Поправки призваны предоставить дополнительную защиту продавцам товаров на маркетплейсе и владельцам пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Они включают в себя появление новых запретов: на пересмотр условий договоров чаще одного раза в год; на одностороннее ограничение доступа к личным кабинетам продавцов и владельцев ПВЗ; на продажу собственных товаров маркетплейсом с оборотом более 150 млрд рублей, если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе.
Появятся и новые обязанности: по размещению в открытом доступе на сайте сведений об условиях договоров, заключаемых владельцами маркетплейсов с владельцами ПВЗ и продавцами; по получению письменных распоряжений продавцов и владельцев ПВЗ на списание с их счетов штрафов.
«В случае принятия закона у маркетплейсов могут возрасти финансовые риски и повыситься транзакционные издержки, которые безусловно могут сказаться на ценообразовании», — отметил старший юрист Адвокатского бюро ЕПАМ Александр Свашенко.
Однако, по его словам, у законопроекта есть и безусловные преимущества: предоставление дополнительных гарантий лицам, которые чаще всего страдают от злоупотреблений со стороны владельцев маркетплейсов — поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов, а также потребителям, заметил он.
Кроме того, в случае, если законопроект будет принят, владельцы агрегаторов станут напрямую отвечать перед потребителем за обнаруженные в товаре недостатки, если в силу недостоверной информации о товаре его потребительские права были нарушены. То есть у потребителя появится возможность обращаться напрямую к маркетплейсу, минуя продавцов, подчеркнул Александр Свашенко.
Юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Татьяна Панфиленко предположила, что если законопроект примут, то это несомненно отразится не только на отношениях агрегаторов с подчиненными, но и на финансовой составляющей работы маркетплейсов.
«Полагаем, что в случае внесения изменений в законодательство прибыль маркетплейсов станет снижаться, в связи с чем они будут вынуждены компенсировать возникшие убытки повышением стоимости “вхождения”, как для продавца, так и, возможно, для держателя франшизы, а также предлагать невыгодные договорные условия, в том числе, чрезмерные размеры неустоек и штрафных санкций», — заметила юрист практики разрешения споров «СПП-Консалт» Татьяна Панфиленко.
«Сейчас маркетплейсы относятся к продавцам и владельцам ПВЗ не как к полноправным партнерам, а скорее как к источнику дополнительного дохода, действуя по формуле “ушел один — придут десять новых”», — рассказал «Телеспутнику» гендиректор агентства Mplace24 Антон Харламов.
Эксперт также отметил, что принятие закона может повлечь определенные риски для интернет-торговли. По словам Харламова, они лишь добавят сложностей для продавцов и владельцев франшиз.
«Исходя из планируемых ограничений, вполне вероятно, что Wildberries и Ozon начнут перераспределять финансы с ущербом для продавцов и владельцев ПВЗ — Wildberries может увеличить плату за регистрацию на маркетплейсе с 10 тысяч рублей до 30–40 тысяч рублей, снизить стимулирующие выплаты для владельцев ПВЗ. Ozon почти каждый месяц повышает внутренние тарифы для продавцов. Например, 15 сентября была повышена комиссия за продажу бытовой химии на 5 %. Без сомнения, после принятия нового закона и Wildberries, и Ozon будут восполнять финансовые потери через продавцов и владельцев ПВЗ», — предупредил гендиректор агентства Mplace24 Антон Харламов.
Появление законопроекта обусловлено несколькими прецедентами. Один из громких случаев произошел в марте 2023 года с владельцами франшизы и работниками ПВЗ Wildberries, которые начали массово закрывать точки и выходить на протесты, чтобы им не списали новые долги.
Цепочку событий запустил запрет на продажу безникотиновых вейпов и курительных смесей. Wildberries не удалось отрегулировать работу сервиса так, чтобы были привлечены к ответственности только недобросовестные продавцы. Санкции коснулись и тех, кто продавал незапрещенные курительные трубки, POD-системы (разновидность электронных сигарет, — прим. ред.), кальяны. Пострадали также те, кто удалил карточки с товарами, подчиняясь новым правилам. У некоторых пострадавших штрафы могли превышать миллион рублей.
Штрафы списались не только у продавцов, но и у владельцев ПВЗ и работников пунктов: Wildberries самолично внес изменения в свою политику, после чего произошли массовые списания за бракованные товары, которые возвращали покупатели. Сначала это были 20 % от стоимости брака, затем — 100 %. После трехдневных забастовок компания пошла навстречу и пересмотрела свою политику, отменила более 10 000 штрафов. Неизвестно, где происходила подмена товаров, однако обвинения с работников пунктов позже были сняты.
С другими маркетплейсами тоже были прецеденты. Например, Ozon в марте 2022 года не запрашивал у ресселеров документов для подтверждения подлинности товара, и некоторые недобросовестные продавцы могли высылать продукты с непроверенным составом или подделки под бренды.