Несколько примеров непосредственно из работы в группе компаний «Мурманские мультисервисные сети». У нас были кейсы, когда ТСЖ просто выключало электричество после того, как избирало нового председателя, который не в курсе дел предыдущей команды. Он начинал «наводить порядок» с того, что отключал всех потребителей, в том числе операторов связи, из-за чего у жильцов прекращается доступ к Интернету и кабельному ТВ. При этом новое руководство ТСЖ отказывалось включать электричество обратно, пока не будет подписан договор на размещение оборудование, на доступ в помещение или на что-то еще. Главное, что договор должен быть возмездный. Если удавалось добиться включения электричества без заключения договора, то все равно в процессе оператор должен был несколько раз «поклониться», пройти несколько стадий переговоров, предоставить гарантийные письма, сделать еще что-то.
Конечно, тут можно было обращаться в УФАС, в суд, еще куда-то. Но все это время у людей нет услуги. В такой ситуации они просто уходят к другому оператору, например к ПАО «Ростелеком», которому договориться с УК и ТСЖ гораздо проще из-за так называемого «госстатуса», наличия старых привычных всем телефонных сетей и проводного вещания. Еще вспоминают про эфирный прием, хотя в Мурманске в эфире даже нет популярных региональных телеканалов, не считая вставок, в том числе регионального обязательного общедоступного канала. Тем же, кто не уйдет, оператор связи должен сделать перерасчет абонентской платы за все время, пока доступ к услуге отсутствовал.
ТСЖ может при этом не иметь никаких претензий конкретно к оператору, они просто решают свои насущные проблемы — смотрят, на чем можно заработать. Вплоть до того, что считают количество тросов, которые держат провода троллейбусного сообщения, предъявляют претензии муниципальному транспортному управлению, смотрят, для кого их дом является транзитным с точки зрения водоснабжения и так далее. Очень много было примеров, когда сотрудникам оператора просто не давали ключи для доступа в чердачные или подвальные помещения при подключении абонентов и устранении технических неисправностей. Годами ключи выдавали свободно, а в один день просто перестали, так как решили предложить возмездный договор. Пока вопрос взаимодействия оператора и ТСЖ решается — может, неделю, а может, и две, — абонент не подключен.
Не редка ситуация, когда группой ТСЖ или управляющих компаний неформально руководит один человек, и он планово решает, что будет «наезд» на операторов связи. Сначала на одного, угрожая переключением на конкурентов, потом на второго и так далее. В общем, ситуации, где оператор остается крайним, разыгрываются по-разному с умыслом и без.
До 2016-2017 годов операторы связи еще как-то могли своими силами бороться с управляющими компаниями и ТСЖ через обращения в антимонопольные органы, которые вставали на сторону операторов. Управляющие организации при этом обвиняли в нарушении конкурентного законодательства, но все равно оставалось недопонимание.
Ситуация обострилась в 2017-2018 году, когда Верховный суд встал на сторону управляющих организаций. По сути, это поставило операторов в неравные условия, и исключение здесь можно было сделать разве что для тех из них, кто успел зайти в дома до принятия нового Жилищного кодекса — в начале 2000-х годов. Но это еще стоит проверить в суде.
Как оператор может сделать экономически обоснованный расчет тарифа на услуги связи, если тариф для определенной территории должен быть для всех одинаковый, а любая управляющая организация внутри этой территории в любой момент может запросить придуманную сумму за прокладку сети или вовсе заставить демонтировать сеть в убыток оператору?
Конечно, сыграло роль Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 1697-р, которым установлено поручение по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обеспечение недискриминационного доступа операторов связи и иных лиц, размещающих сети связи и (или) инфраструктуру для размещения сетей связи.
Но отвечая на ваш вопрос, скажу, что связь есть. Какая может быть цифровая экономика, если в России пока не у каждого гражданина в принципе есть возможность подключить стабильный Интернет? Минкомсвязь заинтересована в инвестиционной привлекательности и развитии ШПД. А еще эфирное аналоговое вещание отключить собрались; «коаксиальное» кабельное телевидение, по крайней мере на какое-то время, станет очень востребованным в регионах.
Не стоит игнорировать также интерес операторского сообщества, усилившийся после позиции Верховного суда. Видимо, настал какой-то критический момент.
Действительно, инициатива недискриминационного доступа уже обсуждалась. Но в последний раз в 2016 году она получила отрицательное заключение со стороны Минэкономразвития РФ и не была допущена в первое чтение.
Как я могу судить из участия в Экспертном совете, проблемы, которые тогда формулировало Минэкономразвития, по большей части устранены: были внесены изменения в строительные нормы, отредактирован текст законопроекта. И сейчас он в очередной раз вынесен на обсуждение, подталкиваемый распоряжением правительства все решить в декабре 2018 года.
Я ожидаю положительного решения Минэкономразвития и надеюсь, что законопроект пройдет чтения без существенных правок.
На данном этапе учитывались предыдущие замечания Минэкономразвития и предложения представителей операторского сообщества — компаний и их объединений. Участвовали Минкомсвязь, крупные федеральные операторы, ассоциация Ростелесеть. Некоторые операторы прислали свои замечания по почте — они тоже зачитывались и обсуждались.
Ожидаем, что в будущем свои замечания и контрправки предложат представители коммунальных структур. Однако мне кажется, что документ получился сбалансированным и в «то самое время», так что надеюсь, в первое чтение Госдумы он попадет без серьезных изменений.
Механизмы, конечно, такие существуют, но они довольно сложны и слабо поддаются систематизации. Не в каждом доме можно найти инициативного жильца. Жильцу нужен Интернет или ТВ здесь и сейчас, и он скорее подключится к другому оператору, который в доме уже есть, чем поможет с бюрократией. Сторонник оператора может просто сменить место жительства, а председатель ТСЖ, скорее всего, еще инициативней. В любой момент вопрос может встать заново.
Так что проблема здесь в отсутствии прогнозируемого подхода. Поэтому необходимо нормативное регулирование, которое сделает ситуацию более прозрачной, в том числе для инвесторов, дающих деньги на развитие сетей.
Документ предусматривает обращение оператора напрямую к управляющей организации. Посредник полностью исключен из схемы. Самое главное, что мы до сих пор не упоминали, — законопроектом предусматривается безвозмездное размещение сетей связи. С момента принятия законопроекта существующие договоры необходимо будет расторгнуть. Останутся только технические условия (ТУ) и плата за электроэнергию.
В отсутствии денежных взаимоотношений интерес посредника исчезнет, так что этот тип бизнеса, я надеюсь, уйдет в прошлое.
Процедура взаимодействия оператора с управляющей организацией или ТСЖ начинается с запроса ТУ. При этом оператор связи прикладывает предварительную схему размещения оборудования и сетей, как он ее видит. А технические условия должны включать инженерное понимание того, как с точки зрения ТСЖ или управляющей компании должно выглядеть строительство сети. Ожидается, что эти ТУ будут соответствовать строительным нормам и объективной целесообразности. Хотя относительно адекватности этих норм тоже можно дискутировать. Спор, например, может возникнуть, если оператор на схеме указывает заход сигнала в дом «по воздуху», а ТСЖ ему дает ТУ только на заход из кабельной канализации.
В целом защита жильцов осуществляется на уровне технических условий и обеспечивается самой управляющей организацией. С другой стороны, если ТСЖ или УК не выдает ТУ или выдает разные условия компаниям, оператор может обратиться в Государственную жилищную инспекцию.
У жильцов, кстати, остается право в течение трех месяцев с момента обращения оператора провести собрание и принять решение об отказе оператору связи. Это один из ключевых моментов, благодаря которому обеспечивается баланс интересов.
Здесь нужно различать сети связи, предназначенные для жильцов конкретного дома, и транзитные сети связи, которые просто устанавливаются на доме, но предназначены для обслуживания не только его жильцов. Обсуждаемый законопроект рассматривает вопрос получения услуг связи непосредственно жильцами дома. Использование помещений в качестве транзитной площадки будет осуществляться по прежней схеме — через договоренности на возмездной основе.
Что касается параметров оборудования, то они регулируются действующими нормами, стандартами и упомянутыми ТУ.
В первую очередь прозрачные правила игры подтолкнут развитие сетей связи в регионах, так как возврат инвестиций станет существенно более предсказуемым. Будет понятно, что оператор может войти в течение определенного времени в любой дом.
Отмечу, что Минэкономразвития в своем прошлом заключении высказало правильную оговорку, что проникновение ШПД в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах довольно высокое. Поэтому регулирование для таких городов должно отличаться от регулирования в сельских удаленных населенных пунктах. Здесь и эффект от поправок будет иным. В той же Москве мы видим ажиотаж операторов вокруг новостроек. Так что если регулирование заработает, в новых районах большее количество операторов смогут планировать оказание услуг связи, не оглядываясь на возможные препоны управляющей компании или застройщика.