По словам партнера, руководителя практики по оказанию услуг компаниям сектора технологий, медиа и связи в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании EY Антона Устименко, в результате пандемии коронавируса у телеком-операторов выросла выручка от фиксированной связи, но упала от мобильной и роуминга. При этом ухудшение экономической ситуации не дает предпосылок для роста тарифов. С учетом роста трафика нагрузка на сети увеличилась от 10% до 70% в разных странах.
Согласно приведенным Устименко данным, средний по отрасли рост трафика составил в РФ 25%, что соответствует уровню США, но несколько выше, чем в Великобритании (+20%). Указанные страны занимают среднее положение между Италией, где операторы зафиксировали рост трафика на 70%, и Индией (+10%). Эксперт оценил снижение операционных доходов отрасли в 10—12%.
С представителем EY не согласился генеральный директор «ЭР-Телеком Холдинга» (ТМ «Дом.ru») Андрей Кузяев. По его словам, представления о том, что телеком-операторы «гребут мешки с деньгами» в условиях пандемии — ошибочные. «У нас выросло на 40% потребление трафика, а выручка упала в сегменте базовых услуг на 5—10%», — поделился Кузяев. Снижение выручки он объяснил задержкой платежей потребителей и запуском бесплатных услуг. «Вынуждены были дополнительно инвестировать 1 млрд рублей, чтобы обеспечить пропуск растущего трафика. Не на 10—12% упадут доходы, а на 40—50% с учетом инвестиций в рост трафика, который мы вынуждены пропускать», — заявил Андрей Кузяев.
Он подчеркнул, что бизнес «ЭР-Телеком Холдинга» кардинально изменился. «Недавно говорили, что будущего у фиксированного бизнеса нет. Пандемия показала, что когда наступает потребность в больших объемах интернета, то ничего нет лучше, чем фиксированные оптические сети», — сказал Кузяев. При этом оператор ожидает сохранения объемов трафика на значениях, близких к пиковым. «У нас трафик снизился по сравнению с пиковыми значениями всего на 10%. Интернет стал первой жизненной необходимостью, как электричество или тепло зимой», — пояснил глава «ЭР-Телеком Холдинга».
Эти выводы подтвердил Антон Устименко: «На примере Китая мы увидели, что после того, как люди вернулись к нормальной жизни, нагрузка на сети связи осталась выше, чем была до пандемии коронавируса. Это означает, что привычки людей изменятся: основное отличие этого кризиса от остальных в том, что привычка работать, учиться, смотреть видео и делать покупки онлайн сохранится. А значит, потребность в операторах связи останется достаточно высокой».
Вице-президент по стратегии и развитию МТС Александр Горбунов согласился с Андреем Кузяевым в том, что пандемия вновь обозначила значение для индустрии фиксированных оптических сетей. «Внутри бетонного здания 5G не будет заметна. Внутри дома мы должны ставить оптику и никакой 5G там не спасет. Спрос на фиксированные сети будет расти», — заявил Горбунов. Представитель МТС сообщил, что сети оператора оказались готовы к росту нагрузки, а аварийность не вышла за рамки среднестатистических значений. В то же время Горбунов не исключил роста аварийности в дальнейшем.
Пандемия окажет негативное влияние на финансовые результаты операторов по итогам второго квартала, отметил управляющий директор по стратегии и организационному развитию «МегаФона» Александр Соболев. «Несмотря на быстрое развитие цифровых сервисов, сложно назвать телеком бенефициаром пандемии. У операторов наблюдается практически полное сокращение выручки от роуминга, снижение продаж в рознице, а также оптимизация клиентами затрат на связь, особенно малым бизнесом. Все это на фоне неблагоприятной курсовой разницы», — пояснил Соболев. По его словам, в текущей ситуации телеком будет вынужден переосмыслить свою бизнес-модель и найти возможности для рационализации. Это выразится в первую очередь в сокращении маркетинговых затрат, оптимизации избыточного количества розничных точек продаж, увеличении маржинальности продаж оборудования. «При этом мы понимаем, что только внутренних ресурсов для решения проблемы недостаточно, и уже по результатам второго квартала мы увидим много отрицательных значений в финансовых отчетностях операторов рынка», — предупредил Соболев.
Операторы также отнесли к негативным тенденциям снижение количества абонентов из числа представителей малого и среднего бизнеса.
По словам директора по стратегическому планированию Tele2 Светланы Скворцовой, из-за пандемии коронавируса в части цифровых сервисов не появилось новых трендов — скорее, ускорилось развитие прежде известных. «Мы и раньше отмечали, что люди сосредоточены на себе, не испытывают большого желания общаться с продавцами, а предпочитают делать выбор самостоятельно, устают от бесконечного разнообразия товаров в супермаркете. Они реже доверяют чужим отзывам и чаще опираются на личный опыт, проявляют все большую требовательность к качеству услуг», — рассказала она. По мнению Скворцовой, пандемия стала для отрасли своего рода машиной времени, которая перенесла операторов на два года вперед. «Все тренды были известны — это знание позволило нам адаптироваться к новым реалиям, быстро сориентироваться и перенастроить существующие сервисы», — поделилась она.
Онлайн-сессию «Пандемия как стресс-тест для сетей связи: возникнет ли иммунитет к растущим нагрузкам» организовал фонд «Росконгресс».
_________________________