Итак, в прошлом году российский телекоммуникационный рынок вырос на 6,2% до 2 трлн рублей, в основном благодаря мобильной связи, которая составила 61% от общего дохода отрасли. Это показывает повсеместную растущую зависимость от мобильного интернета. Для сравнения: в 2023-м рост составил 5%, что свидетельствует о постепенном увеличении. В то же время платное телевидение прибавило 1,9%, но потеряло более 100 тыс. абонентов. Это указывает на сдвиг предпочтений в сторону мобильного контента и интернет-сервисов. А также на конкуренцию со стороны онлайн-кинотеатров.
Такие цифры в конце ушедшего года обнародовала компания «ТМТ Консалтинг», независимое агентство, в сферу интересов которого входит стратегический анализ рынка телекоммуникаций.
В бизнес среде не принято корректировать показатели на величину инфляции. Жонглирование данными приводит к куда более «красивым» результатам и не дает полной картины состояния отрасли. Между тем, с учетом официальной инфляции, по данным Россстата за 2024 год, которая составила 9,52% путем простейших математических действий (6,20 - 9,52) получаем отрицательный рост -3,32%. Платное телевиденье – -7,62%. То есть рынок безусловно растет относительно своих прежних показателей, но этого роста оказывается недостаточно.
И тем не менее, мобильные технологии уже давно стали неотъемлемой частью жизни россиян и основным каналом доступа к интернету. Трафик мобильных данных вырос на 15%, количество абонентов мобильной связи – на 1,9% (до 263 млн SIM-карт, с проникновением в 180%, что превышает даже численность населения). И это при том, что Роскомнадзор и операторы ежемесячно блокировали по 872 тыс. номеров с некорректными данными. Всего за 2024 год было заблокировано более 9,5 млн сим-карт.
Мы достигли максимума в подписках. Будущее за экосистемными предложениями
Среднесрочные прогнозы «ТМТ Консалтинга» указывают на среднегодовой рост рынка в 4% вплоть до 2029 года. Однако без увеличения тарифов на мобильную связь, как минимум, для компенсации инфляции, возможна стагнация. Она неизбежно повлечет за собой сокращение инвестиций в сетевую инфраструктуру и снижение качества услуг для конечного пользователя.
«Число абонентов не растет. Растет сумма, деньги, полученные за услуги связи, потому что увеличиваются тарифы. Стагнация абонентов очевидна: население сокращается, и мы достигли максимума в подписках», – пояснила «Телеспутнику» представительница компании.
Однако эксперт отметила, что не на всей территории России ситуация одинакова. Есть регионы, как правило отдаленные от столиц, где все еще строятся сети того же «Ростелекома» или компаний большой тройки. И к ним подключаются новые абоненты, значит, небольшой рост все-таки сохраняется.
При этом российские телеком-компании диверсифицируют бизнес, выходя за рамки традиционных услуг связи. Они становятся значимыми игроками и на рынках облачных технологий, цифрового ТВ, информационной безопасности и видеонаблюдения. Это позволяет им обеспечивать стабильный рост. Моно-услуги связи оказывать уже не принято.
Так, подписка на платный видео- или ТВ-контент давно включена в общий пакет операторов связи. Подобные подключения в рамках фиксированного домашнего доступа в сеть – правило хорошего тона.
А будущее рынка эксперты связывают с развитием экосистемных предложений: не «связь + ТВ», а интернет, телефония и ТВ в пакетах с медиасервисами и стриминговыми платформами, банковскими и страховыми услугами, сервисами онлайн-образования и другими.
Не стоит сбрасывать со счетов и господдержку, оказываемую отрасли. Ведь будущее российского телеком-рынка напрямую связано не только с интересами абонентов, которые хотят получать нужный им контент в любой точке России, но и с государственными интересами: запросом на технологический суверенитет и повышение информационной безопасности.
В утвержденной Правительством РФ стратегии развития до 2035 года государство планирует предоставлять телеком-компаниям льготы и преференции: снижение страховых взносов до 7,6%, уменьшение налога на прибыль до 3%, отмену плановых проверок надзорных органов до 2030-го, приостановку некоторых пунктов «закона Яровой», касающихся хранения видеотрафика и увеличению емкости носителей, индексации тарифов операторов связи, льготные кредиты на покупку телекоммуникационного оборудования. Речь идет о предоставлении операторам кредитов для увеличения мощности 4G и создания 5G в городах с населением более 1 млн и столицах субъектов РФ.
Планы телеком-компаний России на ближайшие годы амбициозны и включают:
2023-2030:
- Внедрение отечественного LTE-оборудования
- Завершение использования 3G
- Разработка инфраструктуры для 5G и 6G-Ready
- Совместное использование опорной инфраструктуры для 5G
- Создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки для ШПД
- Расширение взаимодействия науки и отрасли связи
2031-2035:
- Подключение 98% домохозяйств и соцобъектов к интернету на скорости 1 Гбит/с
- Внедрение 5G на отечественном оборудовании в городах с населением от 100 тыс.
- Коммерческая эксплуатация 6G
- Массовый переход на сетевую виртуализацию и программно-конфигурируемые сети с открытой архитектурой и встраиванием сетевых приложений
В числе сдерживающих факторов – необходимость импортозамещения. Переход на отечественные технологии и оборудование требует времени и значительных инвестиций, что может замедлить реализацию новых проектов и рост себестоимости услуг. По сути, все телеком-компании – крупные и не очень – в данный момент решают одну большую задачу: как добиться технологического суверенитета, имея ограниченное количество отечественных продуктов, и не остановить развитие бизнеса. Миграция с любого ПО на другое может сказаться на абонентах, грозит потерей денег и негативным восприятием качества услуг клиентского сервиса хотя бы в силу устоявшихся привычек.
Оптимизация расходов, по мнению большинства экспертов отрасли, коснется в первую очередь автоматизации работы службы поддержки и организации управленческого учета.
Импортозамещение, если можно так выразиться, выстрелило там, где его меньше всего ждали – в видеоконтенте. До сих пор считалось, что в топ зрительского интереса входят кино и сериалы, где востребованный сегмент – турецкие сериалы, и в гораздо меньшей степени новости. В последнее время ситуация изменилась в пользу оригинального российского контента, который создают как онлайн-кинотеатры, так и игроки телеком-рынка.
Кстати, рынок онлайн-кинотеатров, набравший обороты во время пандемии 2020 года, приближается к объему услуг платного телевидения. Однако есть нюансы. А именно формирующаяся именно сейчас законодательная база.
Говорить о стагнации онлайн-кинотеатров и видеосервисов некорректно
Еще китайские мудрецы говорили: не завидуйте людям, живущим во времена перемен. Только-только формирующиеся и пока достаточно размытые требования к контенту, например, в рамках свежего запрета пропаганды чайлдфри, влекут за собой избыточную самоцензуру и потерю львиной доли контента.
«Онлайн-кинотеатры оказались в какой-то отдельной выделенной категории рынка, на которую со всех возможных регулирующих сторон летят те или иные ограничения. Законопослушные компании вынуждено оказываются в гораздо худшем положении, чем пиратские сервисы», – поделился с «Телеспутником» директор PR-службы Okko Артем Саргсян.
Он считает, что рынку нужны более четкие законодательные требования и формулировки, чтобы не потерять контент и аудиторию. Качества фильмов и сериалов, защиты сервиса от вирусов и произвольно возникающей рекламы, прозрачной системы оплаты уже недостаточно.
Чем чревата инициатива о получении прокатных удостоверений? Какие ресурсы потребуются, чтобы получить прокатные удостоверения на всю базу среднего сервиса или не самого крупного онлайн-кинотеатра? Сколько это займет времени? Эти вопросы «Телеспутник» задал директору по работе с органами государственной власти крупнейшего российского оператора цифрового телевидения «Триколор» Владимиру Трунову.
«Необходимость получать прокатные удостоверения на всю библиотеку контента, включая уже опубликованные тайтлы, неизбежно приведет к колоссальным трудозатратам. Для понимания: у многих онлайн-кинотеатров, включая «Триколор Кино и ТВ», сегодня несколько десятков тысяч единиц контента. У сервисов поменьше это количество составляет примерно 20-30 тысяч. Даже если представить себе, что на получение прокатки на каждую единицу будет уходить час – это десятки тысяч часов, которые сотрудники проведут, оформляя документы, подавая их на проверку регулятору, ожидая принятия решения. И это если мы рассматриваем максимально автоматизированный механизм получения прокатного удостоверения», – ответил Владимир Трунов.
Как же представителю бизнеса повлиять на принимаемые законы и донести до законотворцев реалии рынка?
«Для того, чтобы эффективно отстаивать свою позицию, участникам любой индустрии необходимо работать сообща единой командой. Это правило актуально для любой сферы бизнеса, но в медиа-индустрии мы, как мне кажется, уже давно демонстрируем пример сплоченной работы. Даже при условии, что в рыночном смысле мы все – конкуренты друг другу. Есть крупные отраслевые ассоциации и объединения (такие как Медиакомсоюз или Ассоциация Интернет-видео), которые консолидируют позиции индустрии по максимально широкому кругу вопросов и умеют грамотно выстраивать работу с государством. Есть комиссии в Российском союзе промышленников и предпринимателей, занимающиеся вопросами на стыке медиа, ИТ и телекома. Они традиционно встают на сторону бизнеса в ситуациях, когда есть риск возникновения админбарьеров или ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности. Крайне полезный инструмент – механизм регуляторной гильотины. Это фактически последний рубеж обороны, последний этап, на котором можно скорректировать тот или иной подзаконный акт. И тем не менее за последние несколько лет мы все чаще оказываемся в ситуации, когда принимаемое законодательство содержит крайне размытые формулировки, нечеткие критерии того, что является нарушением. Отчасти это может быть связано с тем, что данное регулирование затрагивает очень сложные аспекты жизни общества, которые зачастую крайне сложно трактовать однозначно: это плохо, а это – хорошо. Отсюда и возникает неопределенность в том, что мы считаем условной пропагандой, а что – просто демонстрацией. При этом за нарушение такого законодательства бизнес платит многомиллионные штрафы, а иногда и вовсе может подвергнуться уголовной ответственности», – поделился директор «Триколора».
Стоит отметить, что «Триколор» вместе с другими участниками рынка на данный момент добились того, что к той же пропаганде чайлдфри не может быть отнесен случай, когда экранный герой не имеет детей по состоянию здоровья или религиозным убеждениям. Мелочь? Отнюдь не очевидная, если взглянуть на изначальный текст законодательной инициативы. Такой же скрупулезной проработке при участии субъектов рынка требует и закон о прокатных удостоверениях, уравнивающих онлайн-кинотеатры и сервисы с обычными кинотеатрами. Получение прокатного удостоверения на весь старый и новый контент у цифровых сервисов займет гораздо больше времени и ресурсов. Более того, из-за размытости формулировок не вся киноклассика пройдет фильтр защиты традиционных ценностей. Хрестоматийный пример – советский шедевр «Любовь и голуби». При этом закон не распространяется на вещателей и видеохостинги типа ВКонтакте и RUTUBE, ставя их в заведомо выигрышное положение.
Что же касается возможной стагнации этого сегмента рынка, то по мнению Артема Саргсяна говорить о ней применительно к 2025 году некорректно.
«Больше всего информации про стагнацию рынка звучит от игроков, которые не поменяли свою стратегию. Нам удивительно это слышать. Ведь по итогам прошлого года, согласно собственным отчетам и статистике, собранной независимыми аналитическими компаниями, мы показали самый сильный рост за всю историю сервиса.
Но понятно, почему возник этот тренд говорить про стагнацию, выдаваемый за общую позицию. У коллег смещен акцент с производства собственного контента на лицензию. Они предпочитают продвигать эту часть медиатеки. Я считаю, они пытаются удержать аудиторию, а не привлечь новую.
Мы же понимаем, что новые пользователи идут на контент, который дифференцирует платформу, то бишь на эксклюзивный и оригинальный контент. Пока одни компании растут, другие пытаются не потерять подписчиков. Это два разных подхода. Так что, с точки зрения бизнеса, говорить о том, что рынок стагнирует, просто некорректно», – рассказал Артем Саргсян.
Ранее «Телеспутник» писал о том, что Россия и Китай договорились о расширении сотрудничества в сфере кинопроизводства.