Какие смыслы несет отечественный контент
Проблема пиратства усугубилась тем, что новинки голливудского контента, которые всегда были востребованы отечественным зрителем, сейчас доступны только на нелегитимных платформах. Это дополнительно оттягивает внимание пользователей и трафик у легальных видеосервисов и перечеркивает все усилия отечественных игроков по формированию цивилизованного рынка. А меры регулятора не полностью эффективны: да, Роскомнадзор блокирует доступ к пиратским сайтам, однако их владельцы регистрируют новые домены и продолжают работать дальше как ни в чем не бывало.
«Я уверен, что мы в состоянии обеспечить нормальное предложение у себя в стране. Безусловно, пиратство вредит индустрии, поэтому холдинги создают структуры по борьбе с пиратством», — отметил директор по стратегии медиахолдинга «Национальная Медиа Группа» (НМГ) Дмитрий Пашутин.
«Газпром-медиа» блокирует около 10 млн ссылок с пиратским контентом в год, а благодаря Роскомнадзору закрываются десятки тысяч «зеркал» (копии сайтов с пиратскими фильмами и сериалами — прим. ред.), подметил директор производственно-технологического блока «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» Мурат Каблахов.
«Но мы все равно видим, что пираты развиваются. Они улучшают качество контента и дают такие услуги, которые не могут дать лицензированные онлайн-кинотеатры. Например, они могут дать 10 звуковых дорожек с разным переводом. Здесь нужно думать, как бороться с мейджорским контентом у пиратов», — подчеркнул он.
Хоть пиратский стриминг и развивается, несмотря на блокировки, отечественный продакшн тоже пользуется широким спросом среди россиян, утверждают эксперты. Например, в ВГТРК считают, что частичный мораторий на иностранный контент позволил российским компаниям выдохнуть и задуматься, какие смыслы они несут, насколько они адекватны для определенных поколений, почему отечественные фильмы и сериалы менее востребованы, чем зарубежные.
«А, может быть, это огромное слепое пятно, которое формировали зарубежные компании, оно как раз вредило тому, чтобы об этом подумать. Поэтому к моменту, когда западный продукт снова появится в России, а это неизбежно случится, будет уже немного другая ситуация. Уйти гораздо проще, чем вернуться», — прокомментировал заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев.
Представители стримингов и вещателей не рассчитывают на возвращение голливудского контента в РФ в прежнем объеме. А когда это произойдет, у российского зрителя уже не будет в нем потребности, что связано с увеличением количества оригинальных проектов, уверены они.
Отрасль против «отжима» контента
В качестве меры, которая облегчила бы легальным игрокам конкуренцию с пиратскими сервисами, рассматривается принудительное лицензирование контента из так называемых недружественных стран. В августе 2022 года депутат от «Справедливой России» Андрей Кузнецов внес в Госдуму соответствующий законопроект. Речь шла только о «кинопроизведениях, компьютерных программах, музыкальных коллекциях, литературных и других произведениях». Предложение заключалось в том, чтобы российские компании могли через суд добиваться права на использование контента без разрешения правообладателей. Однако в декабре того же года проект отклонили.
В январе 2023-го с похожей инициативой выступил зампред Совбеза России Дмитрий Медведев. Более того, он одобрил работу пиратских ресурсов: «Это, в том числе, и будут наши ответные санкции на их имущественные права. На все: от кинофильмов до промышленного софта. Спасибо, кстати, и тем, кто разработал различные программы для безлицензионного применения их дорогостоящих интеллектуальных продуктов», — написал политик в своем телеграм-канале. Минкультуры и Минцифры выступили против таких мер.
На протяжении года разговоры о принудительном лицензировании контента не прекращались, но позиция онлайн-кинотеатров и крупнейших медиахолдингов за это время не поменялась.
«Ни одна из компаний, по сути, не заинтересована в принудительном лицензировании иностранного контента по той причине, что сейчас действительно формируется другая среда с точки зрения не только визуального контента, но и музыкальных, политических шоу. Наверное, в ближайшие несколько лет будут меняться предпочтения аудитории. Это изменит рынок», — сказал гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Если можно принудительно лицензировать контент из недружественных стран, то почему бы не делать то же самое с контентом из дружественных или нейтральных государств, обратил внимание Александр Нечаев. По его словам, такую практику можно назвать легальным пиратством, которое ни к чему хорошему не приведет.
«На мой взгляд, принудительное лицензирование — это красиво звучащая формула, которая в переводе на русский язык не означает ничего, кроме пиратства или, так сказать, отжима контента без оплаты. Это неправильно, а особенно неправильно его монетизировать. Наиболее правильным способом работы с зарубежным контентом, если нам не хотят его продавать, является создание контента, который будет более востребован», — добавил он.
Никаких подписчиков — одни «акционисты»
Вместе с тем уход западных мейджоров не сказался драматично на российском медиабизнесе, а наоборот — спровоцировал рост интереса к оригинальному производству, уверены эксперты. Проблема, которую пока еще не решили — это небольшое, по сравнению с зарубежными игроками, время жизни абонента (средняя продолжительность подписки, — прим. ред.). По оценкам директора по работе с органами государственной власти «Триколор» Владимира Трунова, сейчас этот показатель составляет около 6 месяцев — примерно столько времени в среднем россияне пользуются подпиской на онлайн-кинотеатр. В то же время иностранные игроки, такие как Netflix, удерживают абонентов в среднем два года.
«Нам бы тоже хотелось двигаться в эту сторону и как можно дольше удерживать абонентов в наших онлайн-сервисах. Безусловно, предложений сегодня огромное количество и пользователь смотрит гораздо больше, чем один онлайн-кинотеатр, потому что когда на каком-то из них выходит премьера, то пользователь переходит на этот сервис, отписываясь от другого. Такая миграция заставляет бороться за своего зрителя, предлагать ему все больше чего-то интересного, оригинального и вкладываться в собственный продакшн», — сказал эксперт.
Тренд на миграцию пользователей между разными стриминговыми платформами подтвердили все участники дискуссии. По их словам, одной из причин стало обилие акций по типу «Подписка за 1 рубль». В надежде увеличить абонентскую базу видеосервисы предлагают потенциальным клиентам подписку практически бесплатно на один или несколько месяцев. Далее эти пользователи вместо того, чтобы продлить подписку за деньги, ищут другой онлайн-кинотеатр, где можно тоже смотреть контент за 1 рубль в месяц.
«В этой ситуации абонент, как и любой нормальный клиент, использует логику экономии. Если он понимает, что что-то может получать условно за 1 рубль, то он продолжит получать это за 1 рубль на другом сервисе. То есть если вы в своем супермаркете будете делать сплошные акции, то никаких клиентов, кроме акционистов, у вас не будет», — пояснил Александр Нечаев.
У нас все хорошо и будет лучше?
Генеральный директор видеосервиса Wink Антон Володькин признался, что видеосервису пришлось увеличить серверные мощности — высокий спрос достаточно сильно нагрузил инфраструктуру. «Расширение мощностей было сделано вовремя с учетом дальнейшего роста нагрузки, в том числе в связи с одной из самых громких премьер 2023 года — сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». У него образовалась большая армия поклонников, которая буквально ждала минуту выкладки новой серии, после чего нагрузка росла раза в полтора. Предыдущий пик был зафиксирован на последнем бою Хабиба Нурмагомедова в UFC», — указал Володькин.
Также он обратил внимание на рост интереса россиян к отечественным телеканалам: «Не было какого-то большого всплеска количества этих каналов, но такое ощущение, что люди начали потреблять контент более осознанно. Может быть, на фоне того, что Голливуд ушел и забрал свой контент, люди начали искать альтернативы, в том числе на российских ТВ-каналах».
Позитивным прогнозом замещения иностранного контента поделился Дмитрий Пашутин. Он отметил, что российскому зрителю будет что смотреть, поскольку местные продакшн-студии наращивают производство. НМГ нарастил объемы собственного производства более чем на 50 % за несколько лет. В том числе в 2023 году на площадках медиахолдинга (владеет эфирными каналами СТС, «Домашний», РЕН ТВ, Пятым каналом, сервисом more.tv и другими активами, — прим. ред.) было выпущено более 4 тысяч премьерных часов с «хорошим рейтингом», уточнил Пашутин.
Еще ни одна медиакомпания не объявила о банкротстве и это, по мнению Александра Нечаева, подтверждает, что в России с производством контента «все прекрасно». Аудитория продолжает расти, а игроки тестируют разные экономические модели, отметил он.
ConTech 2023 — единственное мероприятие в России, на котором всесторонне обсуждаются тенденции, проблемы и задачи отечественной отрасли цифрового телевидения. В этом году организаторы — TMT Conference, «Телеспутник» и TelecomDaily — провели мероприятие в офлайн-формате, участие в нем приняли более 150 экспертов. Акцент был сделан на вопросах импортозамещения оборудования и технологий, развития оригинального продакшена, защиты отрасли от киберугроз и применения искусственного интеллекта.
Какими трендами и прогнозами поделились остальные участники сессий, читайте в материале «Телеспутника».