Плавали, знаем!
Для тех, кто работает в спутниковой индустрии давно, отказ спутника с последующим обрушением налаженного бизнеса — обычная история, и провайдер всегда должен быть к этому готов. Поэтому все, чего хочет такая компания, — надежно работающего космического аппарата. Как вы думаете, какой подарок просили несколько лет назад у Деда Мороза сотрудники одной телеком-компании, действующей в восточной части страны? Они хором заявляли, что им нужен новый «Экспресс» в точку 80° в. д. Впрочем, Дед Мороз им не внял, но это уже другая история.
Эта история нашла свое продолжение сегодня: опыт внезапных отказов космической техники позволяет операторам технически и эмоционально к таким ситуациям готовиться заранее. И Андрей Ромулов, руководитель той самой компании «КБ “Искра”», чьи сотрудники просили новый спутник, заметил, что накопленный опыт позволил оператору безболезненно пережить перевод клиентов в Ка-диапазоне с «Экспресс-АМ6» на другие спутники (в основном на «Экспресс-АМ5»). И все остальные провайдеры, предоставлявшие услуги интернет-доступа в Ка-диапазоне через «Экспресс-АМ6», имели очень похожий опыт. А потому справились с форс-мажором.
Спасли партнеры
Информация о том, что с Ка-диапазоном на спутнике «Экспресс-АМ6» не все в порядке, начала проникать на рынок в начале марта. Специалисты ФГУП «Космическая связь» (далее ГПКС), видимо, уже тогда понимали, что рано или поздно придется выключать ретрансляторы, — иначе не объяснить, почему перевод абонентов на новый спутниковый ресурс был отработан так быстро.
В свое время с оператора Eutelsat начинался российский рынок спутникового интернета в Ка-диапазоне — именно через спутник KA-Sat (запущен в декабре 2010 года, — прим. ред.) российские провайдеры впервые смогли предоставить реально высокоскоростной интернет-доступ. Сегодня Eutelsat вновь выступил эдаким столпом: с использованием ресурсов оператора удалось ликвидировать последствия столь тяжелой для рынка аварии.
Как рассказал региональный вице-президент Eutelsat S.A. Николай Орлов, как только в компании узнали, что у стратегического партнера, ГПКС, возникли проблемы с Ка-диапазоном на «Экспресс-АМ6» и многие клиенты остались без услуги, было принято решение о переводе сервиса Hughes в позицию 36° в. д. — на спутник, который в российской регистрации называется «Экспресс-АМУ1», а в группировке Eutelsat значится как Eutelsat 36C. Что важно, всю работу по оперированию ресурсом в РФ ведет российская «дочка» оператора, ООО «Евтелсат Нетворкс», которая оказывает услуги спутникового ШПД за рубли.
В этой истории не обошлось без элемента везения: центры управления сетью Ка-диапазона, то есть хабы «Экспресс-АМУ1» и «Экспресс-АМ6», находятся в ЦКС «Дубна». Дело в том, что, как объяснил акционер компании «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев, аплинк-лучи на спутники Ка-диапазона крайне узкие — не более 100 км в диаметре. То есть организовать сервис из другого хаба, расположенного вне зоны охвата узкого луча, невозможно. Например, поднять сеть Hughes Jupiter на спутник «Ямал-601» удалось бы за более длительное время.
Изменилась и иерархия пользователей. Если на «Экспресс-АМ6» работали четыре равноправных виртуальных оператора (VNO) — Astra Internet, ГК «Искра», «Радуга Интернет» и «РТКомм», то на «Экспресс-АМУ1» весь ресурс у Eutelsat и услуги хаба у ГПКС для работы сети Hughes Jupiter закупает компания «Ка-Интернет», а остальные провайдеры уже работают как VNO с ней.
Встает закономерный вопрос: почему сервис Hughes подняли только в 12 лучах «Экспресс-АМУ1»? Ответ: подняли ровно столько, сколько смогли технически. На «Экспресс-АМ6» формировалось 10 лучей Ка-диапазона, такое же количество обеспечивала аппаратура хаба, и столько же лучей можно было поднять на «Экспресс-АМУ1». Сделали это достаточно оперативно, а монтажники поехали на объекты даже до того, как сервис заработал.
Но провайдеры стремились извлечь из ситуации все возможные плюсы, поэтому, как рассказал Сергей Пехтерев, задействовали и резерв аппаратуры на хабе Hughes в Дубне, достаточный для работы еще с двумя лучами. Работа с ним заняла больше времени, но через этот резерв смогли организовать лучи на Московский регион и Краснодарский край.
На «Экспресс-АМУ1» в Ка-диапазоне работает 18 лучей. При выборе тех 12, где будет работать технология Hughes, руководствовались двумя критериями. Первый — это количество работающих в луче станций. Здесь едва ли не самой значимой являлась позиция оператора «РТКомм» как владельца наибольшего количества станций в Ка-диапазоне, попадавших в зону работы Экспресс-АМУ1. У других операторов — Рэйс Телеком, Astra Internet и «Радуга Интернет» — большая часть работавших на АМ6 станций не попадала к сожалению в зону АМУ1. Второй — наличие заказчиков, которых отключать нельзя: муниципальных учреждений, отделений МЧС или местных органов власти. И здесь тоже лидировал «РТКомм», как исполнитель федеральных программ, реализованных при помощи спутникового интернета.
Сбой подкосил маржинальность
Итак, ГПКС сумел перевести клиентов с «Экспресс-АМ6» на другие спутники, прежде всего, на «Экспресс-АМУ1». Сам сервис работает, клиенты в большинстве своем интернет-доступ не потеряли. Данное решение, считает Сергей Пехтерев, было единственной альтернативой для ГПКС, при этом спутниковый ШПД как средство получения прибыли в европейской части РФ потерян.
Самим провайдерам тоже пришлось нести ощутимые потери, поскольку выезды монтажных бригад для перенастройки антенн с «Экспресс-АМ6» на «Экспресс-АМУ1» они проводили за свой счет. Замену аппаратуры (при переводе абонента с Ка-диапазона на Ku-диапазон) — тоже. Маржинальность у этого бизнеса и без того невысока, а эти затраты снизили ее еще больше. Сергей Пехтерев заметил, что только за счет израсходования денежных средств, планировавшихся для выплаты дивидендов в мае компании «Ка-Интернет» удалось в итоге выполнить обязательства перед своими абонентами.
Разумеется, равнозначной замены не получилось, потому что у лучей «Экспресс-АМУ1» и «Экспресс-АМ6» разная форма и энергетика. Как признаются установщики, у некоторых абонентов, которые оказались, например, на краю луча, сервис стал хуже.
Руководитель компании Sky One Дмитрий Новак рассказал, что один из клиентов, проживающий в Бологом (Тверская область), попал в теоретическую зону охвата «Экспресс-АМУ1», но практически энергетические характеристики луча в данном месте таковы, что не позволяют обеспечить устойчивую работу сервиса. При существующем уровне «сигнал/шум» система адаптивной модуляции Hughes (позволяет не отключать, а временно ухудшать характеристики сервиса в зависимости от внешних условий, например погоды) выводит сервис в устойчивый режим работы, но с очень низкой скоростью доступа.
«Грязь месить, на лодках кататься нам не привыкать»
Компания «РТКомм» привлекла монтажников к перенастройке около полутора тысяч станций, работавших с «Экспресс-АМ6». Как рассказывает руководитель воронежской компании «Бюро антенных систем» Андрей Тонких, многие монтажники получили от «РТКомм» ощутимый объем заказов, но с очень жесткими сроками. В итоге все работы удалось выполнить в течение 10 дней.
Поначалу основной проблемой было поочередное включение лучей: случалось так, что из центра управления сетью сообщали о том, что луч работает, а на объекте выяснялось, что это не так. Сейчас, говорит Андрей Тонких, основную задачу по переводу клиентов на «Экспресс-АМУ1» решили, остались шероховатости. Например, у кого-то из абонентов из-за смены спутника снизился уровень сигнала, и хотя сервис работает, для того, чтобы технические параметры вписывались в установленные технологией требования, необходима замена антенны диаметром 74 см на антенну 98 см.
Тяжелый период только начинается
В европейской части страны провайдерам удалось сохранить практически всех абонентов, которые были подключены в Ка-диапазоне «Экспресс-АМ6». По сведениям Сергея Пехтерева, не удалось перевести на новые спутники по разным причинам 5—10% пользователей.
В восточных регионах ситуация другая. Так как Ка-диапазон «Экспресс-АМ6» загружался недостаточно быстро, то сервис на него (в том числе и оборудование) продавался со скидками, действовали различные акции. Поэтому там, где зоны покрытия Ка-диапазона «Экспресс-АМ6» и «Экспресс-АМ5» перекрывались, предпочтение часто отдавалось первому. И когда Ка-диапазон на «Экспресс-АМ6» выключили, ситуацию пришлось срочно исправлять.
Руководитель компании «Да-Телеком» из Иркутска Дмитрий Малов сообщил, что у компании все клиенты на «Экспресс-АМ6» представляли корпоративный сектор. Как только до оператора дошли слухи о проблемах с Ка-диапазоном на данном КА (а это случилось примерно за полтора месяца до отключения ретранслятора), специалисты в срочном порядке начали переводить клиентов на «Экспресс-АМ5». При этом все работы «Да-Телеком» проводила за свой счет. Даже без замены оборудования перенастройка одной станции означает выезд как минимум одного (а скорее, двух) высококвалифицированного специалиста в неблизкие края, поскольку клиенты спутникового интернета, как правило, проживают в отдаленных районах. А если клиент был подключен к «Экспресс-АМ6» и при этом не попадает ни в зону покрытия «Экспресс-АМ5», ни в один из лучей «Экспресс-АМУ1», где работает Hughes, то ему нужно менять оборудование. А это еще как минимум 25 000 рублей на каждого клиента. Дмитрий Новак, выполнявший для абонентов Astra Internet работы по замене оборудования, отмечает, что у этого провайдера нет проблем с заменой устройств. Но каждая такая операция сопряжена с большими хлопотами: требуется подтвердить, что станция действительно работала в Ка-диапазоне «Экспресс-АМ6», что станция выключена из сети после аварии, что она не попала в зону тех лучей «Экспресс-АМУ1», где работает Hughes. Замена оборудования проводилась уже после всех этих согласований. Времени уходило много, вспоминает Дмитрий Новак, но в итоге отказов по замене оборудования не было.
«Да-Телекому» повезло, у него только одна станция работала на «Экспресс-АМ6» и не попала в зону покрытия «Экспресс-АМ5». Но эта станция установлена на фактически законсервированном объекте и непонятно, будет ли клиент далее пользоваться услугой.
Больше всех пострадали клиенты, которые оказались в тех областях, где работали лучи «Экспресс-АМ6», но отсутствовал охват лучами Ка-диапазона «Экспресс-АМУ1» или «Экспресс-АМ5», говорит Сергей Пехтерев. У Astra Internet таких клиентов оказалось немало. Сложность заключается еще и в том, что, как правило, станции установлены в крайне недоступных местах. Для таких клиентов на спутнике «Экспресс-АМ33» (96° в. д.) оперативно подняли сервис в Ku-диапазоне, сумев найти луч, который захватывал нужные регионы, в котором была свободная емкость и на который можно было оперативно настроить хаб. После этого провайдер предложил всем пострадавшим заменить оборудование, опять же за его счет. Но для того, чтобы доставить абонентам новое оборудование, нужно ждать навигации, которая только начинается в тех краях. Доставка новых комплектов означает для провайдеров очередные издержки и, как говорилось выше, снижение и без того невысокой маржинальности бизнеса. Поэтому, резюмирует Сергей Пехтерев, тяжелый период только начинается.
Карантин спутнику помеха
Связанные с режимом самоизоляции ограничения не помешали монтажникам, большинство которых имели соответствующие разрешения от Роскомнадзора. Эти письменные разрешения, конечно, не открывали мгновенно все двери, но позволяли решить большинство проблем.
Сергей Пехтерев отмечает, что в сельской местности ограничений фактически не было, транспортные компании работали, грузы доставлялись. Трудность была в городах, где закрывали склады, и приходилось просить Роскомнадзор обратиться в местную администрацию за разрешением на открытие склада.
Дмитрий Малов рассказал, что до недавнего времени перемещения происходили без проблем, а в последнюю неделю контролирующие органы серьезно взялись за дело. Например, был закрыт доступ на месторождения Иркутской области, а ведь добывающие компании — один из ключевых заказчиков услуги VSAT. И сейчас для того, чтобы заехать на месторождение, надо прожить в изоляции две недели, и это фактически останавливает все работы. А многие клиенты осознанно не хотят нарушать карантин и ради этого готовы отказаться от спутникового интернета.
Подхватит ли знамя «Ямал-601»?Казалось бы, самое время недавно выведенному спутнику «Ямал-601» подхватить знамя Ка-диапазона, выпавшее их рук «Экспресс-АМ6», ведь для этого есть все возможности, во всяком случае технические. Еще до запуска «Ямал-601» руководство ГПКС задавалось вопросом: зачем «Газпром космические системы» (далее ГКС) делает зону покрытия Ка-диапазона этого спутника очень близкой к зоне покрытия Ка-диапазона «Экспрессов»? В ГКС отвечали так: чтобы охватить те регионы, где проживает максимальное количество платежеспособных потенциальных клиентов. Ожидалась никому не нужная конкуренция на и без того узком рынке, но после аварии ситуация поменялась, и во многих регионах «Ямал-601» стал единственным вариантом получить услугу спутникового интернета в Ка-диапазоне.
И действительно, с началом режима самоизоляции наблюдался всплеск инсталляций на этот спутник. Это отметили Дмитрий Новак и Андрей Кирпичников. Всплеск небольшой — единицы установок, но на российском рынке спутникового ШПД, да еще в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, это положительная тенденция. При этом все установки были сделаны силами не ГКС, а VNO — Astra Internet и «Радуга Интернет». Оба оператора заключили с ГКС соглашение и продают услугу на «Ямал-601» исходя из собственной тарифной политики.
А что же собственные установки ГКС как провайдера? По сути ситуация, описанная нами ранее (см. «Ямал в тумане»), не изменилась: в конце 2019 года компания опубликовала крайне привлекательные тарифы на услуги спутникового ШПД в Ка-диапазоне. Они носили явно демпинговый характер, и рынок посчитал, что теперь VNO придется заняться другим бизнесом. А когда VNO обратились к ГКС с предложением о межоператорском партнерстве, им были выставлены условия, которые фактически ничем не отличались в лучшую сторону от тех, которые провайдеры получали от ГПКС на Ка-диапазон на «Экспрессах». Игроки рынка посетовали на то, что ГКС, будучи владельцем спутника, использует соответствующий рычаг давления и захочет при помощи демпинга убрать с рынка VNO. Но прошло почти полгода, и никто из игроков рынка спутникового ШПД не заметил большой активности ГКС в Ка-диапазоне. Никто из зарегистрировавшихся на партнерскую программу монтажников не получил даже намека на заказы от ГКС по опубликованным на сайте компании тарифам.
Astra Internet и «Радуга Интернет» стали VNO на «Ямал-601» и понемногу раскручивают новый сервис. Другие же компании, намеревавшиеся наладить с ГКС партнерские отношения, просто не получили от оператора ответа. Тогда они, поняв, что установок на условиях ГКС в ближайшее время не будет, взялись за работу по традиционной партнерской схеме с Astra Internet и «Радуга Интернет», получая от них заказы на установки на «Ямал-601».
Дмитрий Новак рассказал, что один из его клиентов не смог ждать, пока поднимут сервис Hughes на «Экспресс-АМУ1» и в срочном порядке заказал комплект, работающий через «Ямал-601».
Тем временем провайдеры отмечают высокие технические характеристики сервиса, который можно реализовать на базе «Ямал-601». Дмитрий Новак зафиксировал скорость передачи данных 94 Мбит/с на прием и 17 Мбит/с на отдачу.
Заключение
С запуском «Ямал-601» на рынке появился дополнительный фактор, который в итоге может его серьезно изменить. Дело в том, что дистрибьютором емкости Ка-диапазона этого КА стала компания Eutelsat Networks. Ранее оператор совместно с «Триколором» запустил без преувеличения беспрецедентную для российского рынка акцию — VSAT-терминал дешевле 10 тысяч рублей. И сейчас, решив, что на «Экспресс-АМУ1» эта акция себя оправдала, Eutelsat Networks совместно с провайдерами запустил аналогичную акцию на «Ямал-601».
Тяжелый форс-мажор на рынке спутникового ШПД обошелся относительно малой кровью благодаря, во-первых, счастливому стечению обстоятельств (наличию свободной емкости на другом спутнике), во-вторых, высокому профессионализму всех участвовавших в процессе перевода абонентов на другую спутниковую емкость специалистов. На востоке страны (где емкость «Экспресс-АМ5» не имеет альтернативы, в отличие от европейской части) надеются на то, что «Экспресс-АМ5», будучи идентичным «Экспресс-АМ6», избежит тех же дефектов и проработает весь положенный ему пятнадцатилетний срок.