Пандемия значительно ускорила цифровизацию как в бюджетном секторе, так и в коммерческих организациях. Как отметил в ходе выступления на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» глава Минцифры Максут Шадаев, коронавирус «позволил сильно увеличить темпы движения по этому пути». «Многие вещи, которые достаточно долго обсуждались, быстро оказались возможными к реализации на практике», — заметил министр. Данная тенденция является общемировой: согласно исследованию Boston Consulting Group, несмотря на замедление глобальной экономики, 80% руководителей компаний с оборотом более $500 млн признали, что пандемия ускорила цифровую трансформацию их бизнеса, при этом около двух третей из них планируют и дальше увеличивать инвестиций в эту сферу, невзирая на экономический фон.
Что касается российских компаний, то, по данным исследования Google, проведенного совместно с Центром подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления при Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ВШГУ РАНХиГС) и АНО «Центр перспективных управленческих решений», большинство представителей российского бизнеса (58%) являются «цифровыми оптимистами». «Они позитивно относятся к цифровизации и развитию науки и технологий, поскольку это создает новые возможности для бизнеса. Компании, успевшие запустить процессы цифровизации, более уверенно чувствуют себя на рынке: они в 1,5 раза чаще позитивно оценивают экономическую обстановку и смотрят в будущее с большим оптимизмом», — говорится в исследовании.
При этом, как выяснили авторы совместного исследования, проведенного компаниями Deloitte СНГ и SAP, лидерами по цифровизации в России являются банки, ретейл и телеком.
ИТ впереди
В связи с переходом на дистанционный режим работы из-за изменившейся эпидемиологической обстановки выросли потребности в инструментах информационных технологий (ИТ) для обеспечения удаленного предоставления огромного набора функций. Согласно результатам экспертного опроса, проведенного маркетинговым агентством «РБК. Исследования рынков» в партнерстве с SAP, 51% компаний с оборотом от 3 млрд рублей до 100 млрд рублей во время пандемии использовали специальное программное обеспечение (ПО) для перестройки бизнес-процессов, в том числе компании промышленного производства (62%), фармацевтические (61%) и компании, занимающиеся логистикой и перевозкой грузов (59%). «Во многих отраслях пандемия потребовала трансформации, направленной на стремительное внедрение новейших технологий коллективной работы в удаленном режиме, на удаленное обслуживание клиентов и потребителей, а также на перевод продаж в интернет», — отмечает партнер и руководитель практики управления киберрисками компании Deloitte Денис Липов.
Основными бенефициарами сложившейся ситуации стали компании, реализующие цифровые проекты, говорят эксперты. «Это разработчики цифровых решений, производители ИТ-оборудования, интеграторы — все те, кто занимается автоматизацией производственных и бизнес-процессов. На рынке появилось много инновационных разработок, адаптированных к новой гибкой среде», — делится мнением директор департамента телекоммуникаций компании «КРОК» Наталия Дьяконова.
В результате объем продаж ПО и услуг по его разработке в России в 2020 году увеличился на несколько процентных пунктов — в отличие от ИТ-рынка стран региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка, — прим. ред.), где он в целом сократился на 6,5%, добавляет президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров.
Несколько иные данные приводит директор практики ИТ-консалтинга компании PwC Дмитрий Шепелявый. Он говорит, что с точки зрения оборотов отрасль, скорее, просела — процентов на 8-10%. «Это произошло за счет снижения бюджетов на сложные проекты типа внедрения ERP-систем или ввода в действие крупных дата-центров», — объясняет он.
Смена приоритетов
Таким образом, в условиях пандемии приоритеты компаний в области ИТ поменялись. «Они стали меньше экспериментировать и уделять больше внимания развитию критически важных для бизнеса технологических активов. На первый план вышли проекты с доказанным экономическим эффектом, способные принести пользу сейчас. В частности, мы отметили рост числа проектов по трансформации ИТ-инфраструктуры», — замечает директор по развитию компании «Mail.ru Цифровые технологии» Леонид Аникин. Так, в 2020 году на 40% вырос рынок облачных услуг, а выручка платформы Mail.ru Cloud Solutions достигла 1 млрд рублей по объему продаж. По словам директора регионального отделения «МегаФона» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимира Бакалова, в 2020-м объем выручки компании по облачным решениям увеличился более чем в 4 раза. Эксперты связывают это с увеличением количества удаленных сотрудников государственных организаций, крупных компаний электронной торговли, финтеха, онлайн-сервисов. «Вне всяких сомнений, рост этого сегмента продолжится, причем как в части технологий, так и в части методологии», — прогнозирует генеральный директор компании «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.
О смене ИТ-стратегии участников рынка говорит и генеральный директор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин, что подтверждается исследованием компании по итогам 2020 года. «Большинство компаний в первую очередь бросили усилия на организацию удаленной работы, а также инвестировали в системы информационной безопасности», — отмечает он. Более 20% респондентов сообщили, что для их бизнеса выросло значение решений для автоматизации бизнес-процессов: RPA (Robotic Process Automation — форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом софте роботов или работников искусственного интеллекта, — прим. ред.), цифровых двойников, искусственного интеллекта (ИИ). «Наконец, из-за оптимизации бюджетов у заказчиков возникла острая необходимость оценивать эффективность ИТ-проектов. В этой связи больше компаний стали тестировать и внедрять решения класса Process Mining, которые позволяют еще до реализации проекта проверить его результаты и следить за изменениями в режиме реального времени», — заключает он.
Вместе с тем, поскольку ИТ-индустрия во многом обслуживает другие отрасли экономики, проблемы в этих секторах немедленно превратились в проблемы участников ИТ-рынка. Среди них — снижение производительности труда, сдвиг сроков заключения контрактов и выполнения работ, изменение графика поступления выручки при сохранении обязательств по выплатам зарплат и иных платежей. «К счастью, государство с первых дней пандемии приняло два принципиальных решения, позволивших ИТ-компаниям выжить в условиях локдауна: информационные технологии были признаны непрерывным производством и для ИТ-индустрии была разрешена удаленная работа. А уж найти новые возможности для предоставления необходимых рынку продуктов и услуг ИТ-компаниям было несложно, благо они уже пережили несколько кризисов», — замечает Валентин Макаров.
При этом самим госучреждениям, которые и ранее были активно вовлечены в цифровую трансформацию на самых разных уровнях, удалось минимизировать физические контакты. Это преимущество цифровизации добавилось к уже достигнутому — к более быстрому и дешевому решению стандартных задач в связи с переводом услуг в «цифру». Как оказалось, государственная система не столь инертна.
В пресс-службе Минцифры рассказали, что в период пандемии за два месяца были достигнуты результаты, на которые раньше требовалось гораздо больше времени. В течение двух-трех дней некоторые государственные услуги были переведены в электронный формат, в течение суток ведомства с нуля запускали сайты, что стало абсолютным рекордом для государственных органов. «Также были разработаны антикризисные меры, которые помогли компаниям сохранить штат и продолжить развивать цифровые технологии», — добавили в ведомстве.
Наиболее востребованной во время пандемии стала работа Единого портала госуслуг, где в пиковые моменты во время приема запросов на допвыплаты детям принималось более 3 тыс. заявлений в минуту, а среднее значение этого показателя составило 1,5 тыс. обращений в минуту. При этом в первый день запуска услуги на портале было зарегистрировано более 2 млн обращений — в 10 раз больше среднесуточной нормы, зафиксированной ранее. Всего же за три месяца ограничительных мер было запущено 12 цифровых услуг, по которым было подано более 50 млн заявлений.
Удаленное присутствие
В аналитическом докладе ВЦИОМ и Social Business Group сообщалось, что в пик пандемии (в мае 2020-го) 16% опрошенных россиян полностью или частично перешли на удаленку. В Санкт-Петербурге и Москве их доля составила около 30%. «С учетом того, что до пандемии так трудились только 2% опрошенных, вероятно снижение зафиксированного показателя, однако доля удаленных сотрудников уже не сократится до 2% — благодаря тому, что работодатели ощутили преимущества этого режима работы», — говорит аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. По его мнению, реальная выгода для работодателей может проявиться позже, когда снизятся расходы, связанные с цифровизацией, и проявится эффект экономии средств на аренду офисных и прочих помещений, а также сокращения других затрат. «Сумма сэкономленных или потерянных средств значительно отличается в разных компаниях. Однозначно, что повысить эффективность работы могут организации с большим штатом офисных сотрудников, имеющих высокий уровень цифровых компетенций», — считает эксперт.
За первые полгода практически все компании научились сохранять продуктивность сотрудников, отслеживать ключевые показатели эффективности, предоставлять безопасный удаленный доступ к корпоративным системам, а также смогли перестроить принятый до этого подход к управлению данными, к облачным средам и принципам резервного копирования, говорят участники рынка. «При этом аппетит потребителя цифровых инструментов резко вырос, в ход пошли более утонченные и менее развитые технологии продвинутой аналитики и ИИ для отслеживания лояльности сотрудников. Бизнес стал по-новому смотреть на любую возможность удержать экономические показатели и не терять накопленный человеческий капитал», — рассуждает директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников. По его наблюдению, игроки рынка, сумевшие увидеть всю картину, получили новые проекты, которые в 2019 году даже представить было невозможно. При этом многие компании нацелены на трансформацию корпоративной культуры даже в условиях дистанционной работы. «В связи с этим мы видим спрос на внутренние ИТ-системы, предназначенные для развития сотрудников и управления командами», — рассказывает операционный директор компании SimbirSoft Дмитрий Петерсон.
Индустрия выиграет везде, где можно обеспечить удаленное присутствие, уверены эксперты. «Я полагаю, что будет всплеск VR-технологий (технологий виртуальной реальности, — прим. ред.), потому что благодаря им появляется возможность дать дистанционный доступ к оборудованию. Например, эта технология позволяет наладчику работать удаленным манипулятором, не находясь физически на объекте. Раньше к технологии относились больше как к игрушке и практика ее применения была не очень широкой, а сейчас в ней возникает реальная бизнес-потребность», — замечает Дмитрий Комиссаров. Также будет развиваться онлайн-образование, но для начала оно должно претерпеть некоторые изменения, ведь есть навыки, которые не разовьешь, работая за компьютером. Упомянутый ранее VR, к примеру, позволит развивать моторику, отрабатывать некоторые операции. «Ретейл перейдет в онлайн. Вырастут магазины, которые готовы организовывать виртуальную примерку и прочие услуги, продиктованные временем, включая быструю доставку», — считает эксперт.
Цифровые торговые ряды
Столкнувшись с ограничительными мерами, ретейлеры начали развивать онлайн-каналы продаж, привлекая максимальные ресурсы, перестраивая команды, разрабатывая приложения и переводя менеджеров в режим онлайн-обслуживания покупателей. «В результате пандемии усилилась тенденция к росту онлайн-покупок, а потребители стали чаще экспериментировать с удаленным доступом к товарам и услугам. В связи с этим онлайн-взаимодействие будет набирать все большую популярность», — полагают в PwC.
По оценке компании Data Insight, объем рынка электронной коммерции в 2020 году достиг 2,5 трлн рублей. «Только за 2020 год в российском сегменте было доставлено 883 млн отправлений, что соответствует росту на 35% по сравнению с прошлым годом», — уточняет Евгений Миронюк.
По мнению экспертов PwC, цифровое взаимодействие в ретейле будет и дальше набирать силу. Так, если до пандемии всего 18% российских покупателей совершали покупки продовольственных товаров в основном или только онлайн, то сейчас их доля выросла до 64%. У ведущих игроков рынка уже был готов пользовательский интерфейс для поддержания направления онлайн-торговли, однако проблемными точками, особенно в первую волну, оставалось налаживание цепочек поставок, а также нехватка персонала для сбора заказов. Решив эти проблемы, ретейлеры сумели увеличить свой рост.
Среди цифровых инструментов, внедренных участниками рынка, — возможность оставлять чаевые для курьеров в электронном виде в «СберМаркете», служба цифровых информационных ассистентов у «Пятерочки», полностью автоматизированный магазин без кассиров в «Азбуке вкуса», сервис, позволяющий клиентам оценить товар с помощью онлайн-демонстрации в «M.Видео», а также установка вендинговых аппаратов «ВкусВилла» в подъездах многоквартирных домов. В PwC прогнозируют, что тенденция использования различных онлайн-каналов, таких как мобильные устройства, будет усиливаться. По мнению экспертов, с окончанием пандемии часть людей (особенно те, кто заказывал непродовольственные товары) вернется в магазины. Вместе с тем многие убедились в преимуществах доставки продуктов питания, поэтому продолжат приобретать продукты онлайн. По данным ранее упомянутого исследования Google, в ближайшие четыре года российская интернет-торговля может вырасти на 4,4 трлн рублей при суммарной величине рынка около 23,3 трлн рублей.
Банковские гарантии
События 2020 года также стали катализатором для цифровой трансформации клиентского сервиса, процессов и продуктов в банковской сфере. «Задача по трансформации услуг и адаптации бизнеса к новым условиям стала приоритетом абсолютно для всех банков, вне зависимости от их уровня цифровизации», — утверждает партнер компании EY, руководитель направления по предоставлению услуг банковскому и финансовому секторам в странах СНГ Геннадий Шинин. Как отмечает управляющий директор и партнер компании Boston Consulting Group Сергей Ишков, с точки зрения цифровизации российские кредитные учреждения подошли к кризису, вызванному COVID-19, в гораздо лучшей форме, чем многие международные коллеги: большинство повседневных операций были переведены в удаленные каналы, а в плане безналичных платежей Россия вышла из аутсайдеров в число мировых лидеров. Так, согласно данным лаборатории Сбербанка «СберИндекс», доля безналичных платежей в торговле по итогам 2020 года составила 54,1% — на 4,9 пункта выше показателей 2019-го. При этом в течение пандемийного года аудитория мобильного банка «Сбербанк Онлайн» увеличилась на 10 млн человек и сегодня составляет более 65 млн активных пользователей в месяц, а ежедневная аудитория за год выросла более чем на 30% и сейчас превышает 32 млн человек.
«Пандемия ускорила начавшиеся задолго до нее процессы цифровизации, тонко подсветила белые пятна и позволила в кратчайшие сроки улучшить цифровой клиентский опыт, а также уточнить векторы дальнейшего развития сервисов банка. Учитывая достаточно высокий уровень проникновения цифровизации до пандемии, резкого всплеска цифровых финансовых сервисов не случилось, если не считать отдельные области», — отмечает вице-президент, директор диджитал-департамента банка «Санкт-Петербург» Александр Рыбаков. Он уточняет, что по пути перевода услуг в цифровую сферу банк идет последние пять лет. По его словам, ключевыми метриками цифровизации банк обозначил количество и качество контактов с клиентами в цифровых каналах, долю активных клиентов в цифровых каналах, долю онлайн-продаж в массовом розничном и корпоративном бизнесе, долю автоматизированных индивидуальных предложений клиентам, долю автоматизированных решений по кредитным заявкам, ряд качественных показателей, говорящих о доступности и бесперебойности цифровых сервисов, а также о скорости внедрения изменений. «Пандемия показала: все, что мы делали ранее, обеспечило максимальную готовность к ведению бизнеса в цифровом формате. Кроме того, она ускорила реализацию некоторых проектов по дистанционному обслуживанию и расширению сервисов в онлайн-каналах», — говорит Александр Рыбаков.
На связи с пандемией
Операторы говорят о том, что пандемия изменила паттерны поведения сотовых абонентов. При этом самоизоляция стала возможной благодаря обеспечению пользователей качественным интернетом, который фактически стал предметом личной необходимости. Так, в МТС говорят, что в сети оператора объем использования интернет-трафика на смартфонах вырос на 43,6% по сравнению с 2019 годом, а в 4G-сегменте этот показатель увеличился на 56,6%. «Абоненты стали активнее пользоваться онлайн-магазинами, смотреть больше видео в Сети, проводить онлайн-совещания. Перераспределилась нагрузка из офисных районов в спальные и за город. Кроме того, игрокам рынка потребовались новые инструменты для работы в удаленном формате», — объясняет Владимир Бакалов. По его подсчетам, в 2020 году «МегаФон» построил более 12 тыс. базовых станций LTE и LTE Advance, а также предложил рынку решения для удаленного доступа сотрудников компаний к корпоративным ресурсам в условиях самоизоляции. «В «МегаФоне» такие решения позволили перевести на удаленку более 14 тыс. сотрудников всего за несколько дней», — поделился он.
Популярен стал и интернет вещей (Internet of Things, IoT), так как многие компании поняли, что для стабильности бизнеса важна возможность удаленного контроля бизнес-процессов. Соответствующие продукты позволяют определять местонахождение сотрудников, координировать маршруты их перемещений, контролировать соблюдение рабочего графика и проверять выполнение заданий с помощью фотоподтверждения. Также вырос интерес к видеонаблюдению, мониторингу транспорта. «Большим спросом сейчас пользуются IoT-продукты, позволяющие сокращать затраты. К ним можно отнести решения на стыке технологий IoT и искусственного интеллекта — такие как индустриальные решения, предсказывающие поломки на производстве, видеоаналитика», — объясняет Владимир Бакалов. Эксперт считает, что после возвращения к привычному ритму жизни у некоторых сервисов произойдет закономерный отток пользователей. «Однако люди успели оценить преимущества “цифры” — а значит, в дальнейшем такие сервисы будут развиваться активнее и быстрее. И впереди нас ждет еще более глубокий уровень цифровизации», — уверен региональный директор «МегаФона».