Генеральным партнером мероприятия выступила компания Huawei, золотым партнером - MANGO OFFICE. Конференция прошла в партнерстве с АО «Газпром космические системы», WhiteProduct, при участии MCN Telecom и при поддержке Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения. Гости мероприятия, организованного TMT Conference, «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily, имели возможность принять в нем участие как очно, так и онлайн. На самой площадке присутствовало несколько десятков представителей медицинского сообщества, отраслевых ассоциаций и технологических компаний, а онлайн-трансляция собрала более 450 просмотров не только из России, но и Украины, Казахстана и Республики Беларусь.
Устранение неравенства
Деловую программу мероприятия открыла панельная дискуссия «Цифровизация здравоохранения: как информационные технологии помогают повышать эффективность оказания медицинских услуг», модераторами которой выступили главный редактор «Телеспутника» Мария Кузнецова и председатель Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Муслим Муслимов. На ней эксперты в области цифровизации медицинской отрасли обсуждали изменения, происходящие сегодня в сфере здравоохранения, а также делились мнением о цифровых сервисах и технологиях для контроля и мониторинга человеческого здоровья и оказания медицинской помощи.
Олия Артемова, заместитель директора департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава РФ, рассказала о нормативно-правовом регулировании в области организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой («врач-врач») и пациентами («врач-пациент»).
По ее словам, если в 2019 году в субъектах РФ проведено более 293 тыс. консультаций «врач-врач», то в 2020-м их число увеличилось до 567 тыс. Кроме того, в течение последних лет значительно возросло число консультаций и консилиумов с головными медицинскими организациями субъектов РФ, проводимых НМИЦами: 158,2 тыс. в 2021 году против 41,5 в 2019-м. Также по итогам прошлого года в 85 субъектах РФ созданы централизованные подсистемы ГИС СЗ «Телемедицинские консультации». Что касается консультаций «врач-пациент», то в 2020 году в субъектах РФ было проведено более 9,6 млн таких консультаций, в том числе более 800 тыс. в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований и более 1,72 млн пациентов находились на дистанционном наблюдении за состоянием здоровья, пояснила Олия Артемова.
Эксперт подробно остановилась на инициативе «Персональные медицинские помощники», сформулированной в 2021 году. «Ее основная задача – развитие дистанционных сервисов «врач пациент», проведение дистанционного мониторинга состояния пациента с хроническими неинфекционными заболеваниями, формирование условий для создания экосистемы динамического наблюдения, которая будет интегрирована с ЕГИСЗ и основными платформами в сфере здравоохранения и объединит частную медицину и частные сервисы», - объяснила Артемова. Для того, чтобы реализовать данную инициативу с наибольшей эффективностью, с 2022-2023 гг. будет проведен пилот в шести субъектах РФ, который в последствие планируется масштабировать. «В настоящее время одни регионы по цифровой зрелости развиты хорошо, а другие – топчутся на месте. Уверен, когда сформируется понятная архитектура и мы будем понимать, какие данные нужны для анализа и обеспечения бизнес-процессов, удастся выйти на новый виток», - добавил Роман Лыков, заместитель директора по цифровой трансформации ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава РФ.
Без ложной скромности
Рассказывая о месте России в области развития цифровой медицины, Георгий Лебедев, директор Института цифровой медицины, заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Сеченовского Университета, отметил, что единых критериев оценки для этого нет. «Согласно анализу развития искусственного интеллекта в мире, с точки зрения наличия соответствующих госпрограмм, лидерами являются США, Канада и Китай. Россия также находится не на последнем месте, а среди стран СНГ - на первом, являясь «законодателем мод», - объяснил он.
Михаил Натензон, председатель совета директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство» заметил, что для представителей отечественного медицинского сообщества «характерна скромность», призвав не принижать результаты работы, проводимой в рамках цифровизации российской медицинской отрасли. Ирина Каргальская, руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» Всероссийского союза пациентов, напомнила, что Москва стала лидером по числу телемедицинских консультаций через телефон, что было особенно важно в период пандемии. Борис Зингерман, генеральный директор Ассоциации «Национальная база медицинских знаний», руководитель направления цифровой медицины компании «ИНВИТРО», указал на то, что в сфере цифровизации медицины сегодня существуют серьезные законодательные ограничения, что сказывается на возможностях расширения телемедицинских услуг.
По словам Анны Соломахиной, основателя и генерального директора «Школы Медицинского Бизнеса», сегодня как государственный, так и частный бизнес, заинтересован в качестве и своевременности оказания медицинской помощи. «К этому приведет оптимизация бизнес процессов, а также использование ИИ в принятии врачебных решений», - заметила она. При этом эффекты использования сервисов должны быть доказуемыми, чтобы они были тарифицированы, добавляет Михаил Левин, руководитель медицинской дирекции компании «Цифромед». «Метрики, которые сегодня должны быть использованы для включения внутрь системы здравоохранения, сегодня не разработаны», - добавил он.
Международный опыт
Вадим Шайбаков, исполнительный советник Huawei Eurasia, поделился международным опытом компании Huawei в развитии здравоохранения, выделив три основных тренда: 5G, ИИ и облачные технологии «Стандарт 5G оказывается полезным в части внедрения телемедицины, удаленной хирургии, передачи больших объемов результатов обследования, а также в обучении. Следующий аспект – искусственный интеллект. Компания Huawei согласна с тем, что те огромные объемы информации, которые поступают от носимых устройств, приборов в больницах физически обработать не представляется возможным. При этом ИИ никогда не заменит работника, а поможет ему в работе», - объясняет он. Следующий тренд цифровой медицины – это облачные технологии, которые служат «домом» ИИ. «Без надежной и качественной работы облаков и дата-центров эта модель рушится, поскольку нет ничего критичнее разрывов связи и потери информации», - пояснил он. Эксперт также поделился несколькими кейсами, которые внедрила компания в зарубежных странах, отметив, что подобный опыт можно также применять и в России.
Лучшие практики
Продолжила программу конференции кейс-сессия «Особенности телемедицинских платформ и эффективное управление медицинской организацией в условиях цифровой трансформации. Кейсы. Тренды. Перспективы», модератором которой стал редактор «Телеспутника» Алексей Жданов. На ней выступили 14 представителей технологических компаний и экспертов медицинской отрасли, поделившихся лучшими практиками цифровой трансформации медицины.
Об использовании спутниковых технологий для построения телемедицинских сетей в удаленных регионах рассказала Юлия Бабкина, начальник управления по работе с конечными клиентами, «Газпром космические системы», подробно остановившись на Ка-диапазоне, который позволяет получить скорость до 100 Мбит/с при весьма бюджетных затратах денежных средств и времени на организацию связи. Связь на базе спутника Ямал-601 уже сейчас используется для обеспечения оказания медицинской помощи в удаленных населенных пунктах в т.ч. вахтовых городках. С помощью самого простого комплекта оборудования из действующей линейки можно оснастить интернетом поликлиники и временные госпитали, организовать дистанционный медосмотр сотрудников, а также проводить консультации по узкопрофильным специализациям через Zoom и Skype для врачей фельдшерских пунктов и временных госпиталей.
Павел Сиротинкин, исполнительный менеджер по маркетингу, Huawei Eurasia, напомнив о растущей роли ИКТ сервисов в цифровизации здравоохранения, заметил, что сети операторов в России, по оценке компании, «развиваются динамично». «Они не первые в мире, но точно находятся в авангарде», - добавил он. В качестве примеров Сиротинкин привел три варианта взаимодействия операторов и медицинских организаций: аренда облачных и сетевых ресурсов, интеграция облака и сети, а также предоставление SaaS услуг.
Денис Мельников, руководитель проектов, MCN Telecom, рассказал о разработке цифровых сервисов на собственной телеком платформе, в том числе, о голосовом роботе. «Робот умеет создавать умную маршрутизацию обращений, отправлять смс сообщения на любом этапе диалога с пациентом вне зависимости от сценария звонка. Он также ведет свободный диалог с пациентом на живом языке, которые в большинстве случаев не понимают, что говорят с роботом», - объясняет он. По словам Мельникова, с помощью данной технологии можно оптимизировать контакт центр снизить затраты и нагрузку с оператором.
Анна Шакирзянова, продуктовый маркетолог MANGO OFFICE, заметила, что 50% обращений в медцентры поступают через звонки, а остальные – через соцсети и мессенжеры. «Как консолидировать все эти обращения в удобный инструмент? Это возможно при использовании мультиканального чата, который работает по принципу единого окна. Благодаря решению от MANGO OFFICE, которое применял один из наших клиентов, стало понятно, что 20% трафика и 60% выручки генерит Whatsapp»,- уточнила она.
Юлия Смирнова, гендиректор компании «Полимед» (ГК «Уайт Продакт»), выступила с презентацией, посвященной отечественному рынку экспресс—диагностики, уточнив, что во время пандемии группа компаний «Уайт Продакт» стала ключевым поставщиком таких тестов в системообразующие предприятия нашей страны, а также организовала локализацию производства полного цикла диагностических изделий в РФ, что будет способствовать развитию отечественного рынка экспресс-диагностики инфекционных заболеваний. Вадим Шитов, генеральный директор BOW GROUP, поделился опытом использования систем дистанционного мониторинга в Республике Татарстан, а Кристина Питенко, руководитель направления дистанционного мониторинга «СберЗдоровье» рассказала о дистанционном мониторинге и его влиянии на пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в эпоху COVID 19. «Мы пониманием, что на рынке не хватает подтверждающих данных, поэтому считаем, что важно проводить клинические исследования вместе с ведущими медицинскими центрами страны. Эти данные покажут, какой клинический эффект мониторинг имеет по сравнении с классическим дневником наблюдения», - сказала она.
Также в ходе конференции выступил Марк Федосеев, директор проектов «РТ МИС», с презентацией «Телемедицина: цифровой помощник врача, ориентированный на пациента», Илья Есаков, директор по продукту Digital MEDSI & SmartMed, говорил о месте телемедицины и цифровых решений в современной частной медицине, а Александр Наследников, генеральный директор Med.me поделился своим видением перспектив цифровизации медицины, остановившись на успешных кейсах и планах развития.
Организаторы: TMT Conference, ИАА TelecomDaily и «Телеспутник»
Генеральный партнер: Huawei
Золотой партнер: MANGO OFFICE
Партнеры: АО «Газпром космические системы», WhiteProduct
При участии: MCN Telecom
При поддержке: «Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения»
Информационные партнеры: «Первый цифровой», ict2go, ict-online, «Ремедиум», «Ассоциация медицинских журналистов», «БИТ», «Мобильные телекоммуникации», журнал «Поликлиника», Yellmed, «Врачи РФ», «Медицинский вестник», RSpectr.com
TMT Conference
+7 (812) 448-11-08
+7 (994) 411-61-40
conf@tdaily.ru