Неспешный старт
Конкурс на создание «Ямала-601» ГКС объявил в 2011 году с расчетом, что спутник уже в 2014-м сможет заменить «Ямал-202» в орбитальной позиции 49° в. д. В июле 2013 года в конкурсе победила французская Thales Alenia Space, сумма контракта составила 10 млрд рублей. Из договора следовало, что работы должны быть выполнены в течение 28 месяцев, то есть ориентировочно спутник должен был быть готов к 2016-му. В 2015 году ГКС поднял вопрос о замене иностранного подрядчика на отечественного. Назывались причины как финансовые (из-за падения курса рубля проект дорожал), так и политические (приоритет российским компаниям). Однако контракт в итоге остался у французов, а «Сбербанк» в 2016-м предоставил оператору пять кредитных линий на общую сумму 22 млрд рублей — эти средства пошли на оплату работ Thales Alenia Space, запуск спутника и создания двух хабов.
Запуск «Ямала-601» состоялся только 30 мая 2019 года. Причем из-за сбоя в работе апогейного двигателя перевод спутника с геопереходной орбиты на геостационарную осуществлялся двигателями малой тяги. И лишь 19 июля прошлого года Thales Alenia Space передала управление «Ямалом-601» оператору.
На борту космического аппарата находятся 38 транспондеров C-диапазона, которые заменят аналогичные емкости старого спутника «Ямал-202», а также 32 транспондера Ka-диапазона — они необходимы для предоставления широкополосного доступа в интернет частным клиентам, которые проживают в европейской части России, на Урале и в Западной Сибири. В ГКС рассчитывают, что после старта услуги абонентская база за пять лет вырастет до 200—300 тыс. клиентов. Об этом в интервью «Телеспутнику» говорил заместитель гендиректора ГКС по маркетингу и международному бизнесу Игорь Кот.
Избыточный оптимизм
С учетом текущего состояния и динамики российского рынка Ka-диапозона эти прогнозы выглядят крайне оптимистичными. Ka-интернет в России с 2015 года предоставляется с аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», которые принадлежат ФГУП «Космическая связь». В 2016-м к ним присоединился «Экспресс-АМУ1» (аппарат также известен под названием Eutelsat 36C). По данным регионального директора компании Hughes Network System в России и СНГ Константина Ланина, которые он приводил в интервью «Телеспутнику», количество включенных абонентов по итогам первой половины 2019 года на первых двух «Экспрессах» составляет около 14 тыс. С учетом «Экспресса-АМУ1» общая абонентская база спутникового ШПД, по оценкам Ланина, равнялась 20 тыс. подключений. Глава российского представительства Hughes также отмечал, что к «Экспрессу-АМ5» и «Экспрессу-АМ6» каждую неделю в Ka-диапазоне подключается около 100 клиентов. Следовательно, в течение года абонентская база Ka-диапазона увеличивается примерно на 5 тыс.
Как говорилось выше, ГКС хочет за пять лет подключить к Ka-диапазону 200—300 тыс. абонентов, то есть по 40—60 тыс. в год. При этом зона покрытия «Ямала-601» почти в точности повторяет зону «Экспресса-АМ5» и «Экспресса-АМ6». В начале 2017 года генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров на встрече с прессой удивлялся, почему ГКС намеревается запустить аппарат, полностью повторяющий зону обслуживания «пятерки» и «шестерки». «Почему [ГКС] не пошли в те регионы, где мы сегодня не присутствуем?», — задавался вопросом глава ГПКС.
Если огрублять, то Ka-диапазон нового «Ямала» покрывает территорию от Калининграда до Красноярска. Его лучи не будут доступны в местах, где разрабатываются газовые месторождения и на полуострове, который дал название этой серии космических аппаратов. То есть спутниковый интернет для частных клиентов от ГКС будет ориентирован на территорию, где живет большая часть населения страны (население Дальнего Востока составляет 8,2 млн человек, или чуть больше 5% от всего населения России – прим. «Телеспутника»). Однако количество удаленных населенных пунктов, у которых есть потребность в спутниковом интернете, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, очевидно, выше. Характерным маркером спроса служит тот факт, что на подключение к расположенному западнее ««Экспрессу-АМ6» постоянно предлагаются скидки, а расположенные восточнее «Экспресс-АМ5» продается без акционных предложений.
В целом, по данным Mediascope, в феврале-июне 2019 года интернетом пользовались 95,8 млн россиян старше 12 лет.
Надежда на демпинг
Но высокое проникновение интернета в стране вряд ли станет главным препятствием. VSAT-рынок в России существует, пусть его объемы и далеки от американского. На «нагретой» европейской и западносибирской территории «Ямал-601» столкнется с более серьезными проблемами: конкуренцией и выстраиванием механики продаж. Расти ударными темпами за счет эффекта низкой базы при текущей конфигурации вряд ли получится — все сливки с этой территории уже сняты «Экспрессами».
Ранее ГКС как интернет-провайдер выступал только в вахтовых поселках газодобытчиков, предлагая доступ в Сеть в Ku-диапазоне. Правда, работа с партнерами-провайдерами в Ku- и в Ка-диапазонах отличается. В первом случае спутниковый оператор выделяет провайдеру часть емкости и тот через собственный хаб реализует услугу, исходя из своего понимания рынка. В Ка-диапазоне вся работа идет на наземном сегменте оператора, и посредник присутствует либо как виртуальной оператор (Virtual Network Operator, VNO), либо как дилер.
Продажи «Экспрессов» сейчас идут через крупных провайдеров-посредников (AltegroSky, SenSat, «Радуга-интернет», «Стриж» и других) и дилеров, в частности продажей емкостей Ka-диапазона спутника «Экспресс-АМУ1» занимается «Триколор», который имеет дилерскую сеть во всех регионах России, в том числе в малых населенных пунктах. Но как и когда будут осуществляться продажи Ka-диапазона ГКС, пока неизвестно. Представители некоторых компаний, потенциально заинтересованных в работе с этим спутниковым оператором, рассказали корреспонденту «Телеспутника», что продажи, скорее всего, начнутся в начале февраля, о чем будет объявлено на CSTB-2020. Сейчас на сайте new.gazpromcosmos.ru, специально созданном для продаж доступа в интернет со спутников серии «Ямал», потенциальным абонентам предлагают оставить заявку на подключение к «Ямалу-601». В контакт-центре также предлагают оставить заявку, но не называют сроки, когда можно будет физически получить услугу доступа с нового космического аппарата.
Среди партнеров на сайте упомянуты только Gilat, Newtec и NoLimit Electronic (NLE). В разделе «Дилеры» сказано, что с ГКС работают более 1000 дилеров (без перечисления их адресов), опубликовано предложение стать участником дилерской программы и дана короткая инструкция по предварительной настройке модема в Ka-диапазоне. Во вкладке «Блоги» можно найти три публикации, датированные 31 октября 2019 года. Одна из них называется «Как выжить в деревне. Реальная история дизайнера»: в ней рассказывается, что девушка, живя в глубинке, подключила спутниковый интернет от «Газпром космические системы» и теперь может смотреть сериалы по вечерам.
Однако «Телеспутнику» не удалось обнаружить подтвержденных случаев использования доступа в интернет через «Ямал-601» частными или юридическими лицами. Одной из причин, почему ГКС так и не начал подключение к Ka-диапазону, участники рынка называют отсутствие необходимого VSAT-оборудования у партнеров спутникового оператора. Один из собеседников на рынке спутниковой связи рассказал «Телеспутнику», что у самого ГКС сейчас в наличии около 100 комплектов. Крупные российские провайдеры Ka-интернета не предлагают подключение к новому спутнику.
Похоже, главным оружием ГКС в борьбе за Ka-абонентов будет демпинг. При пропускной способности «Ямала-601» в 30 Гбит/с подключиться к безлимитным тарифам оператор предлагает за 750 рублей и 1850 рублей. Для сравнения: у SenSat безлимитные тарифы начинаются от 2,6 тыс. рублей и доступны только со спутника «Экспресс-АМУ1». Но даже низкие тарифы вряд ли помогут ГКС набрать 300 тыс. абонентов за пять лет, если оператор не сможет договориться с дилерами и партнерами-провайдерами и развернуть массовое продвижение своей услуги.
Неинтересные транспондеры
На наш взгляд, ГКС опоздал с запуском спутникового интернета в Ka-диапазоне. Оператор грезил о нем еще в начале прошлого десятилетия, когда казалось, что подключить к VSAT пару миллионов россиян не составит особого труда. Однако быстро сделать подходящий спутник не получилось, а после кризиса 2014 года, вкупе с массовым внедрением оптоволокна и 4G, о захвате рынка Ka-диапазона кавалерийским наскоком пришлось забыть окончательно. Но отказываться от запланированной конфигурации оператор не стал. В итоге на узко сегментированном и хорошо освоенном рынке мы имеем еще 32 транспондера Ka-диапазона, которые, кажется, не особо интересны даже их владельцу.
_________________________