Цена контрафакта
В настоящее время для локализации светотехники разработаны и внедрены несколько нормативно-правовых актов, в том числе постановления правительства № 719 и № 616. Участники рынка неоднократно указывали на то, что эффективность постановлений на практике ограничена тем, что их выполнение не контролируется при реализации государственных закупок по ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Например, в прошлом году в ходе анализа 350 государственных контрактов в ряде субъектов РФ Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) выявила неединичные случаи использования в государственных закупках осветительных устройств, содержащих светодиоды производства иностранных государств. Эксперты пришли к выводу, что зачастую на тендеры выходят компании, предлагающие светодиоды иностранного производства под видом российских, что выясняется после соответствующих проверок.
Правоприменительная практика ранее исходила из того, что установление требований к комплектующим в части российского производства является незаконным, напоминает адвокат Ольга Елагина. «Постановление правительства РФ № 719 имеет целью обеспечение технологического суверенитета и в совокупности с иными нормативно-правовыми актами, активно принимаемыми с 2022 года, направлено на более детальное определение критериев подтверждения производства промышленных товаров на территории РФ для продукции (в том числе относительно происхождения и производства комплектующих), а также на усиление контроля за правомерностью совершения сделок, в том числе в рамках госзаказа», — рассказывает она.
Помощник адвоката Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Никита Рогожин замечает, что на практике широко распространены случаи привлечения к ответственности заказчиков за невключение в извещение о проведении закупки информации о запрете на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. Так, чаще всего Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) выносит предписание об устранении нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 закона № 44-ФЗ, заверил юрист. Он добавил, что в случае неустановления в документации об аукционе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, заказчик может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Кроме того, в зависимости от обстоятельств в отношении заказчика может быть применена уголовная ответственность — например, за нецелевое расходование бюджетных средств, уточняют собеседники издания.
Старший юрист практики административного и страхового права «ССП-Консалт» Марат Хвастунов объясняет, что при передаче товара заказчик должен проверить страну происхождения светодиодной продукции. «Для этого поставщик обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения, в том числе на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров», — указывает он.
Юрист подчеркнул, что если при передаче товара в рамках исполнения контракта сертификат происхождения товара на территории РФ не будет предоставлен со стороны поставщика (или в ходе документарной проверки будет установлено, что товар произведен на территории иностранного государства), то заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по п. 1 ч. 15 ст. 95 закона № 44-ФЗ и принять меры гражданско-правовой ответственности в соответствии с заключенным документом: возврат предварительно уплаченных денежных средств, уплата неустоек и штрафов.
Для организации работы института прослеживаемости компонентов и изделий отечественного происхождения предлагается создать систему электронного документооборота, в которой формируются электронные паспорта (профили) компаний, участвующих в процессе производства, продажи компонентов и изделий, а также паспорта самих изделий/комплектующих/компонентов (указанные данные создаются соответствующим производителем).
Есть примеры привлечения к ответственности и аукционной комиссии за нарушение этого правила. «Так, Санкт-Петербургский УФАС рассматривал жалобу на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования пищеблока. Анализ заявки победителя показал, что последний подал заявку без декларирования о нахождении товара в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. В связи с этим, по мнению УФАС, аукционная комиссия неправомерно признала заявку победителя соответствующей информации и документам, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 43 ФЗ-44», — рассказал Никита Рогожин.
Помимо наказания заказчиков и аукционной комиссии, в практике встречаются примеры привлечения к ответственности поставщиков. И если раньше это происходило крайне редко, то сейчас собеседники издания говорят об увеличении количества таких случаев. Впрочем, пока что речь идет об административной ответственности. «При этом размер наказания не является достаточным для эффективной превенции нарушений. Например, по части 4.2. ст. 7.30 КоАП предусмотрен штраф в размере 3 тысяч рублей», — сетует Никита Рогожин.
По мнению экспертов, для повышения эффективности реализации постановления № 616 необходимо усилить меры юридической ответственности за нарушение запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, причем по отношению ко всем сторонам — как для заказчиков, так и для исполнителей.
Ольга Елагина подчеркнула, что поставщику, который поставил контрафактную продукцию, грозит не только расторжение контракта с заказчиком, но и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. А включение в этот список является своеобразной «черной меткой», и такой поставщик может быть отстранен от участия в закупках, уточнил старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-Консалт» Станислав Исаков. «Даже если поставлять что-то не в рамках государственных и муниципальных закупок, контрагенты будут знать, что такой поставщик может поставить контрафактную продукцию и будут по возможности избегать заключения договоров с ним. Поэтому использование контрафактной продукции влечет за собой и имиджевые, и правовые последствия», — пояснил юрист.
Маркировка в помощь
Во всем мире с контрафактом пытаются бороться различными способами и юридическая ответственность — далеко не единственный путь. «Одним из распространенных средств борьбы с контрафактной продукцией является использование различных систем прослеживаемости продукции, маркировки товаров. Преимущество этой меры в том, что она направлена в первую очередь на предупреждение нарушений, то есть ориентирована на превенцию», — поделился Никита Рогожин. Он добавил, что «введение единой системы прослеживаемости продукции с маркировкой можно рассматривать как один из потенциально рабочих инструментов борьбы с ввозом и оборотом контрафактных товаров на российском рынке». Схожего мнения придерживается и Ольга Елагина, которая считает, что «такая система позволяет вести учет товара и отслеживать его прохождение от производителя до потребителя».
Собеседники «Телеспутника» отмечают, что в настоящее время Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга запустил пилотный проект по маркировке для производителей светотехники, о необходимости которого неоднократно говорили представители отрасли. По их словам, сейчас ведется активная работа в этом направлении и фиксируются первые успешные результаты. Таким образом, можно констатировать, что данный механизм подтвердил свою эффективность. Однако пока не решена техническая составляющая процесса маркировки таких малых элементов устройства как светодиоды, так как нанесение на их корпус идентификационной информации нереально.
В качестве возможного решения общественное движение «Честный свет» предлагает создание единой системы прослеживаемости продукции, которая будет способствовать получению максимально полной информации о товаре, упрощению взаимодействия между организациями, повышению эффективности гражданского оборота и контроля за правомерностью заключения сделок, в том числе в рамках государственного (муниципального) заказа.
Для организации работы института прослеживаемости компонентов и изделий отечественного происхождения предлагается создать систему электронного документооборота, в которой формируются электронные паспорта (профили) компаний, участвующих в процессе производства, продажи компонентов и изделий, а также паспорта самих изделий/комплектующих/компонентов (указанные данные создаются соответствующим производителем). Для входа в любой паспорт и работы с ним будет необходим уникальный электронный код-ключ.
По словам Станислава Исакова, введение единой системы прослеживаемости продукции с маркировкой будет важным шагом для систематизации имеющихся промышленных товаров. «Нужно разработать именно механизм контроля — назначить ответственный орган за пополнение данной системы и наделить его соответствующими правами, обязанностями, полномочиями, а также разработать, каким образом и перед кем такой орган будет отчитываться. Это долгая и методическая работа, и введение такой системы — один из первых шагов», — резюмировал он.
Эксперты считают необходимым выстроить систему, при которой без подтверждения поставщиком степени локализации всей составляющей продукции подача документов в рамках контракта будет невозможной, то есть отсеивание происходит уже при подаче заявки на участие в тендере. Более того, из-за усложняющегося допуска нарушители, использующие фальсифицированную продукцию, не смогут закрыть госконтракт на этапе приемки продукции. В данном случае именно прослеживаемость является эффективной мерой борьбы, включающей в себя маркировку, пилот которой должен быть запущен в этом году, уверены собеседники издания.