img26 февраля 2024 в 12:40

Знания поверхностные, а ожидания большие: участники рынка об эффективности онлайн-курсов

Обучиться ИТ-специальности сегодня можно не только в вузе, но и на курсах. Несмотря на обещания онлайн-школ, ситуация на рынке для окончивших курсы оказывается сложной, а легкое трудоустройство и быстрый карьерный рост, которого обещают edtech-платформы — не более, чем рекламными уловками. Для того, чтобы разобраться в ситуации, «Телеспутник» опросил представителей ИТ-компаний, которые имеют опыт в найме разных соискателей — и тех, кто окончил вузы, и тех, кто прошел курсы.

Обучиться ИТ-специальности сегодня можно не только в вузе, но и на курсах. Несмотря на обещания онлайн-школ, ситуация на рынке для окончивших курсы оказывается сложной, а легкое трудоустройство и быстрый карьерный рост, которого обещают edtech-платформы — не более, чем рекламными уловками. Для того, чтобы разобраться в ситуации, «Телеспутник» опросил представителей ИТ-компаний, которые имеют опыт в найме разных соискателей — и тех, кто окончил вузы, и тех, кто прошел курсы.

Курсом оправданных ожиданий

Онлайн-образование явление относительно новое: первые школы с уклоном на дистанционное интерактивное обучение появились в прошлом десятилетии. Активное развитие они получили во времена пандемии. Именно тогда у блогеров и СМИ выросло количество рекламы, связанной с онлайн-обучением. Их концепция простая и понятная: вы выбираете специальность, график, оплачиваете обучение и получаете знания, не выходя из дома, в удобном режиме. На первый взгляд, плюсы в сравнении с вузом очевидны.

Онлайн-школы стараются соответствовать запросам рынка, предлагая гибкую программу обучения, которую можно переписать в случае изменений предмета изучения. Она помогает выпускникам подавать резюме с максимально свежими навыками, утверждают представители edtech-платформ.

«Мы привлекаем актуальную экспертизу методологов и практикующих специалистов — чтобы курсы были максимально актуальными относительно рынка, информация структурирована, исходя из передовых подходов в методологии, а сам процесс обучения персонализирован», — рассказал основатель и генеральный директор образовательной платформы Skillbox Дмитрий Крутов.

Прохождение практики и трудоустройство в компании-партнеры после полного окончания курсов — один из весомых плюсов как для работодателей, так и для выпускников. «Подтверждением эффективности онлайн-образования служат успешные кейсы наших студентов, которые, по данным исследования НИУ ВШЭ, находят работу спустя полгода после окончания в престижных компаниях», — аргументировал Дмитрий Крутов.

В случае вузов нет гибких систем обучения, которые позволяли бы параллельно работать, не теряя в качестве получения знаний. Даже заочный формат оставляет студента с самим собой, в то время как курсы полностью подстраиваются под расписание. Обучение с ноля или повышение квалификации — игроки рынка рассматривают склонность соискателя к саморазвитию как плюс при найме на работу.

«Онлайн-образование особенно ценно для тех, кто стремится к постоянному профессиональному развитию или нуждается в повышении квалификации, не прерывая свою трудовую деятельность», — размышляет технический директор ГК Bimeister Сергей Стрелков.

Это также формирует в студентах самодисциплину, отметил представитель креативной лаборатории «Баланда» Даниэль Первов. «Выпускники образовательных онлайн-программ часто обладают высокой мотивацией и самодисциплиной, что является несомненным достоинством», — подчеркнул эксперт.

Рассуждая о плюсах получения образования на курсах, директор департамента по управлению талантами группы «Иннотех» (в составе холдинга «Т1») Вероника Еликова отметила, что выпускники онлайн-платформ получают большее количество практики, в том числе групповой, чем выпускники вузов.

«Высшее образование считается более фундаментальным и системным. Однако в этом и состоит его недостаток по сравнению с теми же онлайн-курсами: бизнес развивается быстрее, чем обновляются методологические планы вузов», — добавила директор департамента по управлению талантами группы «Иннотех» Вероника Еликова .

Об участии в проектах обучающихся на курсах упомянули и другие эксперты. В то же время у закончивших курсы зачастую недостаточно опыта. Здесь все зависит от того, какие курсы выбирает студент: где-то обучающийся постоянно взаимодействует с заказчиками , а где-то более глубоко изучает теорию с упором на погружение в специальность, от чего может страдать портфолио, подметили эксперты.

Как правило, онлайн-курсы проходят в качестве дополнения к высшему образованию, отметила руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM Ольга Звагольская. Согласно статистике компании, количество соискателей с сертификатами об окончании онлайн-школ невелико — менее 10 % от общего количества получаемых резюме. В целом, количество соискателей с дополнительным образованием составляет 30 %, сообщила она.

 

Минусы курсов для представителей бизнеса

Работодатели смотрят на наличие практического опыта и опыта участия в проектах. Для многих это становится решающим фактором, отметили опрошенные «Телеспутником» эксперты. Онлайн-школы предлагают проектную деятельность, предоставляя возможность ученикам выполнить крупный заказ, который станет их дипломной работой. Однако если студент прошел только теорию, то его шансы найти работу снижаются, признались они.

Выпускники онлайн-курсов зачастую обладают начальными, поверхностными знаниями, а зарплатные ожидания у них большие. Ожидания выпускников, которым обещают высокий спрос после окончания курсов, часто превосходят те, которые могут предложить в среднем на рынке.

«Обещания быстрого и выгодного трудоустройства для слушателей онлайн-курсов по большей части оказались лишь обещаниями. Мы как работодатель столкнулись с потоком новых профессионалов и обнаружили, что за красивыми резюме тестировщика или разработчика кроются поверхностные знания, которых недостаточно для работы даже на начальных позициях в ИТ-компании», — посетовал руководитель технического центра «АйТи Бастион» Владимир Алтухов.

Отрасль перенасыщена соискателями на начальные позиции, что затрудняет работодателям поиски, а выпускники переживают из-за потраченных времени и денег, добавил эксперт.

Похожего мнения придерживается Сергей Стрелков. По его словам, обучение на образовательных платформах может быть поверхностным, из-за чего выпускникам приходится добирать знания из других курсов.

Фактор мотивации также достаточно противоречив. «Одно из главных достоинств выпускников онлайн-курсов — это высокая мотивация, но не всегда люди понимают, какую специальность они выбрали, так как не видят многих аспектов будущей работы. Кроме того, одной мотивации не всегда бывает достаточно. Также мотивация может быстро сгореть при работе в реальном секторе при столкновении с новыми, сложными задачами, которые выпускники онлайн-курсов не всегда могут решить», — резюмировал Сергей Стрелков. В ГК Bimeister больше настроены на сотрудничество с вузами.

Даже несмотря на то, что новички приходят на рынок неподготовленными, шанс продвигаться дальше по специальности у них есть, поделилась руководитель отдела внутренних коммуникаций ГК «Солар» Нелли Худякова. «У выпускников онлайн-курсов возникает убеждение, что они получили достаточное количество знаний, и это формирует завышенные ожидания к будущей должности. Однако есть успешные кейсы, и выпускники онлайн-школ приходят в компанию и наверстывают все то, что не удалось получить на курсах», — пояснила эксперт.

Курсы онлайн-образования стоит рассматривать не как замену вузовскому, а как способ повышения квалификации. «Полноценно конкурировать с образованием в вузе онлайн-обучение не может, но это отличная возможность для дополнительного изучения специальностей и удобный формат для профессиональной переподготовки», — поделилась наблюдениями директор департамента по работе с персоналом BIA Technologies Юлия Полякова.

Оба вида образования вполне могут дополнять друг друга, считает гендиректор QTIM Антон Фокин. «Студент может учиться в вузе по какой-то специальности и понимать, что ему не хватает практических знаний в определенном направлении, и пойдет на курсы. Так и человек, который получил образование на курсах и уже работает в выбранном направлении, захочет получить фундаментальные знания и поступит в вуз», — резюмировал эксперт.


Ожидания бизнеса

Главной причиной отказа айтишникам является несоответствие зарплатных предложений и ожиданий соискателя (чаще всего завышенных), об этом заявили 82 % работодателей. Из-за недостаточного опыта в ИТ-профессии могут отказать 52 % работодателей. А вот отсутствие профильного ИТ-образования является причиной несостоявшегося трудоустройства лишь в 18 % случаев, следует из исследования, результаты которого привела руководитель пресс-службы hh.ru Мария Бузунова.

Обучающиеся на онлайн-курсах должны осознавать реалии рынка и трезво оценивать свои навыки, а по окончании иметь грамотно проработанное портфолио.

Основной тенденцией сейчас является плотное сотрудничество компаний и будущих выпускников. И здесь работодатели в равной степени отдают предпочтение вузам и онлайн-курсам. Взращивание наиболее перспективных кадров с момента обучения становится превалирующим, говорят эксперты.

Вторая тенденция на рынке — создание собственных курсов, на которых обучают студентов под нужды определенной компании. Больше половины опрошенных «Телеспутником» экспертов указали, что их компании планируют либо уже запустили собственные курсы.

«Если у человека есть определенные качества, такие как коммуникабельность, целеустремленность, обучаемость и сообразительность, то независимо от того, развились они в результате обучения или были у него изначально, это говорит о наличии потенциала», — отметила руководитель HR-отдела «Комфортел» Наталья Киржаева. Именно этот потенциал готовы развивать работодатели, заключила она.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий