В мероприятии приняли участие: президент ассоциации AR/VR (AVRA), директор по коммуникациям центра НТИ ДВФУ по VR/AR Екатерина Филатова, заместитель руководителя секции «Голографическое телевидение» НТС ЦТ при МНИТИ Юрий Гусаков, директор по связям с общественностью проекта «Фиксики» Дарья Моргунова, режиссер и креативный директор «Лаборатории социальной рекламы» Георгий Молодцов и директор департамента специальных проектов «Агентства 2» Денис Белослюдов.
Сессия началась с вопроса всем участникам от модератора круглого стола, руководителя аналитического центра GS Group Александра Суркова: «Как изменилось телевидение за последние 10 лет?» «Очевидно, что главное — это уход в интернет и потеря актуальности линейного вещания, на которое зритель не может повлиять», — отметил взявший слово первым Юрий Гусаков. По словам Екатерины Филатовой, за указанный период она перестала смотреть телевидение и всю коммуникацию теперь осуществляет в основном через смартфон и интернет. «В рамках профессиональной деятельности речь теперь идет о постоянном поиске новых форматов и отслеживании, куда уходит внимание зрителей. Телеканалы тоже за это время существенно трансформировались, и сейчас многие из них активно работают с форматом виртуальной реальности и новых медиа», — говорит президент Ассоциации AVRA.
Денис Белослюдов отметил, что если говорить о таком большом периоде, как 10 лет, то за это время появилась возможность наладить обратную связь с телезрителями. «Если раньше было эфирное вещание, при котором мы не знали, что происходит с телевизором, то сейчас мы есть возможность получать информацию практически от любого устройства, воспроизводящего контент. И на этой основе можно строить множество гипотез и правильных продуктов», — добавил он.
С точки зрения Дарьи Моргуновой, ключевым изменением на рынке ТВ стало значительное улучшение качества картинки, к которому теперь нужно постоянно стремиться и соответственно подстраивать свои рабочие инструменты. Также в последние годы наблюдается стремительное развитие тематического телевидения, особенно в сегменте детских программ.
VR и телевидение
Далее эксперты коснулись темы расширенной реальности (Extended Reality, XR). Это относительно новый термин, который описывает все известные направления VR, AR и MR. По словам Екатерины Филатовой, сейчас появляются качественные устройства, которые уже обеспечивают комфортный просмотр и позволяют просматривать XR-контент достаточно длительное время — полчаса или час. В 2019 году ассоциация AVRA участвовала в формировании государственной программы развития отрасли виртуальной реальности, в результате были выделены четыре основных направления: промышленность, медицина, образование и потребительский сегмент, к которому как раз относится телевидение. Данное направление активно развивается во всем мире, и сейчас этим уже занимаются не только небольшие компании, но и крупные корпорации, вкладывающие значительные средства в разработку и продвижение новых сервисов и продуктов. «Сейчас главное, что нужно сделать отрасли для дальнейшего развития, — создать высокий потребительский спрос и обеспечить достаточное количество качественного контента», — подчеркнула Екатерина Филатова.
Про то, какой контент сейчас востребован в сфере XR, рассказал Георгий Молодцов. По его словам, пользователи VR эмоционально реагируют на ситуации, в которых они вряд ли смогут оказаться в реальной жизни. Это может быть съемка под водой, на Северном полюсе, в космосе или внутри человеческого тела. Но это актуально только тогда, когда пользователь приходит смотреть подобный контент на специализированную площадку, а не сидит дома.
Интересным, по мнению Георгия Молодцова, является пример компании Facebook, которая активно развивает направление виртуальной и дополненной реальности. Контент в данном случае привязан к аккаунту в соцсети, когда пользователю выдаются релевантные ролики, связанные с его интересами. Так, проект Oculus Venues предлагает посмотреть в формате VR концерты модных исполнителей, и за счет использования рекламной механики соцсети Facebook удалось собрать достаточное количество зрителей и окупить затраты с помощью демонстрации рекламы. «То есть можно говорить о том, что в данном случае Facebook уже заменяет телевизионной канал», — заметил на это модератор сессии Александр Сурков.
«Что касается самих телеканалов, то многие из них с удовольствием используют форматы VR и видео 360», — продолжила Екатерина Филатова. В этой области проекты запускал российский RT. Во Франции есть телеканал Arte, который полностью переходит на формат 360, также кейс с VR есть у New York Times. Пока все это делается ради эксперимента и дальнейшего понимания, как работать с аудиторией.
Но здесь важно понимать, что технологии XR пока в России развиваются медленно. «Это связанно с отсутствием официальных представительств многих ведущих зарубежных брендов, также рынок ограничивает то, что весь популярный контент сделан в основном на английском языке», — говорит Георгий Молодцов. — У нас нет альтернатив, может быть, "Яндекс" мог бы выпустить свой шлем и это способствовало бы развитию массового сегмента, но пока мы можем обсуждать в основном западные примеры».
Екатерина Филатова считает, что в России толчок к развитию XR могут дать российские телеком-операторы. В пример она привела «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), который развивает собственную платформу с видеоконтентом в формате 360°, но вопрос в том, что производство такого контента достаточно трудоемко и требует больших инвестиций. В эту сторону также сейчас смотрят МТС и Сбербанк.
Анимация и детское ТВ
Буквально пять лет назад активно обсуждалась тема полного ухода детской аудитории в интернет. «Многие считали, что дети перестанут смотреть традиционное телевидение и будут пользоваться только онлайн-сервисами, но этого не произошло», — говорит директор по связям с общественностью проекта «Фиксики» Дарья Моргунова. Сейчас все уравновесилось — детям нужны и телевидение, и интернет, и чтобы известные им персонажи сопровождали их в смартфоне, книгах и так далее. Чем больше продукт охватит разных форматов, тем больше ощущения, что проект успешен. «Можно сказать, что есть потребность в такой трансмедийности контента. Мы экспериментировали с виртуальной и дополненной реальностью. Конечно, массового прироста эти сегменты пока не дали, тем не менее в нашей линейке продуктов сейчас можно найти приложения с дополненной реальностью в виде книги-раскраски», — отметила Дарья Моргунова.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что нынешнее поколение детей отличается от поколения своих родителей, они уже в раннем возрасте начинают разбираться во многих научных дисциплинах благодаря использованию новых подходов и технологий в образовании. Сейчас появляется множество инструментов для того, чтобы ребенок больше погружался в процесс обучения, для этого используется в том числе XR. Все это в конечном счете влияет на особенности создания контента для детей.
Голография
Про такое интересное направление, как голография, рассказал Юрий Гусаков из МНИТИ. По его словам, проблема с реализацией данного формата заключается в невозможности в настоящем времени создать необходимую плотность пикселей. Тем не менее сама технология не является фантазией футурологов и, по мнению эксперта, ждать внедрения полноценной голографии нужно к первой половине 30-х годов, такие сроки указаны в дорожных картах развития японского вещателя NHK и других компаний.
Пока голографией называют несколько другую технологию, которая по факту относится к ней лишь отчасти. Это так называемая оптическая технология, или, как ее еще называют, «технология светового поля». «Это когда захватывается векторное поле световых лучей. Здесь мы имеем некую решетку из камер, информация с них проходит сложный процессинг, и на выходе мы имеем некий экран, покрытый микролинзами. В результате создается световое поле, которое выглядит как объемная голограмма. Такие прототипы уже есть, но все упирается в разрешение экрана», — объясняет Юрий Гусаков.
Ценность голографии, по мнению спикера, в том, что она максимальна близка к физиологии зрения: объемная четкая картинка, приближенная к изображению в реальной жизни. «Голография — это разумный финал всей этой эволюции технологий передачи изображений», — подытожил Юрий Гусаков.
После оживленного обсуждения заявленных тем Александр Сурков подвел итог. «Из всего сказанного здесь я делаю вывод, что возможностей для развития новых технологий в ТВ-отрасли предостаточно. А компаниям, которые хотят продолжать успешно в ней работать, придется с этими технологиями сталкиваться и учиться использовать как эффективный инструмент, не боясь инвестировать в них, и становиться их частью», — резюмировал модератор.