержать работоспособность критически важных систем. Сейчас же стало очевидным, что открытое программное обеспечение – не бесплатная замена ушедших из России решений, а экосистема со своей логикой, затратами, преимуществами и рисками.

При этом риски, связанные с открытым программным обеспечением (ПО), носят системный характер: в первую очередь, это информационная безопасность, ненадежность и риск сбоев, а также дефицит специалистов, способных к глубокой кастомизации OSS. Отсутствие лицензионных отчислений при использовании OOS, с одной стороны, действительно позволяет ИТ-компаниям перенаправить бюджеты, но с другой – может обернуться существенными затратами на доработку, поиск и обучение специалистов, а также риском простоев.

Но несмотря на это, бизнес на всегда активно переходит на российские аналоги, отмечая незрелость отечественных продуктов (88% ответов), отсутствие нужного функционала (82%), высокую стоимость лицензий (74%) и другие причины. Однако значительная часть респондентов признает, что такие оценки часто основаны не на личном опыте внедрения отечественных решений, а на рыночных стереотипах и отсутствии успешных кейсов.  

Около 60% респондентов рассматривают использование открытого программного обеспечения как временную меру, дожидаясь появления зрелых российских аналогов с гарантированной поддержкой, но 40% компаний видят в OSS долгосрочную стратегию и намерены развивать OSS-стеки и далее.

Согласно исследованию, в среднесрочной перспективе доля OSS в инфраструктурном ПО составит 45% через три года, при этом госсектор ожидает снижения доли до 13%, а технологические компании и ритейл прогнозируют рост до 54-60%. Повлиять на эту динамику может гипотетический полный запрет доступа к глобальным OSS-репозиториям – в этом случае 76% компаний планируют перейти на локальные ресурсы и развертывать собственные зеркала репозиториев для сохранения контроля над IT-средой.

Ранее «Телеспутник» вместе с экспертами разбирался, насколько безопасен открытый исходный код для личных и корпоративных целей.

 

 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий