img21 октября 2024 в 14:34

Москва оказалась лидером по числу абонентов спутникового интернета

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) ежегодно публикует данные об активных абонентах спутникового доступа к интернету. Согласно им, в 2023 году их количество приблизилось к 106 тысячам. При этом львиная доля абонентов приходится на столичный регион, выяснил «Телеспутник».

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) ежегодно публикует данные об активных абонентах спутникового доступа к интернету. Согласно им, в 2023 году их количество приблизилось к 106 тысячам. При этом львиная доля абонентов приходится на столичный регион, выяснил «Телеспутник».

Больше всего пользуется корпоративный сегмент

Если опираться на данные Росстата, то анализ количества активных абонентов спутникового доступа к интернету за 2012-2024 год в целом продемонстрировал положительную динамику. Однако в 2020 году наблюдалось снижение на 26 %, а в 2022 году — на 7 %. Затем рынок снова выправился и показывает положительный прирост.

Наибольший объем активных абонентов пришелся на 2023 год — порядка 105 514 абонентов. Согласно данным Росстата, объем активных абонентов по состоянию на первый квартал 2024 года составил порядка 103 269 единиц.

В Росстате уточнили, что к активным абонентам относятся абоненты, воспользовавшиеся соответствующими услугами хотя бы один раз за отчетный квартал или внесшие абонентскую плату хотя бы за один месяц отчетного квартала. Кроме того, учитываются абоненты, воспользовавшиеся в течение отчетного периода услугой добровольной блокировки доступа в интернет (без взимания платы или с взиманием платы).

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, статистика сильно занижена. Пользователей спутникового интернета можно условно разделить на два сегмента. Первым сегментом являются корпоративные пользователи, вторым — массовый потребитель. Если ориентироваться на сегмент массового потребителя, то эти цифры будут похожи на правду.

«Но разбивка по регионам показывает, что скорее всего, мы говорим не о корпоративном сегменте. Во многом это, скорее всего, тот же “Триколор”, который ассоциируется со спутниковым ТВ, но они же дают и доступ в интернет. Это объясняет распространение спутникового интернета в Центральном федеральном округе и на Северо-Западе при практически полном падении в других областях. “Триколор” — это Подмосковье, например, там и есть проникновение тарелок. Это комбинированная услуга. В “Триколор” обеспечивают клиентов скоростью в 5-10 Мб. В местах, где нет связи, это зачастую единственный вариант получить хоть какой-то интернет. Как ни странно, в Подмосковье таких мест тоже достаточно много, а это десятки тысяч подключений», — объяснил Муртазин.

В группе компаний AlegroSky в ответ на запрос «Телеспутника» пояснили, что услуга подключения к спутниковому интернету является востребованной во всех сегментах рынка, однако по объему потребления корпоративные пользователи лидируют, поскольку зачастую компании могут позволить себе подключение на тарифах с бόльшими скоростями и без ограничений скачивания трафика.

Госсектор пользуется

Согласно данным Росстата, в 2023 году наибольшая доля подключенных абонентов приходилась на Центральный Федеральный округ — 63 908 абонентов. Наименьшую долю выявили в Приволжском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах — меньше 1000 абонентов в 2023 году. По данным за первый квартал 2024 года также лидирует Центральный ФО — порядка 60 105 абонентов.

Большинство активных абонентов в разрезе Центрального ФО приходится на Москву и Московскую область — соответственно 60 481 абонентов и 3063 абонентов в натуральном выражении. Наибольшая доля абонентов в Северо-Западном федеральном округе зафиксирована в Ленинградской и Архангельской областях (291 и 226 абонентов соответственно).

Как объяснил «Телеспутнику» генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков, на текущий момент спутниковый интернет в основном использует B2G-направление — то есть государственные учреждения. Потом идут коммерческие (B2B) и B2C.

«Почему Москва лидирует? На самом деле это не значит, что в столице больше всего людей со спутниковой связью. В Москве базируются организации, которые приобретают контракты — все банковские структуры там, ЦИК там. В столице централизованно покупают спутниковый интернет. Допустим, в банках необходимо два варианта доступа — проводной и спутниковый», — отметил Кусков.

По словам Муртазина, для него статистика в целом выглядит достаточно удивительной. Корпоративный сегмент — это достаточно большие компании. Они сосредоточены в Сибири, на Дальнем Востоке, на Камчатке.

«Проникновение спутника там достаточно большое. Понятно, что население не так велико, но это и туризм, и корпорации, и так далее. Это в чистом виде спутниковая связь и интернет. В то время как в центральной части это интернет там, где его нет, и эта услуга идет как самостоятельный сервис», — объяснил свою точку зрения эксперт.

Муртазин добавил, что спутниковый интернет плохо развивается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах из-за меньшей плотности населения, меньших затратах на подключение ТВ и прочие вещи. То есть это банально дорого. Перекос в сторону Москвы объясняется платежеспособным спросом и тем, что человек может не быть ТВ-клиентом «Триколора», но при этом подключить через компанию спутниковый интернет.

Там, где нет нормальной связи, спутниковый интернет востребован всеми, но ограничен в силу платежеспособности, потому что он самый дорогой, отметил акционер компании «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев.

«Естественно, платить легче тем, у кого больше денег. Больше всего денег сейчас у государства и у корпораций. Но государство, правда, идет только туда, где живут люди, в отличие от бизнеса, который идет туда, где есть полезные ископаемые», — добавил Пехтерев.

Что будет с рынком?

Что касается прогноза на 2024-2025 год, то Муртазин отметил, что сейчас в РФ наблюдается подъем рынка, люди получают деньги, поэтому стагнация вряд ли будет.

«Я думаю, что мы будем в 2024 году и в начале 2025 года наблюдать умеренный рост — 5-7 % в год», — считает эксперт.

В группе компаний AltegroSky в разговоре с «Телеспутником» дали более осторожный прогноз.

«С учетом текущей ситуации, на этот год мы можем надеяться на незначительный рост сегмента, возможно до 3-5 %», — ответили в пресс-службе на соответствующий вопрос.

В 2022 году оператор «Триколор» рассказал «Телеспутнику», что спрос россиян на их услугу «Спутниковый интернет» резко вырос. Оператор считает, что этому поспособствовали действия сотовых операторов и увеличение популярности загородного жилья. Тогда руководитель направления «Спутниковый интернет» компании Даниил Нирман отметил, что в течение девяти месяцев, с января по сентябрь 2022 года, спрос на 40 % превысил показатели предыдущего года. Среди факторов, стимулировавших резкий скачок, он выделил отмену сотовыми операторами безлимитных тарифов, резкий рост цен на мобильный интернет для модемов и роутеров и значительное увеличение числа людей, постоянно или временно проживающих за городом.

В последнее время тенденция на увеличение спроса продолжается. Например, министр цифрового развития государственного управления Башкортостана Геннадий Разумикин на оперативном совещании в республиканском правительстве недавно отметил, что период с 2019 по 2023 годы процент домохозяйств в Башкирии, имеющих доступ к интернету, включая спутниковый, увеличился с 77,5 % до 90,4 %. В июле 2024 года власти Татарстана заявили, что планируют к 2027 году покрыть спутниковым интернетом всю территорию республики. Аналогичный тренд сохраняется и в других российских регионах.

Условие для создания «российского Starlink»

Сейчас компания «Бюро 1440» ведет работу над созданием российской низкоорбитальной спутниковой группировки, которую многие поспешили окрестить «аналогом Starlink».

Как объяснил «Телеспутнику» Пехтерев, сейчас существуют системы низкоорбитальные и геостационарные. Во втором случае спутник висит далеко, интернет этот второго сорта, потому что идет задержка в 600-800 миллисекунд. Однако эта система хороша тем, что можно просто запустить один спутник и это все будет сразу работать. Тяжелый геостационарный спутник когда-то стоил 7-8 млрд рублей (это данные по 2014-2015 году). Но это достаточно понятные деньги.

«Если мы говорим о низкоорбитальных системах типа OneWeb, Starlink или того, что предлагает система "Рассвет" от "Бюро 1440", то в этих системах нельзя запустить один спутник. Их нужно запустить как минимум 300, потому что спутники непрерывно движутся, и нужно обеспечить нахождение какого-то космического аппарата в данный момент времени над определенной территорией. На создание такой системы нужно минимум 3-4 миллиарда долларов. И основные затраты приходятся на то, что эти спутники нужно запускать, причем на орбиту где-то в 600 километров. Сейчас царем горы является Starlink, который достаточно уверенно распространяется, хоть и не без локальных проблем. Поэтому, как только в распоряжении создателей низкоорбитальных систем найдутся достаточные средства на создание и вывод спутников, то безусловно, в России появится своя подобная спутниковая система», — считает Пехтерев.

По словам Кускова, спутниковый интернет в России продолжит развиваться, хотя ясно, что это все-таки сегментированный вариант. Там, где есть проводной интернет и сотовая связь, этого более чем достаточно. Но вскоре появится спутниковая низкоорбитальная группировка, которая поможет решить вопрос цифрового неравенства, причем гораздо быстрее, чем страна его решает в текущем варианте.

«Это обеспечит возможность выхода в интернет из любой точки Российской Федерации. Человек сможет использовать телефон, поддерживающий спутниковый сегмент, и все у него будет хорошо», — резюмировал Кусков.



Проблемы с абонентским оборудованием

Однако эксперт Пехтерев в беседе с «Телеспутником» обозначил еще одну проблему. Дело в том, что до настоящего времени в России практически не было собственного производства абонентского оборудования. В РФ был один производитель абонентского оборудования корпоративного класса — компания «Истар» (Eastar). Однако ее несколько лет назад купил американский Comtech, и соответственно, закрыл производство в России.

«И сейчас у нас в РФ нет собственного абонентского оборудования для коммерческого использования. Сейчас идут попытки наладить производство оборудования для корпоративного сегмента, которое стоит, условно говоря, даже не 50 тысяч рублей, а дороже 1000 долларов. У нас сейчас доступно только оборудование израильской компании Gilat, которая сразу после начала СВО подняла цены практически в два раза, но из России не ушла. О каком массовом распространении с такими ценами может быть речь?», — подытожил Пехтерев.

Однако потребителю придется смириться с такими ценами — по крайней мере, до тех пор, пока абонентское оборудование не импортозаместят. А для российских ИТ-компаний это должно быть лишним стимулом для создания собственных разработок.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий