Гендер ни при чем?
В России сфера информационных технологий довольно прогрессивна в плане слома гендерных стереотипов. Если еще 10 лет назад девушкам действительно могло быть тяжелее, чем молодым людям, пробиться в ИТ, то сейчас совершенно не важно, какого ты пола и как выглядишь. Значение имеют лишь навыки, опыт и желание развиваться, заявили в один голос опрошенные «Телеспутником» эксперты.
Если девушка квалифицирована, у нее есть нужные умения и навыки, то она не столкнется с дополнительными сложностями, заверил сооснователь и директор «Альтап» Филипп Щиров. «Например, среди партнеров нашей компании есть много женщин, которые руководят бизнесами, связанными с ИТ. Это говорит о том, что все возможно, нужно просто любить свою работу и постоянно улучшать умения», — констатировал он.
Это подтверждает и разработчик DataArt Роман Блинов. По его словам, за всю его десятилетнюю карьеру в ИТ он ни разу не видел дискриминации женщин ни со стороны работодателя, ни со стороны коллег-мужчин. «При построении карьеры в первую очередь играют роль умения, и если женщина мотивирована и является высококвалифицированным специалистом, то препятствий для построения карьеры нет», — резюмировал он.
Чтобы построить успешную карьеру в ИТ, нужно быть любознательным человеком, который искренне интересуется новыми технологиями и успевает за стремительно меняющимися реалиями, отметила директор по информационным технологиям «РЖД Логистика» Наталья Рютина.
Помимо склада ума и опыта, важна еще ценность, которую сотрудник приносит компании.
Помимо склада ума и опыта, важна еще ценность, которую сотрудник приносит компании. По словам руководителя продукта «Единый адрес» HFLabs Татьяны Бунто, за 14 лет работы в сфере информационных технологий она не сталкивалась ни со стеклянными потолками (невидимый барьер, который препятствует тому, чтобы данная демографическая группа поднималась выше определенного уровня в иерархии, — прим. авт.), ни с низкими зарплатами. «Сама я пришла в отрасль на позицию стажера и за это время выросла до руководителя продукта. В моем окружении много женщин-руководителей. В коллективе HFLabs мужчин и женщин поровну. Главное не кто ты, а что ты делаешь для развития бизнеса и как интегрируешься в культурный код компании. Возможно, есть организации с субъективным взглядом руководителей мужчин на работу женщин, но с каждым годом этого становится меньше. Раньше я думала, что женщине строить карьеру сложнее, потому что есть и перерыв на декретный отпуск, и необходимость брать больничные. Первый разрыв шаблона произошел, когда я познакомилась с соучредителем HFLabs. У нее трое детей, но она успешно сочетает и семью, и работу. Еще знаю топ-менеджера и ETL-разработчика (отвечает за проектирование систем хранения данных, — прим. ред.), у каждой из которых по трое детей, но результаты их работы впечатляют. Если женщина хочет, то вне зависимости от количества детей, она может добиться таких карьерных высот, которые не осилят мужчины. И дело здесь прежде всего в мотивации, амбициях и жизненных приоритетах», — подытожила она.
Яркий пример успешного профессионала и многодетной матери — Наталья Касперская (президент ГК InfoWatch, сооснователь и бывший гендиректор «Лаборатории Касперского», председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»). «Выбор женщин в сторону карьеры вовсе не означает отказ от семьи и детей, чаще — наоборот. Женщинам свойственно трудится, а это плюс для любой сферы», — заявила HR-партнер Comagic.dev Виктория Вирта.
В любом случае найдется объективная причина, когда карьерный рост женщины останавливается либо притормаживает. Например, когда появляется семья, то придется делать выбор, убеждена руководитель управления изменениями «Альфа-Лизинга» Юлии Ризатдиновой. Если грамотно распределять время, то можно быть и хорошим профессионалом, и хорошей мамой. Но если говорить, к примеру, о должности ИТ-директора, то эту позицию нельзя совмещать с ролью матери, так как придется посвящать много времени карьере. «Не получится уйти с работы в шесть вечера или забыть о ней на выходные, иногда придется проснуться в четыре утра от звонка из-за того, что “упал” критичный сервис, но это цена карьеры, которую вы должны быть готовы заплатить. Поэтому хочется, чтобы каждая девушка при формировании своих амбиций здраво оценивала, сколько времени и сил она готова отдать работе, а сколько — своей личной жизни, м отталкиваясь от этого, строила план карьерного роста. Нет ничего невозможного для того, кто пытается, говорил Александр Македонский, и она прекрасно описывает возможности карьеры в ИТ-сфере», — поделилась Юлия Ризатдинова.
Некоторые работодатели полагают, что девушки менее успешны в отрасли из-за излишней сентиментальности, привязанностей к семье и детям. Такие работодатели боятся постоянных отпусков по уходу за ребенком, больничных. Но сейчас даже они будут рассматривать представительниц женского пола в связи с нехваткой ИТ-кадров, полагают эксперты. «Лишь бы были закрыты зоны ответственности, которые остались бесхозными с учетом миграции ИТ-специалистов», — отметила руководитель образовательной программы по кибербезопасности в IThub college и директор по развитию «Вебмониторэкс» Екатерина Старостина.
На это же обратила внимание исполнительный директор «Киберпроект» Елена Бочерова. Она сообщила, что сегодня на место релокантов из числа мужчин активно приходят женщины, которые оперативно адаптируются и уже успешно работают.
Сегодня на место релокантов из числа мужчин активно приходят женщины, которые оперативно адаптируются и уже успешно работают.
С тем, что интерес женщин к ИТ-профессиям существенно вырос, согласилась и преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александра Бордунос. Но, по ее словам, большое количество компаний высвобождают персонал в связи с политикой сокращения затрат, релокацией или ликвидацией, прекращая найм. «Это создает повышенное напряжение на рынке труда для девушек, которые только-только стали проявлять интерес, однако уже споткнулись о такой большой входной порог, но не по гендерному признаку, а по уровню подготовки», — посетовала она.
Другие работодатели, наоборот, ценят черты, которые в большей степени присущи девушкам. «Женщина часто обладает большей эмпатией, что дает ей возможность услышать мнение коллег, понять боли заказчиков, сгладить острые углы. И это несомненно делает ее позиции более выигрышными. Если же говорить о женщинах-менеджерах, то они могут выслушать предложения коллег, выбрать более правильное решение, при этом женщина проще относится к тому, что решение может быть предложено кем-то, а не ею самой», — поделилась Юлия Ризатдинова.
На законодательном уровне дискриминация по какому-либо признаку, в том числе и по половой принадлежности, запрещена, напомнила главный специалист по кадрам IW Group Надежда Алтухова. Но она тоже говорит о том, что еще встречаются руководители, которые ориентируются на гороскопы, цветотипы и стереотипы.
Все преграды в основном находятся в головах у самих женщин, считает Виктория Вирта. И дело вовсе не в работодателях, а в самих девушках, которые низко оценивают свои навыки, пояснила она.
Далеко не каждая женщина сможет сказать, что ей нужна более высокая зарплата, так как у них нет такого чувства доминирования, как у мужчин, отметила Екатерина Старостина. Также есть мнение, что у девушек чаще проявляется синдром самозванца, поэтому они нередко готовы начинать свой путь в ИТ с меньшего, доказав на практике, что стоят чего-то большего, рассказала Виктория Вирта. «Все препятствия в головах отдельных людей, в России нет общественного давления на женщин в ИТ. И то, что женщин в этой сфере в целом до сих пор меньше, — выбор самих девушек», — заявила эксперт.
На то, что девушки чаще страдают синдромом самозванца, обращает внимание и Юлия Ризатдинова. «Девушкам кажется, что для того, чтобы попросить повышения или прибавки к з/п, нужно сделать что-то гениальное, а работать за двоих сотрудников или брать работу на выходные — не в счет. Да и просить повышения женщины не привыкли, скорее, они надеятся на то, что их заслуги увидят, и руководитель торжественно сам предложит новую должность или оклад. Мужчины в этом плане проще: если они считают, что выполняют больше своих обязанностей, то можно и повышение просить. Но здесь, опять же, вопрос конкретной организации и конкретного руководителя», — обратила внимание Юлия Ризатдинова.
Мужские зарплатные ожидания в принципе выше женских во многих профессиях, однако наиболее заметный разрыв в Москве наблюдается у программистов «1С» (200 тыс. и 150 тыс. рублей соответственно), бизнес-аналитиков (175 тыс. и 150 тыс. рублей) и менеджеров проектов (125 тыс. и 105 тыс. рублей), поделились в исследовательском центре SuperJob.
Эксперты обращают внимание на то, что при трудоустройстве в ИТ-отрасли женщинам и мужчинам в основном предлагают одну и ту же зарплату. Руководитель платформенной команды «Авито» Павел Лакосников сообщил, что в крупных российских ИТ-компаниях женщины получают такую же зарплату как мужчины. Но уточнил, что в небольших фирмах девушкам действительно могут платить меньше. Эксперт связал это с тем, что руководство таких компаний мыслит стереотипно, поэтому предлагает женщинам более низкую зарплату.
В небольших фирмах девушкам действительно могут платить меньше. Это связано с тем, что руководство таких компаний мыслит стереотипно.
Начальник проектного офиса ИТ группы «НЛМК» Ирина Швырева рассказала, что когда она начала строить свою карьеру, то не чувствовала никаких преград, более того — ощущала поддержку, а в некоторые моменты даже такой кредит доверия, к которому сама не была готова. «Сегодня более 50 % руководителей проектных команд в ИТ — девушки. По моим личным наблюдениям, зачастую они более целеустремленно настроены на карьерное развитие, активно учатся. Если говорить об ИТ-разработке, то девушки работают как фронтенд- и бэкенд-разработчики, QA-инженеры, дата-сайентисты, специалисты информационной безопасности, хотя подавляющее большинство сотрудников все же составляют мужчины. В среднем на такие вакансии мы получаем примерно 10–20 % откликов от девушек, а если позиция связана с аналитикой данных, то — 30–40 %. Но мы всегда одинаково относимся к кандидатам вне зависимости от пола. На этапе собеседований мы иногда обращаем особое внимание девушек и предупреждаем, если вакансия может подразумевать работу в цехе или на промышленной площадке, постоянные командировки, но даже в этом случае выбор и принятие решения остается за кандидатом», — поделилась она.
Ведущий системный аналитик ГК Selecty Эльвира Ганиева подчеркнула, что в ИТ-сфере в принципе не важно, кто ты, женщина или мужчина, но чем выше позиция, тем сильнее ощущается гендерное давление. «Все меняется, когда добираешься до позиции технического руководителя или руководителя проекта — тогда предвзятость растет», — предупредила она.
После эпидемии коронавируса и связанного с этим тренда на удаленную работу стираются многие ограничения, команды создаются по принципу разнообразия, где вместе трудятся девушки и молодые люди, констатировала PR-директор Napoleon IT Анна Шершакова. Она добавила, что разнообразие в коллективе создает более здоровую коммуникационную среду.
Уровень подготовки решает
Карьерный путь в ИТ-отрасли напрямую зависит от уровня знаний и навыков сотрудников: прошел аттестацию — получил повышение. Александра Бордунос подчеркнула, что среди выпускников профильных специальностей больше мужчин (по данным Росстата, в 2022 году на программе бакалавриата «Математика и компьютерные науки» доля женщин составила 28 % из почти 4,5 тыс. студентов, на программе «Фундаментальная информатика и информационные технологии» 20,5 % из почти 7,5 тыс. студентов, «Информационные системы и технологии» — 22 % из более 55 тыс. студентов). Женщины же, по ее словам, часто отдают предпочтение краткосрочным программам подготовки.
«Очевидно, что после специализированных программ вузов у сотрудников багаж знаний для получения аттестаций больше, нежели после краткосрочных курсов. Наличие профильного образования также очень частое требование для руководящей должности в ИТ. Поэтому в какой-то степени то, что может казаться дискриминацией по полу, на самом деле — результат различий в подготовке: женщины часто приходят с краткосрочных курсов. Для них гораздо важнее успевать за новыми трендами уже после найма, а на это не каждый готов. Женщины могут уступать мужчинам в темпе освоения нового во время вынужденных перерывов в карьере по семейным обстоятельствам, но в России в последнее время созданы прекрасные возможности для совмещения семейных и рабочих ролей, особенно в связи с вынужденным переходом на онлайн-режим. Поэтому хорошей поддержкой помимо организации специальных курсов становится наставничество, спонсорство и другие инициативы, которые способствуют поддержанию требуемого уровня знаний и навыков», — поделилась эксперт.
По словам Павла Лакосникова, самое сложное — именно войти в специальность. Еще многих девушек смущает учеба в технических вузах, так как там исторически молодых людей больше, чем девушек, напомнил он.
Однако если посмотреть на детей в школах, то у девочек по профильным предметам оценки в среднем могут быть выше, чем у мальчиков, но именно последние чаще выигрывают на олимпиадах, отметила Александра Бордунос. «Олимпиады — один из способов поступить в вузы и получить профильное образование, а также способ утвердиться в предрасположенности к предмету. Очевидно, что механизм, который встроен в систему соревнования, больше подходит для мальчиков, это выявили в ходе зарубежных исследований», — сообщила преподаватель.
Она добавила, что даже если женщины и признают свою склонность к техническим предметам, например, к математике, то выбор среди технических профессий делают другой, развиваясь в сфере медицины, аналитики, маркетинга, финансов, так как этому способствуют ролевые модели из этих областей. «Среди женщин из области ИТ мало кто попадает в поле зрения, наиболее медийные представители отрасли — все еще мужчины. Поэтому ряд ИТ-компаний и вузов направляет на лекции к школьникам представителей женского пола, чтоб школьницам можно было примерить на себя женскую версию стиля жизни ИТ-специалиста. А он может предполагать работу по выходным и ненормированный график, релокации, цифровое кочевничество, что посильно не каждому несемейному человеку, поэтому средний возраст в ИТ-компаниях — еще один повод задуматься о дискриминации, но уже по возрастному признаку», — рассказала она.
Вывод о том, что мужчине легче построить карьеру в ИТ — достаточно поверхностный, связан с гендерным разрывом в отрасли.
По мнению Александры Бордунос, вывод о том, что мужчине легче построить карьеру в ИТ — достаточно поверхностный, связан с гендерным разрывом в этой отрасли. «Довольно распространенный ответ о причинах гендерного разрыва в ИТ — отсутствие интереса к профессии со стороны женщин. Но обычно отсутствие интереса действительно указывает на наличие невидимых системных барьеров», — резюмировала она.
Руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM Ольга Звагольская подчеркнула, что иногда родители могут быть неосознанно предвзятыми. «Например, отправить сына в летний лагерь программирования, а дочь — в другой летний лагерь, с более девчачьим уклоном. Было бы здорово, если бы родители заботились о том, чтобы не быть бессознательно предвзятыми по отношению к дочерям, отмечая и развивая интерес, если он есть, в том числе и к типично мужским направлениям», — считает эксперт.
Об этом говорит и статистика: втрое меньше родителей рекомендуют карьеру в сфере ИТ дочерям, чем сыновьям (исследование НАФИ 2020 года). «Получается, что в ИТ идут более целеустремленные и увлеченные девушки, которые ориентируются на собственный выбор и собственную позицию, готовые действовать вопреки», — заявила исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочерова.
Чтобы избавиться от предрассудков по поводу того, что женщинам не место в ИТ-сфере, нужно транслировать на широкую аудиторию ролевые модели, что девушки в мире информационных технологий — это норма, заверила Елена Бочерова. «Наша экономика нуждается в квалифицированных кадрах, поэтому чем больше на ТВ, в сериалах, в наружной рекламе будет представлена успешная женщина-айтишница, чем больше будет подсвечена данная ролевая модель, тем лучше для отрасли и для экономики в целом», — резюмировала она.