Доступность программ для инвалидов по слуху
В конце 2018 года были приняты поправки в Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (постановление Правительства РФ N 1562 от 14 декабря 2018), согласно которым вещатель телеканала должен обеспечить доступность продукции своего СМИ для инвалидов по слуху. Требование распространяется на долю эфира не менее 5% в неделю, за исключением прямых эфиров.
Поправки были предложены Минкомсвязью в рамках государственной программы «Доступная среда» (ее срок реализации: 2011—2020 годы). Соответствующие изменения 30 октября 2018 года появились и в Законе о СМИ (380-ФЗ), но их вступление в действие было отложено более чем на год — до 2020-го.
Таким образом, с 1 января 2020 года для получения или продления лицензии вещателям придется сопроводить долю своей продукции сурдопереводом либо титрами. Сложнее всего, как обычно, придется небольшим телеканалам, которым предстоит потратиться на оборудование или ПО для телетекста либо врезки сурдопереводчика. Пока не ясно, можно ли рассматривать выпуск телегазеты параллельно с основным телеканалом (как это происходит, например в Сортавале, Республика Карелия, или в Новомичуринске, Рязанская область) как достаточную меру для удовлетворения требований постановления.
Информация для суверенного интернета
В соответствии с приказом Роскомнадзора (№221 от 31 июля 2019 года) операторы технологических сетей, организаторы распространения информации в сети должны до 22 апреля 2020 года подать в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данные о своих сетях: сетевых адресах, взаимодействии с сетями других операторов (в том числе через государственную границу), маршрутах сообщений, инфраструктуре сети и т. п. Правда, инструментов, через которые эту информацию можно было бы подать в электронном виде, пока нет. Скорее всего, они появятся в начале 2020-го или сроки будут продлены.
«По факту система не работает. Центр мониторинга — сердце системы контроля — до сих пор не создан. Для системы мониторинга и управления сетями связи общего пользования нет даже требований — приказ Минкомсвязи не зарегистрирован в Минюсте, а порядок управления не утвержден. В личном кабинете оператора на сайте Роскомнадзора функционал, посредством которого нужно направить требуемую информацию, отсутствует. Никто не понимает, что именно требовать от операторов. В то же время штраф за непредоставление данных — всего 3—5 тыс. рублей», — поясняет генеральный директор ООО «Ордерком» Дмитрий Галушко.
«Закон против Apple»
Хотя 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”», принятый 2 декабря 2019 года, и не относится к отрасли связи, он наверняка окажет влияние на весь телеком-рынок. Дело в том, что эти поправки определили необходимость предустановки российского ПО на «отдельные виды технически сложных товаров». Закон вступит в силу лишь 1 июля 2020 года, а до этого момента Правительству РФ предстоит определить перечень устройств, к которым относится нововведение, а также какое именно ПО считать российским. Если с устройствами все более-менее понятно — авторы законопроекта сами отмечали, что ориентируются на планшеты, смартфоны и телевизоры, — то ответ на последний вопрос неочевиден. К примеру, головная компания российского производителя ПО для смартфонов, «Яндекса», находится в Нидерландах.
Против закона выступает несколько групп пользователей. Кому-то не нравится то, что на устройствах появится больше предустановленного софта, которому потребуются ресурсы. Высказываются опасения, что какую-то его часть будет не удалить без перепрошивки. Хотя часть Android-смартфонов и так продается с программами российской разработки.
А поклонники Apple ожидают конфликта, поскольку производитель за всю историю продаж iPhone и iPad в России не высказывал желания с завода ставить какие-либо лончеры, кроме своего собственного. Правда, закон сформулирован в общих словах и в нем нет указаний на то, что за установку софта должен отвечать именно производитель, а не импортер.
В контексте отрасли связи важно, что предустановка определенного ПО, в частности мессенджеров, может изменить их доли на рынке. Ничего не изменится лишь для тех, кто предпочитает заказывать устройства в Китае для личного пользования.
Поправки в закон о национальной платежной системе
В июле 2019 года было принято несколько документов, регламентирующих работу электронных платежных систем, например Google Pay, Samsung Pay. К этому моменту не все они вступили в действие. С 4 июля 2020-го зарубежные «поставщики платежных поручений» (именно такой статус получат эти сервисы в соответствии с законом) должны будут открыть юридическое лицо на территории РФ либо уйти с рынка. Исключение сделано лишь для трансграничных переводов. Эти и другие нормы описаны в 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона “О национальной платежной системе”». Напрямую закон не повлияет на рынок связи, но, вероятно, приведет к уходу ряда платежных интернет-сервисов с рынка.
Кстати, одновременно президент подписал закон об отмене банковского роуминга. Брать комиссию за перевод между разными региональными филиалами одного банка будет незаконно. Так что использование «классических» банков станет немного удобнее (правда, банкам придется поменять схему монетизации этих переводов).
Помимо уже принятых законов, в следующем году мы увидим развитие нескольких инициатив.
23-я кнопка
По итогам заседания Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта, которое прошло 10 октября 2019 года, Владимир Путин сформулировал ряд поручений профильным министерствам, среди которых оказалось включение канала «Матч! Страна» в число обязательных общедоступных каналов на 23-й позиции. Доклад ответственного за поручение премьер-министра Дмитрия Медведева должен состояться не позднее 15 мая 2020 года.
Можно предположить, что реакция кабельных операторов на пополнение списка «закрепленных кнопок» окажется крайне негативной. Однако превратится ли инициатива в действующий закон, пока неизвестно.
«Мы начинаем привыкать к постоянному навязыванию новых обязательных телеканалов. Можно уже ждать и 24-й, и 25-й кнопки. Не очень большая проблема, но навязывать какие-то “бесплатные” телеканалы неправильно», — считает президент Ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател» Алексей Амелькин.
Доступ операторов в жилые дома
Долгожданные поправки в закон «О связи», которые должны упростить доступ операторов в многоквартирные дома (убрать из рассмотрения финансовую составляющую) в 2019 году так и не был принят в Госдуме. На данный момент он находится на рассмотрении в первом чтении. Согласно пояснительной записке, ряд существенных замечаний, касающихся взаимодействия заинтересованных сторон, пока не устранены. К сожалению, дата рассмотрения законопроекта неизвестна. Ответственными за проект закона назначены Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи.
«Даже если законопроект в таком виде и будет принят, безвозмездность размещения оборудования старых операторов связи противоречит праву собственности. Вместо того, чтобы решать за собственников, что размещение должно быть безвозмездным, надо на государственном уровне установить небольшие тарифы за размещение, причем делать разницу в зависимости от региона, количества потенциальных абонентов», — рассуждает Дмитрий Галушко.
Блокировка сайтов, мимикрирующих под банки
Члены Совета Федерации предложили расширить список запрещенной информации сайтами, обманывающими клиентов банков. Согласно пояснительной записке к поправкам в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и гражданский кодекс, Банк России получит возможность включать по своему усмотрению в список блокируемых ресурсов сайты, вводящие клиентов банков в заблуждение за счет схожести доменного имени, оформления и содержания (сайты при этом должны оказывать финансовые услуги, не имея на то лицензий, или обеспечивать деятельность финансовых пирамид). Поправки уже приняты Госдумой в первом чтении, проект отправился в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Его задача — доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение во втором чтении, сроки которого пока неизвестны.
Отмена ЕНВД
Официально единый налог на вмененный доход (ЕНВД) как налоговый статусдействует до 1 января 2021 года. Его отмена может означать для небольших операторов переход на более сложную общую систему налогообложения с соответствующим ростом налоговых отчислений и затрат на учет. Будет ли отменен дедлайн, увидим в 2020-м.
Напоследок еще пара законодательных нововведений, которые пока даже не получили статуса законопроекта. Обе инициативы отлично вписываются в идею усиления контроля действий идентифицированных пользователей в интернете.
Налог на мобильный телефон
В конце 2018 года началось обсуждение поправок в отраслевые законы, которые обеспечили бы регистрацию мобильных устройств по международному идентификатору мобильного оборудования (IMEI). Изначально предполагалось сделать регистрацию платной, но эту идею сразу раскритиковали. Однако мысль о единой базе IMEI, привязанных к владельцам этих аппаратов, отрасли приглянулась. Предполагается, что единая база усложнит перепродажу краденого оборудования, тем более что под действие закона собираются подвести не только смартфоны и планшеты, но и другую потребительскую технику с SIM-картой, вплоть до датчиков. Хотя законопроект предусматривает переходный период, в итоге регистрацию хотят сделать обязательной.
Законопроект в Госдуму еще не внесен, но некоторые мобильные операторы вместе с Россвязью уже начали тестирование единой базы регистрации IMEI.
Проверка правомерности сообщения
После массовых сообщений о минировании судов, торговых комплексов и школ, Совет Федерации предложил поправки в законодательство, согласно которым организаторы сервиса обмена сообщениями должны проверять все, что пишут пользователи, и давать оценку правомерности (именно такая формулировка использована в пояснительной записке к проекту документа). Комитеты Госдумы, однако, назвали эту идею неэффективной. Реализация системы, которая давала бы оценку автоматически, а также ее техническая поддержка для пользователей обойдется слишком дорого, если вообще окажется технически реализуемой, учитывая принципы, на которых построена Всемирная сеть. В большинстве мессенджеров ничто не мешает пользователям создавать по несколько аккаунтов, используя их по очереди, да и в целом подход блокировок не помогает добиться желаемого. Законопроект не прошел даже первое чтение. Увидим ли мы его вновь и в каком виде, неизвестно.
За помощь в подготовке публикации благодарим Павла Каткова, старшего партнера юридической компании «Катков и Партнеры», Алексея Амелькина, президента ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател», и Дмитрия Галушко, генерального директора ООО «Ордерком».
_________________________