Военные очень строго относятся к форме ведения служебных документов. Но 12 апреля 1961 года в дежурном журнале пункта приёма телеметрической информации появилась неуставная запись.
«Восход» с Гагариным на борту стартовал с этой площадки — «Двойки», как её называли с тех самых времен, когда Байконур еще был ракетным испытательным полигоном, а не космодромом. Но после исторического дня эта площадка получила название «Гагаринский старт».
На ферме есть отметки о произведенных пусках. Эта фотография была сделана осенью 2012 года и тогда этих пусков насчитывалось 483.
Сфотографировать отметку гагаринского пуска не получилось. Но первый старт «Семерки» (ракеты Р-7, прародительнице всех «Востоков» и «Союзов») и запуск самого первого спутника — тоже значимые события.
Правильно вовремя «отпустить» ракету со старта — сложнейшая по тем временам задача. Ракету держали захваты, она находилась внутри явно видимого желтого круга.
А при отрыве от стартового стола противовесы отводили стрелы-захваты и отпускали ракету.
При посадке вся первая шестерка космонавтов (кто летал на «Востоках») катапультировалась из спускаемого аппарата на таком вот кресле и приземлялась отдельно.
Первые космические корабли «Восток» управлялись законами баллистики и небесной механики. На этой приборной доске космонавт мог только видеть положение корабля, но у него не было возможности как-то повлиять на полет.
Сравните с кабиной «Бурана».
На этом панно, которое встречает и провожает гостей Байконура, художник, видимо, хотел изобразить космонавта в невесомости. Но у местных жителей он получил прозвище «Рыбак».
_________________________ _________________________