Российские компании чаще всего приобретали лицензии на год, гораздо реже — на два или три года, рассказал «Ведомостям» представитель ИТ-компании. Это означает, что по истечении срока действия ранее приобретенных лицензий оборудование перестанет работать, пояснил он.
Прежде всего речь идет о специализированном серверном оборудовании, созданном на базе микропроцессорной архитектуры IBM Power, которое используется для хранения и обработки больших массивов данных, объясняет другой собеседник издания. IBM Power занимает около 10 % российского серверного рынка: такие аппаратно-программные комплексы приобретали все крупные российские компании, уточнил собеседник «Ведомостей» в компании-дистрибьюторе.
Cisco на российском рынке была представлена в основном сетевым оборудованием, предназначенным в первую очередь для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий. Согласно информации на портале госзакупок, лицензии Cisco в марте 2022 г. пытались приобрести «Россети», но закупка была отменена. Закупка на приобретение неисключительных прав на софт и сертификатов техподдержки для оборудования Cisco Systems госхолдинга «Росгеология» также признана «недействующей», указано на портале.
Если лицензии нужны для активации оборудования, это означает, что компаниям придется его «взламывать», предупреждает гендиректор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. По его словам, такой способ активации говорит о том, что производитель может не только активировать, но и в любой момент отключить его.
Из-за ухода из России промышленных ИТ-гигантов у многих корпоративных пользователей действительно возникают проблемы с продлением лицензий, рассказал представитель компании, специализирующейся на кибербезопасности. Пиратских версий софта Cisco и IBM нет, а его взлом небезопасен, подчеркнул он.
Прибегать к взлому лицензий не стоит, подтверждает директор по инновационным проектам ГК InfoWatch Андрей Арефьев. Любое современное оборудование требует обновлений встроенного ПО, а взломанные лицензии не предполагают этого, объясняет он. Поэтому эксплуатация оборудования будет связана с большим риском, убежден он.
Руководитель отдела аналитики «Серчинформ» Алексей Парфентьев назвал два пути для компаний, оставшихся без лицензий: использовать ключ, купленный неофициально, например, через параллельный импорт, или запускать программы, эмулирующие активацию, то есть взламывать оборудование.
Ранее сообщалось, что в России легализовали параллельный импорт — соответствующий закон приняла Госдума.