img08 июня 2020 в 09:24

Подвижная спутниковая связь: ждать ли взлета в России

Связь с подвижными объектами — морскими и воздушными судами — едва ли не единственный спутниковый рынок, который, по наблюдениям игроков, в последние 3-4 года рос, что было особенно заметно на фоне общей стагнации в телевизионном вещании (включая спутниковую раздачу видео) и в фиксированной связи.

Связь с подвижными объектами — морскими и воздушными судами — едва ли не единственный спутниковый рынок, который, по наблюдениям игроков, в последние 3-4 года рос, что было особенно заметно на фоне общей стагнации в телевизионном вещании (включая спутниковую раздачу видео) и в фиксированной связи.

«Небо» динамичнее, а «море» выгоднее

Аналитическая компания Euroconsult прогнозировала рост количества оборудованных спутниковыми системами ШПД самолетов с 7400 штук в 2017 году до 23 000 штук в 2023-м, а проникновение услуги — с 30% до 60%. У крупных игроков рынка — Eutelsat, Inmarsat, Intelsat, SES — сектор подвижной спутниковой связи демонстрировал наилучшую динамику, хотя видеотрансляция по-прежнему приносит этим операторам основную выручку.

Морской сегмент рынка развивался медленнее, чем авиационный, но приносил больше денег. Согласно прогнозу NSAR, количество судов, оборудованных VSAT-системами, вырастет с 25 000 штук в 2019 году до 50 000 штук в 2023-м.

Для самолетов дорого, для автобусов — тем более

Основными факторами развития рынка спутниковой связи с воздушными судами в РФ называют протяженность внутрироссийских рейсов и большое количество иностранных рейсов, проходящих в воздушном пространстве страны. Заместитель генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник» Сергей Чувашев отметил, что российские авиакомпании немного отстают от американских во внедрении систем авиационного ШПД, в основном причина кроется в высокой стоимости оборудования и невозможности быстро отбить эти затраты. Сергей Чувашев добавил, что востребованность услуги напрямую зависит от доли пассажиров, которые летят в деловую поездку, поскольку отдыхающий пассажир меньше нуждается в срочном (и сравнительно дорогом) интернет-доступе. Впрочем, данная закономерность справедлива для любой страны, по этой причине игроки рынка начали активно внедрять в спутниковый ШПД развлекательный контент. Например, в феврале 2020 года оператор Viasat и потоковый видеосервис FuboTV подписали соглашение, в рамках которого пассажиры авиакомпаний, являющихся партнерами Viasat/FuboTV, смогут бесплатно получать доступ к видеоконтенту. То есть процесс привлечения отдыхающего клиента к услуге ШПД в полете запущен, и его механизм понятен.

Фото: Shutterstock

Руководитель группы эксплуатации технического департамента МОКС «Интерспутник» Андрей Лобанов отмечает, что в процессе установки VSAT на воздушное судно существует общая для всего мира проблема: лицензирование и сертификация оборудования, что усложняет и удорожает установку. При этом у пассажиров отсутствие связи в самолете вызывает дискомфорт, поэтому рано или поздно все авиаперевозчики будут предоставлять ШПД на борту самолета. Альтернативы спутниковым каналам (если мы говорим о России) в данном случае нет, считает Андрей Лобанов, а учитывая, что часть воздушных коридоров идет в районе Полярного круга, здесь ключевую роль может сыграть перспективная система на высокоэллиптической орбите «Экспресс-РВ».

С ним согласен генеральный директор ООО «Телеком Проект-5» Андрей Шестаков, который также отмечает высокую стоимость оборудования и считает, что пока услуга ШПД в полете активнее всего внедряется американскими авиакомпаниями. А на то, чтобы оборудовать каждый самолет системой интернет-доступа, уйдет около пяти лет, учитывая, что весь мировой парк коммерческих воздушных судов составляет всего около 20 тысяч единиц.

Андрей Шестаков говорит о необходимости создания космического аппарата с гибкой полезной нагрузкой для того, чтобы предоставлять его емкость всем иностранным рейсам из США и Европы в Азию, которые проходят над территорией России. Он напоминает, что трафик через территорию РФ составляет несколько сот миллионов пассажиров в год. И для обеспечения их всех услугой ШПД нужно много спутниковой емкости.

Несмотря на положительные долгосрочные прогнозы, в ближайшие год-два вряд ли стоит ожидать развития новых проектов в отрасли авиационного ШПД в России. Недавно совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев заявил, что по итогам 2020 года российский рынок авиаперевозок упадет примерно на 50% относительно прошлого года. А если перевозить станет некого, то и платить за интернет никто не будет.

Впрочем, по России перевозят не только самолеты: пассажиры поездов и междугородних автобусов тоже не отказались бы от полноценного интернет-доступа, в том числе и на тех участках, где отсутствует сотовая связь. А таких участков вдоль российских железных и автомобильных дорог немало. Автобусы можно будет оборудовать спутниковыми терминалами только после того, как цена последних опустится до условных ста долларов. Андрей Лобанов называет более рациональным развитие услуги спутникового бэкхола (ядро сети, — прим. ред.) для базовых станций сотовой связи, установленных вдоль автомобильных трасс.

Сергей Чувашев тоже считает, что для автобусов слишком высока цена входного билета, то есть стоимость VSAT-оборудования. И добавляет, что пассажиры междугородних автобусов менее мотивированы платить за интернет.

Ждем «Экспресс-РВ»?

Морской сектор тоже обещает перспективу роста. Если к началу 2019 года во всем мире, по сведениям NSR, насчитывалось 20 тысяч гражданских судов, оснащенных системами спутниковой связи, то в 2028-м их должно стать 75 тысяч. А объем рынка услуг спутниковой связи на море составит $42 млрд. При этом в России ежегодно растет грузопоток через Северный морской путь (СМП) и вводятся в строй новые суда для его обслуживания. Развитию этой транспортной магистрали руководство страны придает большое значение, и в ближайшие 3—5 лет СМП должен начать работать круглый год. Понятно, что при таком подходе качественная связь становится одним из ключевых факторов, а в условиях СМП можно рассчитывать только на спутниковые каналы. Сейчас системы спутникового ШПД устанавливаются на единичные суда, работающие на СМП, в частности на ледоколы. Вероятнее всего, полного обеспечения всех судов на СМП высокоскоростным интернет-доступом стоит ожидать после ввода в эксплуатацию системы «Экспресс-РВ» как наиболее оптимальной для работы в Арктике.

Фото: Shutterstock

Одним из основных потребителей услуг ШПД считается рыболовецкий флот. Но у России этот рынок не очень велик. Как сообщили на недавнем заседании Госсовета по рыбной ловле, в РФ насчитывается 2,5 тысячи рыболовецких судов. Для сравнения: рыболовецкий флот стран ЕС составляет более 70 тыс. единиц, Южной Кореи — почти 75 тысяч. Очевидно, что спутниковые операторы будут в первую очередь работать с теми клиентами, которые в перспективе смогут закупать услугу в больших объемах.

Это одна из причин, по которой в России Inmarsat до сих пор не легализовал свой сервис ШПД в Ка-диапазоне Global Xpress. Для этого оператор должен построить на территории страны станцию сопряжения, чтобы «приземлять» на ней весь местный трафик. Похоже, что в Inmarsat не до конца уверены, что затраты на такую станцию окупятся в ближайшей перспективе. Официально представители оператора заявляют, что работы ведутся и Inmarsat не хочет упускать российский рынок, но реального движения по-прежнему нет. Если бы российский рыболовецкий флот насчитывал хотя бы половину от корейского, то и станцию Global Xpress в России уже запустили бы.

Тем не менее морская спутниковая связь в России развивается. Показателен тот факт, что для нее готовят специалистов-эксплуатантов. В ближайшее время в ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова будет открыт специализированный класс международной организации морской спутниковой связи Inmarsat. Компания Orange, оснастившая несколько судов «Доброфлота» системами мониторинга и контроля расхода топлива, считает, что потенциальный рынок для таких решений — около 1700 судов водоизмещением свыше 1000 тонн. А общий объем сегмента оценивается более чем в €70 млн.

Помимо морского флота в России есть еще и речной, и его работникам тоже нужен интернет. Но здесь вопрос цены стоит гораздо острее. Речное судно, как правило, дешевле морского и оборудовано беднее. У речных перевозчиков просто нет средств на такое дорогое удовольствие, как спутниковая система широкополосной связи. К тому же очень часто рельеф местности и высокие речные берега перекрывают прямую видимость с космическими аппаратами. Скорее всего, и здесь ждать прорыва можно только с вводом в эксплуатацию «Экспресс-РВ».

Пандемия не утопила корабли, но сбила самолеты

Авиационный VSAT по темпам развития уверенно обгонял морской до февраля — марта 2020 года, а потом ситуацию резко поменяла пандемия коронавируса. Авиакомпании сократили количество полетов, и ШПД на борту им стал не нужен. У морских же перевозчиков, несмотря на аналогичное снижение активности, спрос на коммуникационные услуги, наоборот, начал расти. Согласно прогнозу NSR, морской VSAT в 2020 году потребует на 7% больше спутниковой емкости, чем в 2019-м. В отчете утверждается, что и круизные, и торговые морские суда остались в онлайне, даже если их эксплуатация сокращена или полностью прекращена. Судовладельцы внедряют облачные решения, стремясь обеспечить экипажам безопасные условия работы.

Фото: Shutterstock

Относительно авиационного сектора NSR считает, что все планы по оснащению бортов спутниковыми системами ШПД отложены, но не отменены. После возобновления авиаперевозок пассажирам все равно потребуется интернет-доступ в полете. 2020 и 2021 годы для отрасли будут непростыми, но затем, прогнозирует NSR, к 2029 году рынок вырастет в два раза, а его годовой доход составит $5 млрд.

Правда, и морские, и авиационные перевозчики остались без перспективной системы, на которую они рассчитывали, особенно для работы в Арктическом регионе: компания OneWeb подала на процедуру банкротства, а ее спутниковый сервис должен был стартовать в начале 2021 года. Если говорить про оператора другой низкоорбитальной системы, Starlink, то компания SpaceX не отказывается от своих амбициозных планов, но морские и авиационные перевозчики пока не выражают по поводу Starlink серьезных ожиданий. Впрочем, и классические геостационарные системы высокой пропускной способности (HTS) способны придать стимул развитию связи с подвижными объектами. Несмотря на продолжающуюся пандемию, появляется информация о контрактах на аренду емкости HTS с тем, чтобы морские перевозчики (увы, не российские) могли увеличить пропускную способность каналов на своих судах. А с появлением спутников сверхвысокой пропускной способности (в частности, Viasat-3) или со сверхгибкой полезной нагрузкой (Eutelsat Quantum) эта отрасль должна выйти на новый виток развития.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий