Импортозамещение — новый драйвер
Открывая дебаты, ведущий Сергей Половников попросил участников рассказать о том, как текущие геополитические события повлияли на бизнес компаний. Первым взял слово руководитель отдела пресейл-инженеров «АйПиМатика» Роман Морнев. Он отметил существенный рост бизнеса компании и пояснил его причину: «АйПиМатика» изначально построила стратегическое партнерство с вендорами из дружественных стран (является дистрибьютором Milesight, VBet Electronics, Yealink, Yeastar, — прим. ред.), которые представляют на российском рынке полный спектр решений в области видео- и аудио-конференц-связи, конференционного оборудования, поэтому количество проектов увеличивается».
Главный специалист участка видеоконференцсвязи «Ростелекома» Дмитрий Голунов заметил, что пандемия дала основной толчок к ускоренному импортозамещению, когда в экстремальном режиме приходилось перестраивать инфраструктуру для работы в новых реалиях, поэтому компания оказалась подготовлена к очередному вызову.
Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов соглашается с тем, что драйвером развития стало импортозамещение, которое привело к заметному росту выручки. «У нас годы ушли на разработку собственного продукта, [мы] вывели его на рынок. Сегодня западные игроки ушли, но их продукты остались и пользуются спросом даже у госструктур, которые ошибочно недооценивают отечественные решения. Есть российские вендоры ВКС. Проблема в том, что мы начинаем конкурировать друг с другом вместо того, чтобы заниматься развитием деятельности. Но страна подготавливается к облачным решениям, это интересный тренд, мы пока будем делать ядро технологии и надеяться на появление отечественного Zoom», — поделился мнением он.
Доверие к облачным решениям действительно растет, подтвердил Роман Морнев. «В первую волну — в пандемию — все поняли, что это единственный вариант продолжить бизнес в нормальных условиях. В феврале [этого года] часть зарубежных вендоров ушла, следовательно, их облачные решения перестали существовать (имеется в виду отказ от сотрудничества с клиентами из РФ, — прим. ред.). А потребность в них осталась. Сейчас мы получаем много запросов на облачные решения, которые будут приземлены в России. Это критичный запрос для наших заказчиков и партнеров, поэтому работа в этом направлении у нас в приоритете», — рассказал он.
Мировые события «убрали» с российского рынка западных конкурентов, заметил основатель компании Flussonic Максим Лапшин, однако он предупредил о рисках монополии, которая чревата негативными последствиями. «Основная часть нашего бизнеса находится за рубежом, российский рынок приносит только 20 % дохода. Чтобы конкурировать на зарубежных рынках, мы стремимся развивать свои продукты. Монополия же ломает рыночный механизм и задерживает его развитие. С 2019 года на зарубежных рынках заметна такая тенденция: крупные компании становятся больше, а маленькие исчезают. Укрупнение и консолидация означают уменьшение разнообразия», — убежден эксперт.
Качество требует инвестиций
Сергей Половников предложил проанализировать технологическую сторону отечественных решений видео-конференц-связи. В качестве примера он привел трансляцию мероприятия Минцифры, платформу для которой предоставляла одна из российских компаний, и были выявлены технологические недостатки: на сайте трансляция зависала, а в Telegram шла безупречно. Почему так произошло, задал он вопрос участникам.
Причина была в технической неподготовленности компании, считает Максим Лапшин. В Telegram процесс отлажен потому, что у разработчиков мессенджера на это ушло время. «Если у компании были проблемы с вещанием на 5 тысяч человек, то значит, ранее у них не было необходимости обкатывать все детали. Если бы они проводили по три-четыре трансляции в месяц, то тоже бы отладили механизм, могли бы купить каналы [связи]. Хотя здесь нужно учитывать окупаемость, а она работает только в долгосрочной истории, когда ты вкладываешься в перспективу и ее поддерживают партнеры. А когда все организовано “с колес”, то ругать такую компанию не за что», — убежден Лапшин.
Роман Морнев согласен с тем, что для налаживания технических процессов нужна регулярность их запусков, она важна и в финансовом плане — проведение единичных трансляций обходится дорого. Это касается как трансляций, так и видеоконференций, подчеркнул он. Важно, чтобы продуктом пользовалось большое количество человек, а маркетинговые и технологические вложения на первом этапе окупились, добавил он.
«У Telegram больше возможностей, поскольку в разы больше абонентская база, — рассуждает Максим Лапшин. — Именно она обеспечивает успех: без нее компания [нацеленная на сегмент] B2B не может сделать B2C-продукт (для конечного потребителя, — прим. ред.). Если ты находишься в B2C, где абонентская база насчитывает несколько сотен миллионов человек, то теоретически сможешь сделать B2B-продукт».
У «Ростелекома» одна из крупнейших абонентских баз в России, почему тогда у компании нет массового продукта — альтернативы Zoom, спросил Сергей Половников у Дмитрия Голунова. На это представитель «Ростелекома» ответил, что решения компании в области видео-конференц-связи ориентированы в первую очередь на B2B-сегмент (имеются в виду совместные разработки с TrueConf, — прим. ред.) и пользуются спросом.
Его поддержал Роман Морнев. Он счел важным разделять корпоративные решения и B2C-решения, поскольку это продукты, предназначенные для разных задач. К примеру, китайские производители ВКС, распространением продукции которых занимается «АйПиМатика», сосредоточены на B2B-сегменте и не рассматривают B2C-сегмент.
Сергей Половников также обратил внимание на сложность видео-конференц-связи для обычных пользователей. В ответ на это Дмитрий Одинцов привел примеры из практики, когда, по его словам, серверами TrueConf легко пользовались даже пенсионеры. А если и есть в этом направлении проблема, то она стратегическая, связанная зачастую с невозможностью или нецелесообразностью перехода производителей ВКС из сегмента B2B в сегмент B2C.
«У Microsoft есть Teams, но пользователи звонят в WhatsApp и Telegram, хотя качество звонка одинаковое. Упомянутая компания, организатор трансляции Минцифры, в прошлом году заработала 1 млрд рублей — мизерную сумму по сравнению с Telegram и тем более с Zoom. Ни в одной стране мира сегодня невозможно сделать локальные сервисы. Было много нереализованных стартапов в Индии, а в Китае взлетел Zoom под другим названием. Процесс создания аналогов — своего рода стена, которую хочется пробить, но понимаешь, что это сделать невозможно без ущерба для себя. Верим, что найдутся Кулибины, но помним, что Zoom стартанул лишь после маркетинговой кампании, в который вложили миллионы», — рассуждает Дмитрий Одинцов.
Процесс создания аналогов — своего рода стена, которую хочется пробить, но понимаешь, что это сделать невозможно без ущерба для себя
Сергей Половников предположил, что для разработки продуктов для проведения веб-конференций не хватает инфраструктуры. Максим Лапшин заверил, что имеющаяся инфраструктура позволяет это делать. «Для того, чтобы вещать на Россию вечером в прайм-тайм, а это огромный объем, сравнимый с [аудиторией] «ВКонтакте», достаточно команды из десяти человек. Вопрос тут только в том, сколько времени ты этот процесс отлаживаешь», — убежден эксперт.
Сергей Половников поинтересовался, готов ли «Ростелеком» предоставить необходимые ресурсы, например, доступ к инфраструктуре, со скидкой, чтобы дать импульс развития новым игрокам? Дмитрий Голунов привел в пример успешное партнерство с компанией TrueConf и подчеркнул, что «Ростелеком» инвестирует только в зрелые и перспективные проекты.
Этап болезненных изменений
В завершение дискуссии Сергей Половников поднял тему локализации производства оборудования для ВКС в России. Роман Морнев сказал, что пока у иностранных вендоров — партнеров компании производство отлажено, его локализация в России не актуальна.
Дмитрий Голунов добавил, что российское оборудование для ВКС производят, но его недостаточно. «Российские производители могут изготовить оборудование под наши конкретные потребности. Это условие нам важно, поскольку мы сдаем студии в аренду и в связи с этим нам нужны нестандартные сценарии [организации систем ВКС], например, требуется подвижная видеокамера», — пояснил он.
«Почему нельзя в ближайшее время организовать локализацию производства хотя бы микрофонов, которые не требуют такой микроэлементной базы?» — спросил ведущий. Дмитрий Одинцов заметил, что в России производят качественные микрофоны, востребованные студиями по всему миру, но они дорогие и заточены под конкретные задачи, дополнительно встроить в них, например, интерфейс, сложно. В России такое производство не поставлено на поток, потому что выдержать конкуренцию с китайскими вендорами практически невозможно. «Есть российские процессоры для терминалов, но вот по “железу” мы зависим [от зарубежных поставщиков]», — заключил Дмитрий Одинцов.
Роман Морнев считает, что производство систем ВКС требует солидных инвестиций. Процесс производства в России начинается, но он не будет быстрым, дополнил Дмитрий Одинцов и добавил, что на качественные отечественные решения всегда будет спрос. По словам Дмитрия Голунова, «Ростелеком» начал ориентироваться на отечественное производство, но ускорять процесс невозможно ввиду сложностей в области логистики и инфраструктуры.
Максим Лапшин рассказал, что в этом году рынок ВКС с использованием протокола IP в США снизился в 25 раз по сравнению с прошлым годом. «Это означает, что нет причины ожидать появления в ближайшие годы нового Zoom. Но это и довольно серьезное окно для возможностей. Хотя все изменения будут болезненные для всех», — предположил он.
Эксперты пришли к мнению, что переход производителей ВКС из B2B-сегмента в B2C-сегмент требует значительных инвестиций, а компании не намерены менять свои стратегии и заинтересованы в дальнейшем развитии именно в области корпоративных решений. Дмитрий Голунов предположил, что после передела рынка, начавшегося в связи с уходом западных вендоров, компаниям ничего не останется, как идти к обычным пользователям — таковы законы эволюции рынка.