img04 декабря 2024 в 17:33

Частный спутник. Что изменится в космической отрасли с ГЧП

22 июля 2024 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о государственно-частном партнёрстве в сфере космической деятельности. «Телеспутник» спросил мнение экспертов на Всероссийской астрономической конференции, а также попросил дать комментарии участников рынка о том, как изменится космическая отрасль с появлением нового механизма финансирования, о возможных сценариях сотрудничества и вероятных сложностях.

22 июля 2024 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о государственно-частном партнёрстве в сфере космической деятельности. «Телеспутник» спросил мнение экспертов на Всероссийской астрономической конференции, а также попросил дать комментарии участников рынка о том, как изменится космическая отрасль с появлением нового механизма финансирования, о возможных сценариях сотрудничества и вероятных сложностях.

По данным Минэкономразвития, в России в 2023 году действовало 3427 соглашений о реализации ГЧП-проектов во всех сферах экономики на 4,8 трлн рублей общих инвестиций, включая 3,3 трлн рублей (69 %) — внебюджетных. В среднем на один проект приходится 1,4 млрд рублей общих инвестиций. Большинство ГЧП проектов реализуется в форме концессионных соглашений (3374 соглашения на 4,7 трлн рублей). В форме соглашений о ГЧП/МЧП (муниципально-частном партнёрстве) реализуется 53 проекта на 133 млрд рублей.

Тогда как зарубежный опыт показывает, что сложные и капиталоёмкие проекты в космической отрасли могут также успешно реализовываться на принципах ГЧП. Примерами являются проекты SpaceX в США, Skynet-5 в Великобритании, Arianespace во Франции и производство ракет-носителей в Японии.

Принятый федеральный закон позволит использовать механизмы концессии и соглашения и государственно-частном партнёрстве для реализации космических проектов. Это касается космической техники и её компонентов, космических аппаратов и объектов космической инфраструктуры. Изменения не затронут проекты военного и двойного назначения. Полномочиями концедента и публичного партнёра наделена госкорпорация «Роскосмос».

Аналитики ожидают, что механизмы ГЧП помогут России создать полноценную орбитальную группировку космических аппаратов, а также откроют новые возможности для предпринимательской деятельности. Приоритетными, на их взгляд, являются проекты по обеспечению широкополосного доступа в интернет и дистанционному зондированию Земли. Такие данные приводятся в обзоре рынка частно-государственного партнёрства: итоги 2023 года и основные тренды, который подготовлен Ассоциацией инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК), совместно с Минэкономразвития России и компанией «Технологии Доверия» (ТеДо).

Эксперты прогнозируют, что в 2030 году объем мирового рынка спутникового интернета составит $19,4 млрд, а объем мирового рынка спутникового зондирования — $29,2. Сегодня Россия занимает долю 3 % в общей мировой спутниковой группировке.

Тема привлечения частного финансирования в космическую отрасль обсуждается очень активно в последние годы. Так в 2022 году глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, выступая на международном навигационном форуме «Сфера», предложил частному бизнесу войти в состав акционеров оператора перспективной российской спутниковой группировки «Сфера». Рогозин тогда сказал о том, что считает необходимым создать гибкую структуру, способную совместить интересы партнёрства между частными компаниями и госкорпорацией в переговорах с правительством РФ. Годом позже на пленарной дискуссии форума «Сфера» уже новый гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов заявил о том, что отечественная космическая отрасль должна развиваться при активном участии частного бизнеса и с использованием внебюджетных источников финансирования, а для этого требуется изменить законодательство. Он привёл данные о количестве производимых спутников, так в середине 2022 года Россия могла выпускать только 42 спутника в год, тогда как Китай — более 500, а США — более 1000 космических аппаратов.

22 июля 2024 года был принят федеральный закон №196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который допускает реализацию концессионных и ГЧП-проектов в отношении космической инфраструктуры и космических объектов. Объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью (за исключением объектов двойного и военного назначения), могут быть переданы лицу, являющемуся концессионером по концессионному соглашению или частным партнёром по соглашению о государственно-частном партнёрстве.

Появилось понятие «космический объект». Госкорпорация «Роскосмос» была наделена полномочиями по заключению от имени Российской Федерации концессионных соглашений, соглашений о ГЧП в отношении объектов космической инфраструктуры, а также осуществлению полномочий концедента и публичного партнёра по таким соглашениям при наличии соответствующего решения правительства о заключении концессионного соглашения и о реализации проекта ГЧП.

Также целью документа стало привлечение инвестиций в развитие российской космической отрасли и увеличение доли участия российских частных компаний на мировом рынке космической деятельности. Принятие закона обеспечит возможность создания для Российской Федерации полноценной орбитальной группировки космических аппаратов, способной решать задачи оперативного мониторинга Арктической зоны.

В частной космической компании SR Space считают, что с учётом трендов во всем мире в части ГЧП и текущей экономической ситуации в России, именно ГЧП и концессии — это отличная возможность для государства не дорого получать необходимые данные и сервисы, при этом не вкладывая собственные средства в капиталоёмкие проекты и перенося все риски на предпринимателей, в том числе во время долгосрочной эксплуатации космических объектов. «А для частных космических компаний — это шанс подтвердить спрос на свои услуги и привлечь заёмные или инвестиционные ресурсы под гарантированные будущие доходы от государства. Так что это win-win модель для всех участников рынка», — сказал заместитель генерального директора по развитию бизнеса SR Space Сергей Марданов.

По его словам, для частных аэрокосмических компаний ГЧП может быть интересно в двух случаях. Первый, когда в долгосрочную аренду может быть передана часть государственной собственности или функция создания таковой инфраструктуры, на которой частники смогут заработать, путём продажи услуг не только по гарантированному минимальному объёму самому государству, но и другим частным организациям или физическим лицам. «Здесь может быть создание космической инфраструктуры, как пример, наш проект спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли SR OKO, за свой счёт и под гарантию наличия долгосрочного форвардного контракта от государства по выкупу данных, предоставляемых нами как владельцем данной группировки во время всего жизненного цикла её существования. И второй случай, это когда мы как частная организация можем пойти в концессию с государством по созданию уникального сервиса, оператором которого сами становимся на период окупаемости и заработка на объекте концессии, при этом поддерживая его существование. А по истечению срока договорённостей уже передаём его государству. Таким может стать, например, наш проект SR CMS по созданию верификатора выбросов парниковых газов из космоса, включающий в себя спутниковую группировку, мониторинг с помощью БПЛА и наземную инфраструктуру, объединённую в единую ИТ-систему ежедневной фиксации выбросов по всей территории страны», — сказал Марданов.

По мнению член-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук Бориса Шустова, с которым редактор «Телеспутника» общался на Всероссийской астрономической конференции, примеры взаимодействия частных компаний с «Роскосмосом» уже есть. В апреле 2023 года президент РФ Владимир Путин одобрил создание системы обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном пространстве «Млечный путь». Ее предшественница — автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), получает сейчас данные в том числе и от «Астрономического научного центра».

«"Роскосмос" успешно работает с частной организацией "Астрономический научный центр", которая занимается разработкой специализированных оптических инструментов, для наблюдения объектов в околоземном космическом пространстве, а также проведение наблюдений. Наблюдательные пункты центра находятся под управлением и контролем "Роскосмоса", но тем не менее они частные. И этот опыт взаимодействия вполне успешный», — сказал Борис Шустов.

Академик РАН, доктор физико-математических наук Юрий Балега, считает, что сотрудничество и взаимодействие государства и частных компаний в области освоения космоса — это неизбежный путь, и оно будет продолжено. При этом он  указал на несколько проблем с которым может столкнуться отрасль. «Беда в том, что у нас в стране мало компаний, которые имеют достаточно средств для развития таких технологий. Компании, которые в принципе заинтересованы в развитии космических технологий и могут вкладывать средства, пока небольшие. Без существенной поддержки государственными субсидиями эти компании не смогут освоить серьёзные (космические) программы», — отметил Юрий Балега.

Также он добавил, что неотъемлемой частью развития космических программ является микроэлектроника, но «здесь мы тоже, к сожалению, находимся в состоянии догоняющих». «Нужны новые технологии. Конечно, до 2 нм мы не дотягиваемся — это очень далёкое будущее, но построить заводы и производить чипы на 60–80  нм можем и тогда это будет и хорошей составляющей для развития космических программ, в том числе программ связи, спутниковых коммуникаций, межспутниковой связи. Я думаю, на это у нас уйдёт лет пять при наличии государственной поддержки, Минпромторга и других министерств», — сказал Юрий Балега.

«Телеспутник» также попросил оценить перспективы нового закона в российской космической компании «Бюро 1440» (входит в «ИКС Холдинг»). «Мы приветствуем внимание государства к решению задач в космической отрасли, а также возможности, которые описывает законопроект в части ГЧП. Например, такие задачи, как снижение стоимости выведения килограмма полезной нагрузки на орбиту, возможно реализовывать только совместно», — прокомментировали в компании.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий