img31 января 2024 в 15:24

Эксперты: перед принятием новой концепции развития телевещания рынку нужно синхронизироваться

«Б1 Консалт» (бывшая Ernst & Young) по заказу Медиа-Коммуникационного Союза проводит исследование «Разработка проекта Концепции развития телерадиовещания в России на 2024–2035 годы». Проект финансируют крупнейшие медиахолдинги (ВГТРК, «Газпром-Медиа», «Национальная Медиа Группа», Первый канал), а также РТРС. «Телеспутник» выяснил у участников рынка, есть ли у отрасли реальная потребность в новой концепции и что должно быть в ней учтено.

«Б1 Консалт» (бывшая Ernst & Young) по заказу Медиа-Коммуникационного Союза проводит исследование «Разработка проекта Концепции развития телерадиовещания в России на 2024–2035 годы». Проект финансируют крупнейшие медиахолдинги (ВГТРК, «Газпром-Медиа», «Национальная Медиа Группа», Первый канал), а также РТРС. «Телеспутник» выяснил у участников рынка, есть ли у отрасли реальная потребность в новой концепции и что должно быть в ней учтено.

За последние десять лет были попытки разработать концепцию развития телерадиовещания, однако все предложения сталкивались с критикой, например, со стороны сотовых операторов, которые также хотели участвовать в ее создании. Проект документа не прошел дальше обсуждений, но некоторые его идеи были реализованы в рамках закона, что дало качественный толчок развитию телевидения. Так, единым измерителем стал Mediascope, а «Витрина ТВ» — платформой для легального вещания федеральных телеканалов в интернете.

Мнения экспертов о новой концепции разошлись. Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков посетовал «Телеспутнику» на то, что отрасль вещания нуждается в переосмыслении своей работы даже больше, чем в новой концепции. Эксперт отметил, что традиционное линейное телевидение продолжает функционировать, но большая доля зрителей смотрит контент нелинейным способом.


«Аудитория нелинейного телевидения — это преимущественно молодые люди, которые составляют его будущее. И влиять на эту аудиторию государству становится тяжелее. Поэтому вопросы связаны именно с переходом телесмотрения в онлайн. Необходимо понимать, что и как будет в интернете, чтобы принимать дальнейшие решения», — обозначил Кусков.

Директор департамента новых технологий J’son & Partners Дмитрий Колесов также обозначил несколько вопросов, с которыми нужно определиться для разработки концепции.


«Можно утверждать, что телевизионный сигнал на территории России есть везде и эта задача решена. Много ли людей смотрит телепрограммы в эфире сейчас? А что будет через 3–5 лет? Что у нас происходит с потреблением медиаконтента в широком смысле? Какие перспективы развития технологий видят холдинги? Еще пятнадцать лет назад тогдашний директор ТНТ Роман Петренко говорил о том, что телеканал не только вещатель, а прежде всего производитель контента. Сейчас все крупные медиахолдинги являются не просто заказчиками программ или сериалов, а именно производителями. Думаю, что индустрия должна ответить на два важных вопроса. Она является индустрией телерадиовещания или производства и доставки контента? Где и как аудитория будет смотреть контент через 5 или даже 10 лет? Как только будут даны ответы на эти вопросы, все с ними согласятся, вот тогда и можно будет разрабатывать концепцию», — резюмировал Колесов.

Индустрия нуждается в принятии документа, который бы четко очерчивал векторы государственной политики, считает источник «Телеспутника» на рынке платного ТВ. По его мнению, участники рынка должны понимать, как государство видит дальнейшее развитие и регулирование сферы вещания, потому что сейчас зачастую законодательное регулирование индустрии телевещания ставит ее участников перед фактом. При этом к процессу формирования нового документа должны быть подключены разные отрасли: реклама, связь, онлайн-видеосервисы, производители контента, и так далее. Важно синхронизировать видение концепции со всеми, кто так или иначе вносит вклад в развитие отрасли, подчеркнул эксперт.

Собеседник «Телеспутника» считает, что в новой концепции обязательно должны быть учтены вопросы безопасности трансляции сигнала, так как отрасль зависима от зарубежных разработчиков подобных решений, которые могут «внезапно» прервать сотрудничество. Еще один важный фактор — это падение смотрения федеральных каналов: зрители уходят к развлекательному контенту. Для вещателей это чувствительная проблема, поскольку за зрителем уходит и рекламодатель.

«Часть из этих вопросов бизнес в состоянии отрегулировать сам, но важно понимать, что телевидение — это, в том числе, и про государственную политику. В этом смысле хотелось бы увидеть некий системный взгляд регуляторов и всех участников отрасли на то, как будет развиваться телевещание на горизонте 5–7 лет», — выразил свою надежду эксперт.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий