SmartTech Russia 2023 — правопреемник двух других авторитетных мероприятий: «Digital2Business: цифровые сервисы и экосистемы для бизнеса» и «MVNO Russia: виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в РФ». В этом году участники конференции обсудили ключевые тренды в сфере виртуальной сотовой связи, облачных сервисов, финансовых технологий и поделились прогнозами на средне- и долгосрочную перспективы. Кроме того, они оценили изменения в этих сегментах за прошедший год, обсудили наиболее успешные кейсы и поделились перспективами и возможностями интеграций этих и других технологий в экосистемы для бизнеса.
Организаторы — ТМТ Conference, «Телеспутник» и ИАА TelecomDaily — провели мероприятие в офлайн-формате, участие в нем приняли более 150 экспертов. Генеральным партнером конференции выступила компания «Авито», платиновым — компания МТС, а золотым партнером стала компания Tele2. Партнером сессии «Облачная трансформация как инструмент цифровизации бизнеса» выступил облачный провайдер CloudMTS, входящий в группу компаний МТС. Сессию «MVNO в современных реалиях: стоит ли ждать глобальных изменений в 2024 году?» поддержал «Газпромбанк Мобайл» — мобильный оператор «Газпромбанка». Также партнерами конференции стали компания MCN Telecom, проект Digineering и компания «Эффортель Биллинг».
Деловую программу SmartTech Russia 2023 открыла сессия «Fintech без границ. Основные тренды, риски и проблемы», модератором которой выступил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Спикерами площадки стали Евгений Боронин, руководитель продукта «Биллинг» компании «Авито», Люси Карькова, управляющий директор департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств «Газпромбанк», Михаил Лейзеров, управляющий директор по развитию массового рынка «Сбербанк-Телеком», Денис Додон, директор по инновациям «Альфа-Банка», Никита Чугунов, старший вице-президент, руководитель департамента цифрового бизнеса банка ВТБ, Елена Чайковская, советник директора департамента стратегического развития финансового рынка Банка России.
Евгений Боронин отметил, что компания «Авито» дорожит партнерством с финансовыми игроками, поскольку совместная работа, по его мнению, приведет к наилучшему результату в развитии сервисов и повышении кибербезопасности. Спикер добавил, что сейчас происходит расширение рынка финтеха и главная задача, которая стоит перед торговыми онлайн-площадками, это сделать платежи максимально бесшовными и безопасными.
Никита Чугунов перечислил тенденции в развитии финансовых сервисов. В первую очередь он подчеркнул роль цифрового суверенитета, который заключается в импортозамещении и технологической независимости. Второе, на чем фокусируются банки — это кибербезопасность. Чтобы повысить ее, ВТБ и другие банки улучшают защиту систем, а также успешно применяют технологии искусственного интеллекта. Третье — персонализация. Как подчеркнул Чугунов, финансовым организациям все труднее конкурировать друг с другом. По этой причине перед ними стоит весьма сложная задача — сделать так, чтобы среди всех карточек клиент выбирал одну.
Люси Карькова обратила внимание на то, что перед банками, в том числе перед «Газпромбанком», которые выходят на рынок телекоммуникаций, сейчас стоит две задачи: повышение лояльности аудитории и обогащение данных. По ее мнению, конкуренция в этой отрасли будет расти, но при этом стирания границ между деятельностью банков и операторов связи не будет. Она заключила, что соперничество в сфере финтеха расширяет границы и открывает больше путей к развитию.
Денис Додон сообщил, что российский финтех — самый передовой в мире. По этой причине отечественным банкам незачем конкурировать с иностранными участниками финансового рынка, и они соперничают между собой. Точками столь серьезного роста стало создание платежной системы «Мир», затем развитие сервиса быстрых платежей (СБП). Теперь в игру вступил цифровой рубль, резюмировал директор по инновациям «Альфа-Банка».
В сессии «Облачная трансформация как инструмент цифровизации бизнеса», партнером которой выступила компания CloudMTS, лидеры сегмента обсудили драйверы роста рынка облачных сервисов. Модератором площадки стала главный редактор онлайн-журнала «Телеспутник» Мария Кузнецова. Спикерами сессии стали Антон Гуденко, руководитель портфеля «Бизнес-приложения» компании CloudMTS, Александр Осипов, директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «МегаФон ПроБизнес», Дмитрий Карасев, директор офиса «Перспективные продукты» компании «Ростелеком–ЦОД», Алексей Кубарев, директор по информационной безопасности Т1 Cloud, Руслан Цой, руководитель департамента развития бизнеса Cloud.ru, а также Максим Думнов, директор направления облачной трансформации компании Selectel.
Антон Гуденко рассказал о драйверах роста Cloud-рынка. Во-первых, это глобальное ускорение бизнес-процессов благодаря облачным сервисам, которые позволяют намного быстрее реализовывать идеи даже в условиях санкционного давления. Во-вторых, это существенный спрос на дистанционные решения, а в-третьих, управление финансами. По словам спикера, любые проекты требуют больших инвестиций, причем часто без гарантии возврата. И намного выгоднее вложиться в готовый облачный сервис вместо покупки серверов и лицензий. С точки зрения развития бизнеса это более понятная финансовая модель, поскольку компании сразу видят результат, подчеркнул Гуденко.
Партнером третьей дискуссии «MVNO в современных реалиях: стоит ли ждать глобальных изменений в 2024 году?» выступил «Газпромбанк Мобайл» — мобильный оператор «Газпромбанка». В ходе сессии участники поделились прогнозами, которые касаются роста тарифов. В числе спикеров сессии: Дмитрий Андреев, директор департамента по развитию розничных продаж компании «Газпромбанк Мобайл», Любовь Мартынова, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса в MCN Telecom, Святослав Косоруков, основатель проекта Digineering, Михаил Лейзеров, управляющий директор по развитию массового рынка компании «Сбербанк-Телеком», Антон Никольский-Волконский, директор по развитию «Тинькофф Мобайл», Алексей Чернецов, директор проектного офиса MVNO в компании «Ростелеком», а также Андрей Скопинский, управляющий директор Next Mobile.По словам Дмитрия Андреева, в 2024 году ожидается рост рынка виртуальных сотовых операторов, однако принципиальных изменений не будет. Также он подчеркнул, что спустя три года работы «Газпромбанк Мобайла» компания видит положительную динамику спроса на ее продукты, поэтому рынок, как отметил эксперт, продолжит увеличиваться. Основным драйвером для этого выступают привилегии, которые достаются клиентам «Газпромбанка» в случае, если они используют сим-карты «Газпромбанк Мобайла». Любовь Мартынова отметила важность симбиоза телеком-сервисов и информационных технологий. Она привела в пример облачную систему CPaaS, которая создана для звонков и СМС. С ее помощью компаниям, особенно из сегмента малого и среднего бизнеса, не придется создавать собственную коммуникационную инфраструктуру. А MVNO-решение от оператора связи MCN Telecom обладает такими преимуществами, как быстрый запуск, объединение мобильной и фиксированной связи, получение и маршрутизация трафика с сим-карт и реализация VAS-услуг. Святослав Косоруков отметил, что в перспективе большинство банков обзаведется собственными MVNO-продуктами. А в ближайшее время увеличится число брендов, которые будут продвигать свои услуги в небольшой, закрытой группе. При этом они повлияют на рост рынка виртуальной связи. Запуски операторов скажутся на стоимости тарифов, добавил основатель проекта Digineering, однако это будет свидетельством того, что их продукты становятся еще более интересными. Андрей Скопинский указал на то, что в последние несколько лет количество активных сим-карт m2m растет на 15 % ежегодно, однако крупные операторы связи не могут предоставить некоторые услуги, которые сейчас необходимы клиентам, например, мультисеть. Среди проблем, с которыми столкнется рынок MVNO в 2024 году, управляющий директор Next Mobile выделил международный роуминг. По его словам, иностранные партнеры отказались от взаимодействия с российскими представителями MVNO, поэтому это еще один вызов, который предстоит проработать. В холле отеля была организована комфортная зона для нетворкинга, которая работала в течение всей конференции, а также демонстрационная зона со стендами компаний «Газпромбанк Мобайл», MCN Telecom и Digineering. Участники мероприятия отметили высокий уровень организации, актуальность деловой программы и выразили надежду на продолжение диалога на площадке в следующем году.