В каком направлении развивается ваша компания в последние 5—7 лет?
Семь лет — достаточно большой срок для любой компании. Нужно понимать, что произойти может что угодно и здесь важно не отставать от трендов, идти в ногу со временем, а иногда опережать его. Мы понимали это всегда и поэтому, несмотря на развитие в своей основной сфере деятельности, решили заняться дополнительными проектами, в частности концепцией «Умный город». С 2016 года «Интерсвязь» является не только лидером телекоммуникационного рынка Челябинской области, но еще и успешным региональным IoT-провайдером.
За последние три года интеллектуальные решения, разработанные нашими специалистами, были применены в десятках различных направлений: от ЖКХ до транспорта и сельского хозяйства. Для этого мы активно занялись строительством сети на базе беспроводной технологии LoRaWAN. Сейчас покрытие нескольких десятков базовых станций LoRa от «Интерсвязи» охватывает 100% территории Челябинска, также сеть работает еще в 15 городах нашего присутствия в Челябинской, Свердловской и Курганской областях.
Наши инновационные разработки внедрены в работу десятков крупнейших предприятий страны топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, медицинской и транспортной сфер. Для комфортного управления умным городом мы разработали специальное мобильное приложение «Интерсвязь» с множеством удобных сервисов для жизни в мегаполисе. Особой популярностью среди челябинцев пользуются сервисы «Умные парковки», «Умный домофон», «Бесплатный Wi-Fi», «Запись к врачу».
Сохранились ли новые подключения к телевизионным услугам и Интернету? Что помогает удерживать существующих абонентов?
Думаю, что у многих провайдеров ситуация примерно одинаковая. Есть особая категория людей, которая телевизор практически не смотрит, но есть и те, кто привык к нему. Спрос на телевидение не упал, точно так же, как и на Интернет. Но современных абонентов сложно удивить хорошим и быстрым Интернетом. Его качество практически везде одинаковое. Поэтому мы думаем не только как оператор связи, но еще и как ИТ-компания. Стараемся выделяться и быть полезными абонентам другими вещами. Например, нашими интеллектуальными решениями, созданными специально для удобной жизни в городе. Драйвером и подключения, и удержания абонентов являются именно такие дополнительные услуги: бесплатное мобильное приложение и все наполнение умного города в нем. Кроме того, не забывайте о бренде. Это тоже имеет значение для абонентов.
Как изменились абонентские предпочтения в контенте за последние 5—7 лет? Какое место в спросе сейчас занимает HD-контент?
Как раз семь лет назад телевидение вызывало гораздо больший интерес, чем сейчас. Этому есть множество причин, но самая очевидная — отток молодых и активных пользователей в Интернет. Несмотря на это HD-контент в кабельном телевидении действительно пользуется большой популярностью и занимает главенствующую позицию в рыночном спросе — абонентам важно качество картинки. Думаю, любой человек при одинаковом наполнении канала выберет его HD-версию. Вот только HD-каналы давно должны были стать некой «санитарной нормой» для телевидения. Сейчас мы к этому и стремимся. Предлагаем абонентам единый большой пакет, который включает в себя не только фильмы, но и узкотематический контент в отличном качестве.
Одно время вы предоставляли услуги в кабеле в стандарте DVB-T. А какой стандарт для цифры используется сейчас?
DVB-T — это эфирный стандарт; DVB-C, который мы используем сейчас, — стандарт кабельный. В принципе, ничего не мешало эфирный стандарт поместить в кабельную сеть, что мы в свое время и сделали. Нужно это было для того, чтобы телевизоры, оборудованные только DVB-T-приемником, работали в нашей сети без дополнительных приставок. Но правительство изменило политику в области единого стандарта эфирного вещания, и DVB-T со временем превратился в DVB-T2. В итоге телевизоры стали поддерживать и DVB-T2, и DVB-C, ну а мы выбрали для себя DVB-C — он гораздо удобнее для кабеля.
Кодируется ли цифра в кабеле? Какая используется кодировка?
Цифра кодируется, но мы стараемся кодировать как можно меньше. Наши абоненты потребляют основную массу телевизионного контента в виде базового пакета. И ресурсы должны расходоваться именно на это. Если один канал или пакет каналов смотрят, условно говоря, 100 человек, и при этом он занимает соответствующую полосу частот, то этот ресурс становится недоступным для тех каналов, которые смотрят все остальные абоненты. Получается, что забирая ресурс под платный пакет с маленькой аудиторией, мы отнимаем его у базового пакета. Заработать на этом практически невозможно. Поэтому мы сохраняем только те пакеты, от которых не можем отказаться, а весь остальной частотный ресурс расходуем на общую базу.
Есть ли проблемы с приемным оборудованием — с его распространенностью, нежеланием клиента что-то дополнительно приобретать и тому подобным?
На данный момент проблемы нет. Мы рассчитываем на телевизоры, которые работают в кабельной сети без дополнительного приемного оборудования.
Предлагаете ли вы UHD-контент?
Первого абонента кабельного телевидения мы подключили ровно 10 лет назад. В то время у нас было только 60 аналоговых каналов и одна головная станция. Нам было к чему стремиться, и мы увеличили количество каналов. Теперь в нашей сети вещается 163 канала — 79 из них транслируются в HD-качестве и два в UHD. Предлагаем его потому, что это отличная возможность показать, как еще может работать телевидение, какой бывает картинка.
Растет ли доля абонентов, которые отключаются от КТВ, сохраняя подписку на Интернет, то есть уходят в «чистый Интернет»?
Действительно, доля растет. Но массовых отключений от КТВ нет. «Чистый Интернет» подключают себе в основном новые абоненты — более молодая аудитория, которая знает, где найти то, что им хочется посмотреть.
Вы активно инвестируете в проекты умного города в родном Челябинске. Планируете ли идти с этими проектами в другие регионы? Приносят ли сейчас подобные проекты прибыль, или это инвестиции в будущее?
Конечно, в данный момент мы больше инвестируем в будущее. Концепция умных городов последние несколько лет активно обсуждается практически в каждом регионе страны. Особенно эта тема волнует тех, кто уже попал в проект цифровизации городского хозяйства. С чего начать и как реализовать — два самых болезненных вопроса для многих компаний. К нам часто обращаются за помощью те, у кого нет опыта внедрения подобных технологий. Мы действительно им помогаем. Кроме того, наши интеллектуальные новинки, такие, например, как умные домофоны или адаптеры для домофонов, пользуются спросом сразу в нескольких регионах страны. Так что проекты можно легко масштабировать и адаптировать для особенностей каждого субъекта.
Идете ли вы в районы частного сектора? Если да, какие используете технологии? Как вообще изменился спрос на телевидение и доступ к Интернету в области?
Как раз семь лет назад мы начали вести активную стройку оптоволоконных сетей, чтобы провести Интернет в частный сектор во всех городах нашего присутствия. Развивали для этого технологию PON. В отличие от многоквартирных домов, в частном секторе с большим желанием подключают именно Интернет. Хотя, казалось бы, большей популярностью должно пользоваться КТВ. Соответственно, спрос на кабельное телевидение в частном секторе в десятки раз меньше, чем в многоквартирных домах. Связано это с тем, что абоненты хотят смотреть контент прямо здесь и сейчас. Когда мы спрашиваем, почему не подключают себе КТВ, отвечают: «Зачем?». В Интернете все есть.
Какие последние законодательные нововведения сильнее всего сказались на вашем бизнесе? Какие шаги вы предпринимаете, чтобы минимизировать воздействие на бизнес?
Думаю, практически на всех сказался пакет Яровой. Минимизировать воздействие здесь никак. Делаем по закону.
_________________________
Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.
Также читайте «Телеcпутник» во «ВКонтакте», Facebook , «Одноклассниках» и Twitter.
И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен».